Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 10:17, курсовая работа
Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.
Введение 3
1. Понятие и сущность контрабанды 6
2. Уголовно-правовая характеристика контрабанды (ст. 188 УК РФ) 12
2.1. Объективные признаки контрабанды 12
2.2. Субъективные признаки контрабанды 22
3. Характеристика квалифицированных составов контрабанды (ч. 3,4 ст. 188 УК РФ) 24
Заключение 28
Список используемой литературы 32
В
отличие от контрабанды, субъектом
совершения которой может быть физическое
вменяемое лицо, достигшее 16-летнего
возраста (общий субъект), субъект
преступления, предусмотренного ст. 190
УК РФ, характеризуется
Проанализировав
действующие нормативно-
Таким образом, с учетом выше сказанного сделаем общую характеристику контрабанды. Под контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации движимого имущества, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Контрабанда, как одно из опаснейших криминальных проявлений, известна во всех странах. В зависимости от уровня экономического развития того или иного государства и покупательской способности граждан незначительно могут различаться лишь объемы конкретного предмета контрабанды. Так, при высоком уровне экономического развития преобладает незаконный ввоз предметов роскоши и вывоз продуктов промышленного производства8.
В случае с Россией, находящейся в стадии становления и развития рыночной экономики, преобладает нелегальный ввоз товаров народного потребления - одежды, обуви, бытовой электроники, как правило, низкого качества, либо, напротив, дорогостоящих товаров - ювелирные изделия, часы, дорогостоящая техника. При нелегальном вывозе в основном преобладает сырьевая направленность товаров - лес, металл, нефть, газ.
С
одной стороны, как ни парадоксально,
контрабанда позволяет
С
другой же стороны, очевидно, что контрабанда
наносит существенный вред не только
государству, но и субъектам
Понятие "контрабанда" произошло от итальянского contra - против, bando - правительственный указ. В настоящее время общественная опасность рассматриваемого преступного посягательства особенно возрастает. Это связано с тем, что контрабанда стратегического сырья, наркотиков, оружия, культурных ценностей, валюты представляет угрозу не только экономической, но и общественной безопасности России. Именно с целью контрабанды совершаются многие крупные хищения и должностные преступления. Выявленные факты контрабанды ядерных, радиоактивных и других веществ и материалов в условиях, когда террористические и экстремистские проявления достигли своего апогея, свидетельствуют об угрозе общественной безопасности не только для отдельных государств, но и всему мировому сообществу. Именно поэтому борьба с контрабандой наряду с происходящими процессами интеграции должна стать приоритетным направлением в совместной деятельности правоохранительных органов всех цивилизованных государств9.
Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.
Непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации10.
Для уголовно-правовой характеристики контрабанды большое значение имеет анализ признаков предмета этого преступления. В теории уголовного права предметом преступления признаются материальные объекты, вещи (предметы), в которых проявляются определенные свойства охраняемых уголовным законом общественных отношений и на которые непосредственно воздействует лицо, совершающее преступление. Если объект преступления - категория абстрактная, недоступная для непосредственного восприятия, то предмет всегда материален, доступен для восприятия человеком. Предметы контрабанды отправляются и перевозятся, перемещаются в пространстве, переходят из владения, пользования, распоряжения одних лиц к другим и т. д. Предметом контрабанды, предусмотренной ч. 1. ст. 188 УК РФ, могут быть любые товары и предметы, за исключением перечисленных в ч. 2 этой статьи, а также недвижимое имущество, помимо перечисленного в ч. 2 ст. 188 УК.
Для детальной характеристики предметов контрабанды необходимо обращаться к ряду норм гражданского права, таможенного и иного законодательства. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»11 предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом РФ (пп. 1 - 3 п. 1 ст. 11)12 и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (п. 26 ст. 2)13, включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец). Исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды наряду с другим имуществом являются наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.
Что касается предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что их конкретизированный ("поименный") перечень является исчерпывающим. Перемещение этих предметов через таможенную границу связано с соблюдением специальных правил. Размер перемещения (стоимости перемещенных предметов) применительно к ч. 2 ст. 188 в законе не оговаривается. Признаки, конкретные свойства, порядок оборота включенных в этот перечень наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; стратегически важных сырьевых товаров; культурных ценностей определяются в федеральных законах "О наркотических средствах и психотропных веществах" (1998 г.), "Об оружии" (1996 г.)14, "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (1993 г.) и во множестве других нормативных правовых актов, включая Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др., а также в лексикографических источниках. Нельзя не отметить, что это создает значительные трудности для правоприменения.
Объективная сторона контрабанды включает действие, определяемое в законе как «перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов», совершаемое одним из указанных в законе способов.
Таможенной границей являются пределы таможенной территории РФ (территории РФ), а также пределы (периметры) особых экономических зон, находящихся на территории РФ и создаваемых в соответствии с федеральными законами, и пределы (периметры) находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ (т.е. за пределами Государственной границы) искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию (ст. 2 Таможенного кодекса РФ). Таким образом, таможенная граница РФ в основном совпадает с Государственной границей РФ, за указанными исключениями, в силу которых перемещение товаров через таможенную границу РФ возможно и в пределах таможенной территории РФ (например, ввоз (вывоз) товаров в пределы (из пределов) особой экономической зоны с остальной части территории РФ)15.
Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Последнее производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа РФ. По сути, эта форма преступления состоит в перемещении товаров без таможенного оформления.
Перемещение предметов контрабанды через таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами:
Для
более полного понимания
Перемещением товаров помимо таможенного контроля будет их перемещение через таможенную границу РФ (ввоз или вывоз) вне определенных таможенными органами мест (таможен, таможенных постов) или вне установленного времени производства таможенного оформления. Сюда же относятся случаи перемещения товаров путем прорыва таможенной границы - открытое перемещение, минуя таможенный контроль, а также перемещение, осуществленное в установленном месте, но при этом таможенный контроль не проводился в результате подкупа должностного лица17.
Понятие" таможенный контроль" раскрывается в п.п. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ, где указано, что таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; устного опроса; получения пояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра; проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенной ревизии; а также в других формах, предусмотренных законодательными актами либо не противоречащие им.
Перемещение через таможенную границу совершенное с сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов являются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела)18. (абз. 2 п. 8);
Для установления указанного признака необходимо иметь в виду, что тайниками являются места, специально:
Информация о работе Характеристика квалифицированных составов контрабанды