Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:03, реферат
Основа института помилования основывается на нормах государственного (конституционного) права
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовая природа амнистии и помилования …………………………..6
1.1. Понятие и общая характеристика амнистии ………………………………..6
1.2. Понятие и общая характеристика помилования …………………………..10
Глава 2. Проблемы и перспективы амнистии и помилования ………………...15
2.1. Проблемы и перспективы амнистии ………………………………………..15
2.2. Проблемы и перспективы помилования осужденных военнослужащих …19
Заключение ………………………………………………………………………..28
Список литературы ……………………………………………………………….31
В соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 февраля 1994 г. № 65-1ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии» были освобождены от уголовной ответственности лица, виновные в деяниях, связанных с событиями 19 - 21 августа 1991 г., 1 мая 1993 г. и 21 сентября - 4 октября 1993 г. Лица, совершившие некоторые экономические и должностные преступления, также были освобождены от уголовной ответственности и наказания. В п. п. 6 и 7 были указаны лица, на которых не распространялась амнистия.
Неоднократно специальные амнистии объявлялись в 1997 г. и в последующие годы в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе, и лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, а также лиц, уклонявшихся от военной службы. Принятие данных актов амнистии было обусловлено военно-политическими и нравственными соображениями, а также интересами предупреждения новых преступлений, что специально подчеркнуто в Постановлении Государственной Думы от 6 июня 2003 г. «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания» «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики».
Амнистия обычно не применяется к виновным в особо опасном рецидиве, совершении особо тяжких преступлений.
В актах амнистии решение вопроса о ее применении к отдельным категориям лиц передавалось на усмотрение суда.
Таким образом, амнистия, выступая в качестве проявления гуманизма, достаточно часто применяется на практике. Данный вид освобождения от уголовной ответственности в настоящее время регулируется нормами уголовного права (ст. 84 УК). На основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может освобождаться от уголовной ответственности, наказания либо от других правовых обременений.
1.2.
Понятие и общая характеристика
помилования
Помилование - это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.
Помилование имеет много общих черт с амнистией. Однако, будучи самостоятельными правовыми институтами, помилование и амнистия существенно различаются по своей юридической природе, основаниям и порядку применения4.
В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации (издание актов об амнистии согласно п. «ж» ст. 103 Конституции РФ отнесено к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).
Статья 85 УК РФ, воспроизводя положение Конституции РФ об осуществлении помилования Президентом Российской Федерации, конкретизирует его указанием на то, что помилование применяется в отношении индивидуально-определенного лица. В отличие от помилования амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК РФ).
Как и амнистия, помилование представляет собой комплексный, межотраслевой институт, который включает нормы не только уголовного права, но и конституционного, уголовно-исполнительного и административного права.
В соответствии с п. 3 ст. 50 Конституции РФ инициатива о помиловании может исходить только от осужденного за преступление (акты об амнистии принимаются по инициативе органов государственной власти).
Подробная
регламентация порядка
В соответствии с названным Указом Президента РФ в субъектах Российской Федерации создаются комиссии по вопросам помилования, которые наделены полномочиями по отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применить или не применить помилование к конкретному лицу5.
Высшее должностное лицо государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания (или ином смягчении положения) этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании. В отличие от акта помилования постановление высшего органа государственной власти об амнистии определяет категории лиц, подпадающих под амнистию. Окончательное решение о применении или неприменении амнистии к конкретному лицу принимают органы, которым поручено исполнение акта об амнистии.
В отличие от амнистии помилование может осуществляться только в отношении лиц, осужденных за совершение ими преступлений. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть также освобождены от уголовной ответственности. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ акт о помиловании может содержать следующие решения:
об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания;
о сокращении назначенного наказания;
о замене назначенного наказания более мягким видом наказания;
о снятии судимости.
В правоприменительной практике встречаются случаи замены актом помилования назначенного наказания условным осуждением. Представляется, что это выходит за рамки ч. 2 ст. 85 УК РФ. Поскольку подобные решения подсказаны потребностями жизни, целесообразно внести соответствующие изменения в данную статью.
Акты
о помиловании носят
Вопреки действующему законодательству предпринимались попытки нормативно ограничить применение помилования. Так, указанием Министерства юстиции РФ от 20 октября 2000 г. № 8909-ЮК «О подготовке материалов на помилование» предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления - менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это указание было отменено как противоречащее ст. 85 УК РФ.
В названном выше Положении о порядке ходатайств о помиловании в Российской Федерации содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом делается оговорка, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих категорий осужденных:
совершивших умышленные преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии или актом помилования;
которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.
Наряду с этим в Положении приводится перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание комиссиями по рассмотрению ходатайств о помиловании7:
характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
срок отбытого (исполненного) наказания;
совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
применение
ранее в отношении осужденного
акта амнистии, помилования или условно-
возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.
Приведенный
перечень обстоятельств носит
К ходатайству о помиловании администрация прилагает: анкету установленной формы; копии всех имеющихся в деле приговоров, определений и постановлений судебных органов; подробную характеристику поведения осужденного и его отношения к труду. В характеристике отражается также мнение администрации, а если это необходимо - и мнение наблюдательной комиссии по существу ходатайства.
Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
Необходим взвешенный, сугубо индивидуальный подход в каждом случае применения актов помилования, особенно к осужденным к исключительной мере наказания. Чрезмерно широкое применение актов помилования способно негативно сказаться на стабильности судебных приговоров.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. приостановлено применение смертной казни до того времени, когда на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за которое по закону может быть назначено это наказание, будут гарантированы возможности реализации права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Анализ сложившейся практики применения помилования позволил ряду правоведов внести заслуживающие, на наш взгляд, внимания законодателя предложения по совершенствованию этого института. К ним прежде всего относятся предложения о расширении круга лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании, включив в него кроме осужденного его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного.
Глава 2.
Проблемы и перспективы
амнистии и помилования
2.1.
Проблемы и перспективы
амнистии
Государство осуществляет уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление, и в то же время оставляет за собой право прощать их. Одной из форм такого прощения является амнистия. Однако отношение общества к целесообразности применения амнистии неоднозначное.
Как утверждает О.Ю. Кукушкина, «амнистия - это гуманный шаг государства в отношении тех, кто прочувствовал и пропустил через себя меру государственного принуждения. Это явление, характерное для нашего гуманизируемого времени и мира»8.
Данное утверждение представляется верным, так как актом прощения высший законодательный орган стремится оказать воспитательное воздействие на правонарушителей, дает им шанс осознать преступность своего поведения, раскаяться в содеянном и стать правопослушными гражданами.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, вне зависимости от того, согласны ли они с ней или не согласны. Однако если лицо, освобожденное от уголовной ответственности в соответствии с амнистией, считает себя невиновным в инкриминируемом ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается от уголовной ответственности по акту амнистии.