Характеристика квалифицированных составов контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и сущность контрабанды 6

2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (ст. 188 УК РФ) 12

2.1. Объективные признаки контрабанды 12

2.2. Субъективные признаки контрабанды 22

3. Характеристика квалифицированных составов контрабанды (ч. 3,4 ст. 188 УК РФ) 24

Заключение 28

Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность контрабанды.docx

— 69.48 Кб (Скачать)

     Для привлечения к ответственности  по п. "б" ч. 3 ст. 188 УК РФ необходимо, чтобы контрабанда была совершена лицом с использованием только служебного положения. Незаконное перемещение должностным лицом через таможенную границу товаров и иных ценностей без использования своего служебного положения не может рассматриваться как квалифицирующий контрабанду признак.

     В данном случае понятия "должностное  лицо" и "служебные полномочия" должны находиться в прямой зависимости  друг от друга. Например, при осуществлении контролируемой поставки должностное лицо использует свое служебное положение, злоупотребляет предоставленным ему правом перемещать отдельные товары и транспортные средства без таможенного контроля.

       Должностное лицо - представитель  таможенных органов, оказавшее  содействие другому лицу в незаконном перемещении через таможенную границу РФ предметов контрабанды, подлежит ответственности за соучастие в этом преступлении (ст. ст. 33, 188 УК РФ) и за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)28.

     В случае, если должностное лицо совершит указанное преступление при условии  применения к нему насилия, его уголовная  ответственность исключается.

     Под применением насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль, следует понимать любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.

     Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого вреда здоровью, вреда средней тяжести, простого и квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч.1, 2 ст.111 УК).

       Однако убийство и причинение  тяжкого вреда здоровью при  отягчающих обстоятельствах составом  данного преступления не охватываются  и образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 105 (ч. ч. 3, 4 ст. 111) и ч. 3 ст. 188 УК РФ29.

     Наиболее  опасной формой контрабанды считается  контрабанда, совершенная организованной группой. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 ст. 35 УК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 188 УК РФ такая контрабанда наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

     Распределение ролей среди участников группы и  ее устойчивость - основные признаки организованной группы. При этом ответственность по ч. 4 ст. 188 несут не только те лица, которые непосредственно перемещали товар или иной предмет контрабанды через таможенную границу, но и все другие участники организованной группы (которые, например, приобретали его с целью доставления за пределы таможенной территории страны или получали его после ввоза на нее, содействовали незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или вне его).

     Как мы уже отметили ранее, ст.188 УК РФ содержит квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, где предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

     Но  следует согласиться с мнением  Трусова К.Ю.30, что в статью 188 УК РФ следовало бы добавить и такой квалифицирующий признак как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, так как зачастую контрабанда совершается не одним лицом или организованной группой, а группой лиц по предварительному сговору. Однако ст.188 УК не предусматривает в качестве квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору». Необходимость данного квалифицирующего признака обусловлена тем, что отсутствие в диспозиции ст.188 указанного квалифицирующего признака влечет выпадение из квалификации действий преступников их совместных и целенаправленных действий на совершение преступления и, как следствие, смягчение наказания.

 

Заключение

 

     Проведенное исследование позволили сформулировать некоторые наиболее значимые выводы, по вопросам уголовно-правовой нормы о контрабанде.

     Контрабанда известна российскому законодательству еще со времен 
Древней Руси. Этот вид преступной деятельности первоначально рассматривался как правонарушение, а в более позднее время за него была установлена 
уголовная ответственность. Особенностью контрабанды является то, что он во многом зависит от исторических условий, политической обстановки, экономической системы, уголовной политики государства. В современном уголовном законодательстве контрабанда как преступление занимает прочное 
основное место в группе таможенных преступлений. Уголовно-правовая 
норма об ответственности за контрабанду, а также новеллы об иных таможенных преступлениях обладают общими конструктивными признаками, что позволило провести их теоретическое обобщение и проанализировать как самостоятельную, обладающую определенной спецификой группу. Именно 
особые свойства объекта посягательства, единый родовой объект, объединяющий их видовой объект - законодательно урегулированная деятельность 
таможенных органов, позволили объединить преступления, предусмотренные статями 188,189, 190, 193 и 194 УК РФ, в относительно самостоятельную 
группу. Отнесение контрабанды долгие годы к группе государственных преступлений можно расценить как ошибочное решение законодателя, которое было исправлено в Уголовном кодексе РФ.

     По  своей природе контрабанда является типичным таможенным преступлением корыстной направленности, совершаемой в сфере экономической деятельности. Объектом контрабанды является установленный законом порядок таможенного регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, обеспечивающий соблюдение законных прав и интересов государства, юридических и физических лиц в сфере экономической деятельности.

     Контрабанда значительно распространена, высоко латентна. Она 
имеет взаимосвязь с другими преступлениями: таможенными, должностными, экономическими и иными, а порой является своеобразной ступенью к совершению указанных преступлений, которые совершаются различными способами и лицами, с более высоким уровнем образования, определенным жизненным опытом и имеющими определенное покровительство высших чиновников власти. На практике в отдельных случаях представляется сложным произвести отграничение контрабанды от указанных преступлений и осуществить квалификацию по совокупности. В целях единообразного применения 
закона требуются разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Феде 
рации для наиболее типичных случаев квалификации, особенно в части соотношения контрабанды с группой таможенных преступлений. Также в нем целесообразно указать, что «контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров и иных 
предметов через таможенную границу Российской Федерации указанными в 
ст. 188 УК РФ способами, независимо от их ввоза или вывоза. Действия лица, 
направленные на вывоз товара и иных предметов, совершенные до предъявления декларации, необходимо оценивать как приготовление, а предъявление таможенной декларации - как покушение на контрабанду».

     Диспозиция  нормы ст. 188 УК РФ является бланкетной и требует 
глубоких знаний таможенного, административного, гражданского, налогового, валютного и другого законодательства. Вместе с тем отмечается не которая противоречивость действий самого законодателя в обозначении, напри 
мер, предмета контрабанды в уголовном, таможенном и административном 
законах. Соответственно, это порождает немало проблем в определении и 
толковании ряда применяемых терминов, касающихся понятий предмета 
контрабанды, момента окончания преступления и других вопросов.

Законодательная конструкция контрабанды включает в себя шесть 
способов совершения, которые альтернативно сочетаются с совершением активного действия — незаконным перемещением. Контрабанда признается 
оконченным преступлением с момента совершения деяния, то есть выполнения объективной стороны любыми указанными способами, и представляет собой формальный состав. Вместе с тем для ч.1 ст. 188 УК РФ присутствует 
еще один признак контрабанды - «крупный размер». С одной стороны, он 
указывает количественно-денежные параметры предмета посягательства, а с 
другой  —  служит  показателем  глубины  поражения  объекта  уголовно- 
правовой охраны. Следовало бы также дополнительно определить особо 
крупный размер контрабанды.

     Субъективная  сторона характеризуется умышленной формой вины в 
виде прямого умысла, и является одним из наиболее трудно доказуемых элементов состава контрабанды. В целях устранения проблемы определения 
специального субъекта контрабанды необходимо в примечании к ст. 285 УК 
внести дополнение, где бы указывалось, что оно распространяется не только 
на главу 30 УК, но и другие уголовно-правовые нормы, где имеется специальный субъект преступления - должностное лицо. Кроме того, в целях единообразного применения квалифицирующих признаков и устранения проблемы определения должностного лица контрабанды целесообразно квалифицирующий признак, указанный в п. «б» ч.З ст. 188 УК, «должностным лицом с использованием своего служебного положения» изменить на «лицом с 
использованием своего служебного положения»31. Субъектом контрабанды с учетом требований уголовного закона может являться вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

     Контрабанда включает в себя основной и три  квалифицированных 
состава. Можно признать, что это могло бы удачно реализовать идею дифференциации уголовной ответственности в зависимости от квалифицирующих признаков. Но, следует отметить, что они присутствуют не в полном объеме, или требуется их изменение, что послужило основанием для внесения предложения о дополнительном включении ряда квалифицирующих признаков в ст. 188 УК или изменение уже существующих. Кроме того, отмечается чрезмерная загруженность ч. 2 данной статьи из-за дублирования ряда понятий, в связи с чем целесообразно из неё исключить стратегически важные сырьевые товары, поскольку их значение практически аналогично понятию материалов.

 

Список используемой литературы

 
  1. Конституция Российской Федерации  (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //  Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4.ст. 445.
  2. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ  (ред. от 29.03.2010)  «Об оружии» //  Собрание законодательства РФ. 16.12.1996. № 51. ст. 5681.
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ  (ред. от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. № 50. ст. 4850.
  4. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1  (ред. от 30.12.2008) «О Государственной границе Российской Федерации» // "Российская газета от 04.05.1993. № 84.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.// Российская газета от 25.06.1996. № 118.
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22.  ст. 2066.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2008. № 4.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Российская газета от  07.06.2008. № 123.
  9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (по-статей-ный).  Чучаев А.И. М.: Инфра-М, Контракт, 2009.
  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010.
  11. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009.
  12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /  4-е издание, переработанное и дополненное,  под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М.:  Юрайт-Издат. 2007.
  13. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 №О судебной практике по делам о контрабанде» Рыжаков А.П. // СПС «КонсультантПлюс», 2008.
  14. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: трудности в разграничении. Кастрикина Т.Н. // Налоги (газета),.2009. № 23.
  15. Крупный размер контрабанды. Титова В. // Законность. 2008. № 5.
  16. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел 8 УК РФ). Постатейный. М.: Волтерс Клувер, 2006.  // СПС "КонсультантПлюс".
  17. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. Лебедева В.М. М., Норма. 2008.
  18. О судебной практике по делам о контрабанде. Фоков А. // Российский судья.  2008. № 7.
  19. Пантюхин А.В. Особенности причинного комплекса контрабанды промышленных товаров // Правоохранительные механизмы обеспечения экономической безопасности, противодействия экономическим и налоговым преступлениям. Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых. М.: Изд-во Акад. экон. безопасности МВД России, 2005.
  20. Понятие экономической контрабанды, ее уровень и динамика. Гирько А.С. // Российский следователь. 2008. № 3.
  21. Проблемная контрабанда. Мошкович М., Терешко Ю., Завойкина Н. // ЭЖ-Юрист. 2008. № 23.
  22. Трусов К.Ю. «Статья 188 УК нуждается в корректировке». / Законность. 2004 г. № 5.
  23. Трудности противодействия контрабанде. Уваров И. // Законность  2007. № 8.
  24. Уголовное право. Особенная часть.  Отв. ред. Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2008.
  25. Уголовное право России. Часть особенная.  Отв. ред. Кругликов Л.Л.  2-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2007.
  26. Уголовное право. Общая и Особенная части.  Под ред. Кадникова Н.Г. М.: Городец, 2007.
  27. Уголовное право Российской Федерации: Учебник для высших учебных заведений / Под общей  редакцией  д.ю.н., доцента И.А. Бобракова, д.ю.н., профессора А.А. Телегина – Брянск: БФ МосУ МВД РФ. 2008.

Информация о работе Характеристика квалифицированных составов контрабанды