Характеристика квалифицированных составов контрабанды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и сущность контрабанды 6

2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (ст. 188 УК РФ) 12

2.1. Объективные признаки контрабанды 12

2.2. Субъективные признаки контрабанды 22

3. Характеристика квалифицированных составов контрабанды (ч. 3,4 ст. 188 УК РФ) 24

Заключение 28

Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность контрабанды.docx

— 69.48 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Понятие и сущность контрабанды 6

2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (ст. 188 УК РФ) 12

2.1. Объективные признаки контрабанды 12

2.2. Субъективные признаки контрабанды 22

3. Характеристика квалифицированных составов контрабанды (ч. 3,4 ст. 188 УК РФ) 24

Заключение 28

Список используемой литературы 32

 

       Введение

 

       На  современном этапе развития Российского  государства, характеризующемся стабилизацией общественных отношений, ориентированием государственной политики на решение социальных вопросов, важно создать надлежащие условия для продолжения политических, правовых и экономических реформ. Для решения данной проблемы необходимо наладить систему государственного и общественного контроля в сфере экономики в целом и повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в области борьбы с экономической преступностью в частности. При этом анализ правоприменительной практики отчетливо показывает, что основной акцент правоохранительные органы сегодня должны делать на предупреждении, пресечении и раскрытии контрабанды.

       КОНТРАБАНДА - (от ит. contrabando от contra - против и bando - правительственный указ) - преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК РФ).1 Определение основывается на понятии "контрабанда", данном в ст. 219 ТК. До принятия ТК (1993) термин "контрабанда" обозначал также соответствующее административное правонарушение в таможенной сфере.

       Во  многих странах мира контрабанда  признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. В высокоразвитых странах: США, Германии, Великобритании, Франции - на борьбу с контрабандой выделяются огромные деньги из бюджета.

       Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов  налогов и пошлин; низкий уровень  налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

       Особую  опасность представляют контрабандный  ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров.

       По  данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 1999 г. было выявлено 3304 факта контрабанды, в 2000 г. - 3525, в 2001 г. - 3982, в 2002 г. - 4371, в 2003 г. - 3860, в 2004 г. (только ч. ч. 2, 3, 4 ст. 188 УК РФ) - 2145, в 2005 г. - 2498, в 2006 г. - 2078, в 2007 г. - 2288 фактов.

       Несмотря  на совершенствование законодательства, кадровое и техническое укрепление таможенных органов, а также широкое освещение порядка прохождения таможенного контроля, об усилении административной и уголовной ответственности за контрабанду, в судах Российской Федерации доля по данной категории уголовных дел составляет от 3 до 5% от числа иных рассматриваемых дел.

       Актуальность  проблемы контрабанды обусловлена  тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.

       Настоящая курсовая работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой) такого вида экономического преступления как контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.

       Актуальность  проблемы контрабанды обусловлена  тем, что данная деятельность приобрела  в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.

       Настоящая курсовая работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой такого вида экономического преступления как контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.

       Достижение  цели осуществляется постановкой и  реализацией следующих задач:

    • дать общую характеристику понятию контрабанды;
    • проанализировать объективные и субъективные признаки контрабанды;
    • раскрыть уголовно-правовую характеристику квалифицированных видов контрабанды.

       Объектом  данной работы является совокупность общественных отношений, обеспечивающих порядок перемещения через таможенную границу России товаров и иных предметов.

       Предметом курсовой работы являются сущность и особенности контрабанды в России, уголовно-правовая характеристика контрабанды, ее виды и признаки, проблемы противодействия.

       В качестве методов научного исследования использовались: сравнительно-правовой, системный. С помощью сравнительно-правового метода удалось отграничить контрабанду от смежных составов преступлений. Системный анализ позволил определить место контрабанды в системе Особенной части УК РФ.

       При написании данной работы использовалась научная и периодическая литература, а также действующее законодательство Российской Федерации. Были проанализированы труды таких научных деятелей как В.М. Лебедев, В.П. Верин, В.А. Казаков, А.И. Чучаев, И.А. Бобраков, и другие.

       1. Понятие и сущность  контрабанды

 

       Наиболее  серьезные трудности в практической деятельности правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика, развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической печати. Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла2.

       Анализируя  нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы утверждают, что  «законодатель фактически искусственно разделил одну норму на две», так  как «состав преступления, указанный  в ст. 188, полностью поглощает состав ст. 194». Безусловно, рассматриваемые  преступления имеют сходные между  собой признаки, но, думается, что  в целом с подобными утверждениями вряд ли можно согласиться, и прежде всего потому, что в указанных статьях УК РФ содержатся нормы, формулирующие признаки преступлений, существенно различающихся по непосредственному объекту. Непосредственный объект преступления является одним из основных критериев разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (как, впрочем, и разграничения контрабанды с другими таможенными преступлениями). Норма, закрепленная в ст. 188 УК РФ, направлена на защиту общественных отношений, регламентирующих установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на общественные отношения, определяющие установленный порядок уплаты таможенных платежей в доход государства и формирование доходной части бюджета государства. Очевидная содержательная разница общественных отношений, охраняемых ст. 188 и ст. 194 УК РФ, свидетельствует о самостоятельности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей.

       Думается, что разграничивать контрабанду  и уклонение от уплаты таможенных платежей следует также по предмету посягательства. Так, предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ; предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 110 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ), а точнее те денежные средства, которые государство недополучит в результате невыполнения гражданином обязанности по уплате таможенных платежей при перемещении товаров с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого3.

       Законодатель  по-разному определил крупный  размер для рассматриваемых преступлений. При совершении контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 250 тыс. рублей4.

       С объективной стороны контрабанда  состоит в незаконных действиях  по перемещению через таможенную границу РФ товаров или иных предметов  в крупном размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), либо товаров, ограниченных или изъятых  из свободного гражданского оборота (ч. 2 ст. 188 УК РФ). При этом способы контрабанды  исчерпывающе изложены в законе: перемещение  помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием5.

       С точки зрения особенностей законодательной  конструкции объективной стороны  можно констатировать, что контрабанда  является преступлением с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.

       Каждое  из действий, составляющих контрабанду  являются самостоятельными и совершаются в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.

       Контрабанду следует отграничивать от невозвращения  на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона и субъект.

       Непосредственным  объектом невозвращения на территорию Российской Федерации предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением предметами художественного, археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ.

       Различий  по предмету между указанными преступлениями проводить не следует, так как  по смыслу термин «культурные ценности»  включает в себя предметы художественного, исторического и археологического достояния, которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ. Указанные понятия имеют одинаковое содержание и юридическое значение. Как верно отмечено Грязновым А.В., «это различие терминологическое, а не сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-разному»6.

       Необходимо  иметь ввиду, что ответственность  по ст. 190 УК РФ может наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).

Информация о работе Характеристика квалифицированных составов контрабанды