История развития прокуратуры Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:54, реферат

Краткое описание

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3
1 СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ………………….....

3
2 РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ……………………….……

5
3 ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ………………………...

6
4 СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИХ ПОСТРОЕНИЕ…………….


9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

18

Файлы: 1 файл

История развития прокуратуры Российской Федерации..doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Фундаментальные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделение, не исключают возможность существования иных функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и "сдерживания" любой из основных ветвей власти. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспруденции концепции контрольной власти.

В российских условиях прокуратура  выполняет функции одного из элементов  системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает  меры к устранению любых нарушений  законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью  прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Подчинение прокуратуры исполнительной либо судебной власти может разрушить сложившуюся в государстве систему "сдержек и противовесов", усилить опасность нарушения законов. И исполнительные органы, и судебная власть так или иначе применяют законы. Нарушения Конституции, федеральных законов судьями, органами исполнительной власти приведут к тяжким последствиям. Если не иметь независимого от судов прокурорского надзора, то не будет механизма реагирования на нарушения законов судьями, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, получится, что последняя осуществляет надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной мере судебной властью.

Из содержания Конституции  Российской Федерации следует, что  прокуратура не может относиться к органам ни судебной, ни исполнительной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции), а ст. 77 Конституции устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов Российской Федерации, являются федеральными органами - звеньями единой централизованной системы прокуратуры (ст. 129 Конституции).

До принятия Конституции 1993 года прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной  власти, чему соответствовал порядок  назначения Генерального прокурора  Российской Федерации на должность, его' подотчетность только высшим законодательным  органам. Таким образом, прокурор был ориентирован на сотрудничество преимущественно с одной ветвью власти - законодательной, только ей был подконтролен и только ее решения обязан был выполнять.

В настоящее время  Президент, будучи главой государства, принимает на себя ответственность за состояние правовой системы и правопорядка. Прокуратура должна стать важной опорой президентской власти в ее усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

Таков правовой статус современной российской прокуратуры.

 

 

 

 

 

4 СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИХ ПОСТРОЕНИЕ

 

В соответствии со ст. 129 Конституции и ст. I Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре  Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" систему российской прокуратуры  составляют Генеральная прокуратура  Российской Федерации, прокуратуры  республик в ее составе, прокуратуры  краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов.

В системе прокуратуры Российской Федерации функционируют и специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора и Законом о прокуратуре, являются составной частью централизованной прокурорской системы и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора.

Верхнюю ступень в иерархической  лестнице системы органов прокуратуры  занимает Генеральная прокуратура  Российской Федерации - высшее звено  прокурорской системы.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует  федеративному устройству России. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В каждом из них имеется соответствующая прокуратура.

В прокуратурах субъектов Федерации  действуют сообразно административно-территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. Для более действенного и оперативного осуществления прокурорского надзора, приближения прокурорских органов к населению и городах - столицах республик, краевых и областных центрах образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур.

В ряде случаев наименование прокуратур отличается определенным своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, в Республике Тыва - прокуратуры кожуунов, а не районов.

В отдельных городах отсутствует районное деление и образованы административные округа. Соответственно с этим образуются прокуратуры административных округов и им придается статус прокуратур городских районов.

В большинстве же субъектов Федерации  имеются только прокуратуры городов  и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Специфику имеет и  организация органов прокуратуры в Москве. Здесь в соответствии с Уставом города созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры административных округов осуществляют руководство межрайонными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов на подведомственной территории. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

Как уже отмечалось, в  систему прокуратуры Российской Федерации входят также специализированные прокуратуры. К их числу относятся военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах.

Возглавляет военные  прокуратуры Главная военная  прокуратура, которая на правах структурного подразделения входит в Генеральную прокуратуру. Главный военный прокурор является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Структуру военной прокуратуры составляют: прокуратуры военных округов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.

Систему транспортных прокуратур возглавляет Управление по надзору  за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной  прокуратуры Российской Федерации. В нее входят, транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. Соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры. Так, например, Московской транспортной прокуратуре подчинены Московская авиатранспортная прокуратура и Московская речная прокуратур, которые имеют статус районных.

К числу специализированных прокуратур относятся и прокуратуры  войсковых частей, осуществляющие надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

В систему этих прокуратур входят: Второе управление Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен  Генеральным прокурором Российской Федерации.

Во всех субъектах  Российской Федерации образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

В целях усиления влияния  на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, функционируют прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

На прокуроров по надзору  за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности  по осуществлению надзора за исполнением  законов и соответствием законам  издаваемых правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

В систему органов  прокуратуры входят также научные  и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

В системе органов  прокуратуры Российской Федерации  имеются один научно-исследовательский  институт, два института повышения квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации  органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Структура органов прокуратуры  выглядит следующим образом.

Генеральная прокуратура  Российской Федерации возглавляется  Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников и  помощников по особым поручениям; помощников по особым поручениям имеют также  его заместители.

В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. № 12-111 (с последующими изменениями) созданы следующие структурные подразделения: Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления); Организационно-контрольное управление; Управление кадров; Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; Главное следственное управление (оно включает: Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; Организационно-методическое управление; Управление по расследованию особо важных дел; Отдел по надзору за расследованием особо важных дел - на правах управления; Отдел криминалистики - на правах управления; Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе; Управление по делам несовершеннолетних и молодежи; Второе управление; Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам; Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам; Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах; Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; Управление правового обеспечения; Международно-правовое управление; Отдел реабилитации жертв политических репрессий (на правах управления); Центр информации и общественных связей (на правах управления); Управление по надзору за исполнением налогового законодательства; Отдел писем (на правах управления); Приемная (на правах управления); Первый отдел (на правах управления); Управление делами; Управление делопроизводства; Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе (на правах управления); Отдел безопасности (на правах управления); Главная военная прокуратура.

Информация о работе История развития прокуратуры Российской Федерации