Характеристика квалифицированных составов контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и сущность контрабанды 6

2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (ст. 188 УК РФ) 12

2.1. Объективные признаки контрабанды 12

2.2. Субъективные признаки контрабанды 22

3. Характеристика квалифицированных составов контрабанды (ч. 3,4 ст. 188 УК РФ) 24

Заключение 28

Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность контрабанды.docx

— 69.48 Кб (Скачать)

     Придание  одним товарам вида других - это  существенное изменение внешних  характерных признаков предметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.

     Перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации.

     Предметом такой формы контрабанды, как  перемещение товаров с обманным использованием документов выступают поддельные, недействительные или полученные незаконным путем документы, документы, содержащие недостоверные сведения. Под документами следует понимать документы: транспортные (перевозочные) - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках; коммерческие - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; таможенные, составляемые исключительно для таможенных целей.

     Перечень  документов и сведений, порядок их представления определяются таможенным комитетом РФ в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства РФ. Под обманным использованием документов понимается представление таможенному органу РФ в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных, недействительных документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам20.

     Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

     Средства  идентификации могут изменяться или уничтожатся только таможенными органами РФ или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу РФ незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования реальной угрозы. Под обманным использованием средств таможенной идентификации понимается использование поддельного либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

     Обманное  использование документов или средств  таможенной идентификации состоит в представлении таможенному органу поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства таможенной идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

     Перемещение, сопряженное с недекларированием.

     Товары  и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ подлежат декларированию таможенному органу РФ.

     Декларирование  производится путем заявления по установленной форме(письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

     Форма и порядок декларирования, а также  перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются государственным таможенным комитетом РФ.

     Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

     Перемещение, сопряженное с недостоверным  декларированием.

     Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

     Под недостоверным декларированием  товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу  РФ, понимается заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

     При этом недостоверное декларирование не дает основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Если же лицо заявляет в декларации и в иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверные сведения о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявляет иные недостоверные сведения, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, то эти действия следует признать не как недостоверное декларирование, а как действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, т. е действия предусмотренные ст. 282 ТК РФ21.

     Для признания контрабанды оконченным преступлением необходимо, чтобы с использованием указанных способов (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, недекларирование или недостоверное декларирование и др.) имело место фактическое перемещение товаров через таможенную границу РФ. Это положение равно относится к случаям как ввоза, так и вывоза товаров, однако требует конкретного рассмотрения применительно к различным ситуациям.

     При перемещении товаров на таможенную территорию России помимо мест, где  осуществляется таможенный контроль, преступление окончено с момента фактического перемещения их через таможенную границу, так как уже с этого момента субъект получает возможность распоряжаться по своему усмотрению контрабандно ввезенными товарами. Иная ситуация имеет место при ввозе товаров на таможенную территорию РФ через пункты пропуска через Государственную границу, где одновременно проводится таможенный контроль и таможенное оформление. Эти пункты располагаются не непосредственно на Государственной (таможенной) границе РФ, а на определенном, иногда значительном отдалении от нее (например, в аэропортах, морских и речных портах). Практически во всех подобных случаях перемещение товаров через таможенную границу происходит до того, как перевозчик доставляет ввезенные им товары в пункт пропуска через Государственную границу РФ, где он обязан предъявить их таможенному органу (п. 2 ст. 69 Таможенного кодекса РФ22). При этом пересечение таможенной границы при наличии умысла на контрабанду еще не образует оконченного состава преступления, что произойдет при прохождении зоны таможенного контроля (фактическом выпуске товаров) с сокрытием контрабандного товара от таможенного контроля, обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларированием или недостоверным декларированием. При обнаружении контрабандных товаров при таможенном контроле содеянное следует рассматривать как покушение на контрабанду.

     При вывозе товаров моментом окончания  преступления является фактическое пересечение ими таможенной границы. Все иные действия, непосредственно направленные на вывоз товаров (подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения, вход (въезд) физического лица с контрабандно перемещаемыми товарами в зону таможенного контроля и т.п., в том числе и прохождение зоны таможенного контроля), образуют покушение на контрабанду, поскольку до момента пересечения таможенной границы товары считаются находящимися под таможенным контролем. В силу этого до момента фактического пересечения таможенной границы у субъекта остается возможность добровольного отказа от совершения преступления23.

     В связи с этим трудно согласиться  с разъяснениями, содержащимися  в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде». Так, в п. 5 Постановления указано, что при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что их ввоз совершается одним из указанных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товаров под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов24.

2.2. Субъективные признаки контрабанды

 

     Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленной виной в виде прямого  умысла. Лицо осознает, что незаконно  перемещает через таможенную границу Российской Федерации предмет контрабанды и желает совершить эти действия. При этом сознанием виновного охватывается противоправный способ вывоза или ввоза такого предмета.

     Субъектом контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, может быть лицо, достигшее 16-ти лет25.

     Субъективная  сторона контрабанды, предусмотренной  ч. 1 ст. 188 УК, характеризуется виной  в форме прямого умысла. Если перемещение  товара выразилось в недекларировании товара (второй вид перемещения товара) по небрежности, то ответственность  должна наступать не по ст. 188 УК РФ, а по ст. 279 ТК как за административное правонарушение26.

     С субъективной стороны контрабанда  предполагает наличие вины в форме  прямого умысла. Виновный сознает, что  незаконно перемещает товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из способов, указанных в ст. 188 УК, и желает переместить их через таможенную границу. Например, при контрабанде товаров с сокрытием их от таможенного контроля лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу те или иные товары и использует для этого тайник, затрудняющий их обнаружение, или придает одним товарам вид других и желает переместить через таможенную границу товары таким путем.

     Для состава контрабанды не имеет  значения, чем было обусловлено желание  виновного незаконно переместить  товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации.

 

3. Характеристика квалифицированных составов контрабанды (ч. 3,4 ст. 188 УК РФ) 

 

     В ч. 3 ст. 188 УК РФ содержатся особо квалифицирующие  признаки контрабанды:

     1) ( п. «а» - утратил силу);

     2) совершение контрабанды должностным  лицом, использующим свое служебное  положение (п. "б");

     3) применение насилия к лицу, осуществляющему  таможенный контроль (п. "в")27.

     Необходимо  отметить, что контрабанда, совершенная  должностным лицом с использованием своего служебного положения представляет повышенную общественную опасность.

     Должностным лицом, совершающим контрабанду  с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно - распорядительные или властные полномочия. В соответствии с Таможенным кодексом РФ к таким лицам относятся: начальник таможни и его заместители; инспектора; другие должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и проводящие таможенный контроль, проводящие таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

     Ими могут быть должностные лица, которые  по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также должностные лица, освобожденные в силу ст. 188 Таможенного кодекса от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу.

     Согласно  ст. 188 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождаются от таможенного досмотра личный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Информация о работе Характеристика квалифицированных составов контрабанды