Групповое преступление: понятие, признаки и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Преступность последних десятилетий представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Изучение статистических данных показывает, что в значительном числе случаев преступная активность населения протекает в групповых формах.
Трудно найти общественную сферу, которая была бы вне интересов организованной и групповой преступности. Значительная часть корыстных и корыстно-насильственных посягательств также совершается в составе группы. Заметна взаимосвязь групповой преступности и коррупции.

Оглавление

Введение.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.
1. Понятие групповой преступности.
2. Общественная опасность групповой преступности.
3. Криминологическая характеристика и классификация преступных групп.

ГЛАВА 2. ДЕТЕРМИНАНТЫ ГРУППОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.
1. Понятие и классификация детерминантов групповой преступности.
2. Общесоциальные детерминанты групповой преступности.
3. Социально-психологические детерминанты групповой преступности.
4. Психологические детерминанты групповой преступности

ГЛАВА 3. КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
1. Понятие и виды криминологического предупреждения групповой преступности.
2. Общекриминологическое предупреждение групповой преступности.
3. Специально-криминологическое предупреждение групповой преступности.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Уголовное право.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Специфика криминологической профилактики состоит также и в мерах воздействия. Реализация мер уголовно-правового, уголовно-процессуального права основана на нормах соответствующих отраслей законодательства и предполагает в основном индивидуально-предупредительное воздействие на конкретных лиц (наказание, меры пресечения и т. д.), причем воздействие, связанное с реализацией уголовной ответственности. Криминологические меры предупреждения основаны на нормативных актах, не относящихся к указанным видам законодательства, либо регулируются правом в общей форме (например, воспитательное воздействие), эти меры предполагают принуждение, не связанное с реализацией уголовной ответственности. Кроме того, криминологическая профилактика предполагает не только и не столько принуждение, но и проведение с определенными лицами, социальными группами и обществом в целом воспитательной работы, защиту прав и законных интересов личности, оказание лицам необходимой социальной и правовой помощи.

Исходя из объекта профилактики, следует выделять два вида криминологического предупреждения: общекриминологическое и специально-криминологическое. Оба вида предупреждения предназначены для воздействия на групповую преступность. Однако механизм этого воздействия является различным. Общекриминологическое предупреждение воздействует на групповую преступность через ту часть социальной среды, которая является носителем детерминант этой преступности. Значение этого предупреждение заключается в устранении и нейтрализации детерминант групповой преступности и возможностей социальной среды по их воспроизводству, по средствам опосредованного воздействия. Специально-криминологическое предупреждение непосредственно воздействует на групповую преступность, так как его объектом является среда, содержащая преступные группы и лиц, совершивших групповые преступления.[53]

Отличие между этими видами криминологического предупреждения состоит также в том, какими субъектами и какими методами оно осуществляется. Общекриминологическое предупреждение осуществляется в основном теми субъектами, которые реализуют общесоциальные задачи, несвязанные с обеспечением общественного порядка,  и мерами несвязанными с государственным принуждением. Специально-криминологическое предупреждение осуществляется субъектами, занимающимися обеспечением правопорядка  и  мерами,  как правило связанными с принуждением.

Исходя из приведенного анализа, криминологическое предупреждение групповой преступности можно определить как деятельность государственных и негосударственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, осуществляемую на общекриминологическом и специально-криминологическом уровнях, с целью ликвидации и нейтрализации групповой преступности посредством использования мер, связанных и не связанных с принудительным воздействием на лиц, совершивших эти преступления,  и лиц с социально отклоняющимся поведением.

 

2. Общекриминологическое предупреждение групповой преступности

              Общекриминологическое предупреждение групповой преступности неоднородно и осуществляется в зависимости от детерминант, на различных уровнях, а именно: на общесоциальном, социально-психологическом и психологическом уровнях. Различие по уровням воздействия позволяет более точно обозначить те «срезы» социальной среды, на которые оказывается профилактическое воздействие, увязать общегосударственную профилактику с мерами, с мерами, применяемыми к конкретным субъектам общественных отношений.

              На общесоциальном уровне специфика детерминант групповой преступности заключается в существовании «серых зон», которые состоят из двух видов социальной среды: из социальной среды, содержащей в себе только детерминанты групповой преступности, и социальной среды, содержащей в себе элементы групповой преступности. В первую разновидность социальной среды входят лица, для которых нормой является не преступное социально отклоняющееся поведение. Вторую разновидность социальной среды составляют субъекты преступной деятельности: преступные группы и лица, совершившие групповые преступления. Особенность общекриминологического воздействия заключается в том, что воздействие осуществляется только на субъектов социально-отклоняющегося поведения, то есть криминогенные группы и маргинальные личности. Та часть «серых зон», которая включает в себя субъектов преступной деятельности, входит в объект специально-криминологического предупреждения групповой преступности[54].  Целью общекриминологического воздействия на «серые зоны» является нейтрализация или локализация их негативного влияния на социальные процессы в обществе, создание предпосылок для укрепления антикриминогенного потенциала общества. Очевидно, что указанные цели могут быть достигнуты, только за счет государственной политики в целом.

              Экономическую основу существования «серых зон» составляет теневая экономика, воздействие на которую возможно с помощью двух основных стратегий. Первая стратегия – это путь ограничений и пресечений нежелательных форм экономического поведения, вторая стратегия, напротив, предполагает поощрение желательных общественно полезных, экономически эффективных форм поведения.[55]

              Поощрение экономически полезных форм поведения предполагает, во-первых, создание государством благоприятных условий для законной предпринимательской деятельности. Во-вторых, стимулирование со стороны государства деятельности законопослушных граждан по созданию и усилению системы криминологической безопасности сфер своей деятельности и объектов собственности.

              Вторая стратегия борьбы с теневой экономикой предусматривает, как уже отмечалось, ограничение и пресечение нежелательных видов экономического поведения. В частности, необходимо ужесточить контроль за оборотом предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих (наркотические средства, оружие).  Либерализация подобных отношений способствует формированию криминального рынка и обслуживающей его предпринимательской деятельности.

              Во-вторых, необходимо  усилить контроль государства за кредитно-денежной системой, которая является наиболее удобной для легализации средств, добытых преступным путем, прежде придать финансовым сделкам прозрачный характер[56].  Безусловно, это будет ограничивать сферу действия банковской тайны, однако такое ограничение является общепринятой мировой практикой, предусматривающей две модели контроля за такими сделками. Первая модель предполагает обязательное сообщение компетентным органам о всех сделках, превышающих определенную сумму наличными или их эквивалента. Вторая модель контроля предполагает сообщение банками властям обо всех подозрительных сделках, в которых могут присутствовать нелегальные доходы. Представляется, что в российской действительности, где финансовые структуры не отличаются особой щепетильностью в выборе клиентов, а само понятие подозрительной сделки является крайне неопределенным, предпочтительной является первая модель контроля над финансовыми сделками.

              В-третьих, необходимо ограничить необоснованно широкую либерализацию внешнеэкономической деятельности, способствующую незаконному вывозу из России сырьевых ресурсов, проникновению в нашу страну транснациональных преступных группировок, их сращиванию с российской организованной преступностью.

              Объектом общекриминологического предупреждения групповой преступности на социально-психологическом уровне является социальная среда, представленная криминогенными группами, которые являются этапом в развитии преступных групп. Цель таково воздействия заключается в нейтрализации негативного влияния криминогенных групп на личность, пресечения процесса их трансформации в преступные группы.

              В профилактической работе с криминогенными группами следует условно выделять два этапа:

              - выявление и изучение группы;

              - оказание на группу профилактического воздействия.

Выявление криминогенной группы предполагает, во-первых, определение её антиобщественного характера, во-вторых, установление основных количественно-качественных признаков. Группа считается криминогенной, если в нее входят лица, совершившие преступления, лица, совершившие административные правонарушения, лица с социально-отклоняющимся поведением. Выявление количественно-качественных признаков предполагает установление состава их участников, характера связей, лидеров, мест сборов и сферы территориального влияния.

              Оказание на группу профилактического воздействия предполагает работу как группы в целом, так и с отдельными её участниками. Выделяют два основных способа воздействия на криминогенные группы: разобщение и переориентация[57]. Разобщение группы заключается в ее разложении, в том, что ликвидируется, либо затрудняется общение её участников. Переориентация группы состоит в том, что полностью, либо в какой-то мере сохраняется её состав, однако сама группа под профилактическим воздействием меняют свою направленность на социально позитивную.

Профилактическое воздействие на отдельных участников криминогенных групп означает осуществление общекриминологического предупреждения групповой преступности на психологическом уровне. Целью такого воздействия является нейтрализация тех антиобщественных свойств личности, которые могут перерасти в криминальную мотивацию, характерную для совместной преступной деятельности. Вне зависимости от форм и методов предупреждения на психологическом уровне, оно должно опираться на социально полезные свойства личности, задействовать антикриминогенный потенциал формального и неформального окружения личности, включать в себя воспитание личности, защиту её прав и законных интересов, оказание ей социальной и правовой помощи.

Таким образом, общекриминологическое предупреждение групповой преступности воздействует на ту часть социальной среды, которая содержит детерминанты этой преступности, то есть социальные группы и лиц, с социально отклоняющимся поведением. Это предупреждение осуществляется субъектами, решающими общесоциальные задачи, не связанные с обеспечением правопорядка, и теми мерами, которые, как правило, не связаны с принуждением.

 

3. Специально-криминологическое предупреждение групповой преступности

              В рамках специально-криминологического предупреждения групповой преступности, следует выделять общесоциальный, социально-психологический и психологический уровни.   Однако, независимо от уровня профилактического воздействия, специально-криминологическое предупреждение характеризуется особым объектом, который составляют преступные группы и лица, совершающие групповые преступления. Кроме того,  данный вид профилактики осуществляется в основном правоохранительными органами и мерами, в значительной степени связанными с государственным принуждением.

              Целью специально-криминологического предупреждения на общесоциальном уровне является локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности этой части «серых зон», создание предпосылок для укрепления антикриминогенного потенциала основных институтов социализации личности. На этом уровне специально-криминологическое предупреждение реализуется в трёх направлениях.

              Первое направление связано с созданием препятствий к легализации деятельности конкретных преступных групп в обществе, прежде всего через экономическую сферу. Преступные группы пытаются легализоваться через деятельность предприятий, руководители которых используют нелегальные экономические схемы. Преступные группы либо помогают таким руководителям в осуществлении их незаконных планов, либо шантажируют их разглашением информации о незаконных действиях. В ряде случаев преступные группам удается найти подход и к законопослушным гражданам, занимающим определенные должности в силу общего страха перед криминалитетом или в силу ложного представления о том, что каждое предприятие должно иметь солидную «крышу» (поддержку и прикрытие криминальными структурами). В таких ситуациях помогает оглашаемая правоохранительными органами информация об истинном положении преступной группы  в криминальном мире, о наличии связей у группы с правоохранительными органами.

              Второе направление – это вытеснение легализовавшихся преступных групп из сферы экономики, с помощью законных мер, затрудняющих экономическую деятельность предприятий, находящихся под контролем этих групп (применение штрафных санкций за нарушение правил охраны труда, нарушения налогового и экономического законодательства и т. д.)

              Эти два направления упростят задачу борьбы с преступными группами, поскольку соответствующие меры вытеснят их с «правового поля»,  где они всегда смогут сохранить основу для своего воспроизводства в случае неудачи в чисто криминальной сфере деятельности.

              Третье направление специально-криминологического предупреждения групповой преступности на общесоциальном уровне предполагает вытеснение криминальных методов регулирования общественных, прежде всего экономических отношений. Особенно актуальным в этом плане представляется вытеснение криминальных структур из сферы отношений по возвращению кредиторам долгов.  Отсутствие в обществе эффективных правовых и легальных исполнительских механизмов взыскания денежных сумм или имущества с должников приводит к тому, что для этого привлекается преступная среда, предоставляющая кредиторам более надежный и быстрый способ возврата долгов. В литературе отмечается, что существует две формы взыскания долгов криминальными структурами. Первая форма – это взыскание долгов по решению криминального авторитета, выступающего в роли арбитра. Вынесенное решение обычно исполняется без проблем в силу высокого авторитета преступного лидера. Вторая форма предполагает реализацию преступными группами заказа кредитора в отношении должника без решения какого-либо спора между указанными лицами[58]. Вытеснение криминальных структур из сферы экономических отношений предполагает, прежде всего, возвращение государства в сферу этих отношений, восстановление его регулятивных функций, силы и авторитета. Позитивном шагом в этом направлении стало создание службы судебных приставов, призванных обеспечить исполнение судебных решений.

Информация о работе Групповое преступление: понятие, признаки и ответственность