Амнистия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:03, реферат

Краткое описание

Основа института помилования основывается на нормах государственного (конституционного) права

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования …………………………..6

1.1. Понятие и общая характеристика амнистии ………………………………..6

1.2. Понятие и общая характеристика помилования …………………………..10

Глава 2. Проблемы и перспективы амнистии и помилования ………………...15

2.1. Проблемы и перспективы амнистии ………………………………………..15

2.2. Проблемы и перспективы помилования осужденных военнослужащих …19

Заключение ………………………………………………………………………..28

Список литературы ……………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

    При сокращении в порядке помилования  назначенного наказания возможно уменьшение, по нашему мнению, размера штрафов, которые все чаще назначаются осужденным военнослужащим. Между тем могут иметь место случаи, когда осужденные не смогут выплатить штраф в полном размере и будут ходатайствовать перед Президентом РФ о помиловании (тем более что военнослужащие как по призыву, так и по контракту обычно имеют мало денежных средств как во время военной службы, так и после увольнения в запас).

    Кроме того, полагаем, что Президент РФ может в порядке помилования  освободить военнослужащих от отдельных карательных правоограничений наказания либо существенно смягчить их, к примеру уменьшить процент удержания из денежного довольствия при отбывании ограничения по воинской службе (ст. 51 УК РФ).

    Полагаем, что в порядке применения помилования  Президент РФ может сократить  и дополнительное наказание. Если военнослужащий осужден к лишению воинского  звания и государственных наград, то Президент РФ вправе освободить его от лишения государственных наград как полностью, так и в какой-то части. Военнослужащему могут быть возвращены государственные награды, к примеру полученные за участие в контртеррористической операции на территории Северного Кавказа.

    Упомянутые способы сокращения наказания в результате помилования, по нашему мнению, можно применять на основании ст. 85 УК. Если наши доводы верны, то необходимо внести соответствующие дополнения и уточнения в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500.

    Помимо  этого, в Положении не урегулированы особенности рассмотрения ходатайств осужденных военнослужащих, отбывающих наказание без изоляции от общества, что также свидетельствует о необходимости его переработки16.

    В ходе применения помилования, в соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ, возможна замена наказания более мягким видом наказания. В отличие от замены судом неотбытой части наказания более мягким наказанием, возможной лишь в отношении лиц, отбывающих ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы (ч. 1 ст. 80 УК РФ), Президент в порядке помилования, по нашему мнению, может заменить любой вид наказания. Соответственно, для этого необходимо, чтобы в перечне наказаний, предусмотренном в ст. 44 УК РФ, имелось наказание, которое является более мягким по отношению к отбываемому осужденным.

    Что касается военнослужащих, то для них  имеет определенную специфику также  проблема определения субъектов  инициирования помилования осужденных17.

    Действующее уголовно-исполнительное законодательство закрепляет двух субъектов обращения  с ходатайством о помиловании: это  осужденный (ст. 176 УИК РФ) и администрация исправительного учреждения (ч. 5 ст. 113 УИК РФ). Осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании путем подачи его через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, которыми могут быть как администрация исправительного учреждения, уголовно-исполнительной инспекции, так и командование дисциплинарной воинской части, командование иной воинской части, в которой проходит службу осужденный военнослужащий. Дальнейшее прохождение ходатайства должно было регламентироваться Положением, однако его нормы рассчитаны на рассмотрение ходатайств лиц, отбывающих лишение свободы. Особенности рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества, а также осужденных военнослужащих в данном нормативном акте отсутствуют.

    Поэтому некоторыми авторами было обоснованно  предложено дополнить действующий Указ Президента РФ № 1500 особенностями рассмотрения ходатайств осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также осужденных военнослужащих в территориальных комиссиях субъектов Российской Федерации по вопросам помилования.

    Иные  авторы предложили изложить недостающие  нормы в Федеральном законе «О помиловании», проект которого был опубликован в № 4 журнала «Закон» за 2002 г. В ч. 2 ст. 10 законопроекта сказано, что осужденный, отбывающий наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, направляет ходатайство о помиловании через администрацию соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а в ч. 3 ст. 10 - что осужденные к иным видам наказания, а также лица, отбывшие наказание, направляют ходатайства о помиловании самостоятельно. Между тем названные нормы следовало бы дополнить тем, что указанные ходатайства осужденные направляют через администрацию учреждения уголовно-исполнительной системы либо самостоятельно в территориальную комиссию субъекта РФ по вопросам помилования. Ведь из законопроекта можно сделать вывод о том, что такое ходатайство направляется осужденным непосредственно Президенту РФ.

    Кроме того, по нашему мнению, необходимо четко  и понятно изложить основания  и порядок направления ходатайств о помиловании различными категориями  осужденных военнослужащих, поскольку  имеются организационные и иные особенности как военной службы, так и оснований и порядка применения помилования, причем данные особенности имеют исторические корни18.

    В упомянутом законопроекте предлагается отдельная глава, посвященная особенностям применения помилования к осужденным военнослужащим. Она предусматривает, что ходатайства осужденных военнослужащих должны направляться командованием воинской части руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу осужденный. После дачи заключения о целесообразности помилования материалы направляются в центральную комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. То есть нужно создать центральную комиссию, которая рассматривала бы ходатайства осужденных военнослужащих. Ее создание предусматривается законопроектом, ст. 14 которого определяет, что в компетенцию центральной комиссии при Президенте РФ по помилованию будут входить вопросы рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных военнослужащих, а также разрешения разногласий, возникающих по ходатайствам о помиловании между комиссиями по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В связи с изложенным, по нашему мнению, должна быть создана центральная комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, которая рассматривала бы ходатайства о помиловании осужденных военнослужащих и разрешала бы разногласия, возникающие между комиссиями по вопросам помилования на территориях субъектов РФ и руководителями субъектов РФ.

    Вместе  с тем прошло около восьми лет после подготовки упомянутого законопроекта, однако он не принят. Вышеперечисленные поправки и дополнения в Указ и в Положение также не внесены, что несколько затрудняет реализацию конституционного права осужденных военнослужащих на помилование.

 

      Заключение 

      Таким образом, в ходе написания курсовой работы мы пришли к следующим выводам:

    Амнистия, выступая в качестве проявления гуманизма, достаточно часто применяется на практике. Данный вид освобождения от уголовной ответственности в настоящее время регулируется нормами уголовного права (ст. 84 УК). На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может освобождаться от уголовной ответственности, наказания либо от других правовых обременений.

    На  наш взгляд, необходимо принять все возможные меры для того, чтобы амнистия полностью соответствовала тем задачам, на решение которых она направлена.

    И в первую очередь необходимо разработать  закон, регулирующий общие условия  применения амнистии. В этом законе следует четко определить категории  лиц и тяжесть совершенных ими преступлений, которые не подпадают под амнистию.

    Для предупреждения рецидива со стороны  амнистируемых важно тщательно  продумать программу ресоциализации данных лиц. Ведь зачастую людям некуда вернуться: у многих нет ни дома, ни близких, ни работы, что, вне всякого сомнения, является одним из основных условий, способствующих совершению ими новых преступлений.

    Необходимо  исключить такое применение амнистии, когда главной ее задачей является решение проблемы переполненности  мест лишения свободы. Амнистия - это исключительный акт, поэтому и объявляться она должна редко, в исключительных случаях.

    При этом на подготовительной стадии применения амнистии следовало бы ввести в практику широкое обсуждение ее в обществе, что в известной степени, с  одной стороны, ослабило бы социальную напряженность, а с другой - благоприятно сказалось бы на возврате в общество амнистированных.

    На  наш взгляд, учет законодателем указанных  мер будет способствовать гуманизации  амнистии в отношении не только самих  амнистируемых, но и общества в целом.

    Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью  или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.

    Помилование имеет много общих черт с амнистией. Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения.

    В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. «ж» ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

    Анализ  сложившейся практики применения помилования  позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию  этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.

    по  нашему мнению, необходимо четко и  понятно изложить основания и порядок направления ходатайств о помиловании различными категориями осужденных военнослужащих, поскольку имеются организационные и иные особенности как военной службы, так и оснований и порядка применения помилования, причем данные особенности имеют исторические корни.

    В упомянутом законопроекте предлагается отдельная глава, посвященная особенностям применения помилования к осужденным военнослужащим. Она предусматривает, что ходатайства осужденных военнослужащих должны направляться командованием воинской части руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором проходит военную службу осужденный.

    После дачи заключения о целесообразности помилования материалы направляются в центральную комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. То есть нужно создать центральную комиссию, которая рассматривала бы ходатайства осужденных военнослужащих. Ее создание предусматривается законопроектом, ст. 14 которого определяет, что в компетенцию центральной комиссии при Президенте РФ по помилованию будут входить вопросы рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных военнослужащих, а также разрешения разногласий, возникающих по ходатайствам о помиловании между комиссиями по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

    В связи с изложенным, по нашему мнению, должна быть создана центральная  комиссия по вопросам помилования при  Президенте РФ, которая рассматривала  бы ходатайства о помиловании осужденных военнослужащих и разрешала бы разногласия, возникающие между комиссиями по вопросам помилования на территориях субъектов РФ и руководителями субъектов РФ.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным  голосованием 12.12.1993 года // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001-№24.- Ст. 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 63-ФЗ  // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996 - №33(Часть I).- Ст. 3431.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997 - №2.- Ст.198.
  5. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002 - №1(Часть I).- Ст.1.

Информация о работе Амнистия