Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа
Целью данной работы является исследование институтов амнистии, помилования, судимости, определение проблем и пути их решения, раскрытие уголовно-правовой значимости соответствующих институтов для государства и общества.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Изучить понятие, сущность амнистии и помилования;
• Показать порядок процедуры амнистии и помилования;
• Проанализировать соотношение институтов амнистии и помилования;
• Изучить понятие, сущность и содержание судимости;
• Определить уголовно-правовые последствия судимости;
• Рассмотреть вопрос о погашении и снятии судимости;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования…….5
§ 1. Понятие и сущность амнистии и помилования…………………………..5
§ 2. Процедура амнистии и помилования…………………………………….10
§ 3. Соотношение института амнистии и помилования……………………..14
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика судимости……………………16
§ 1. Понятие, сущность и содержание судимости…………………………...16
§ 2. Уголовно-правовые последствия судимости……………………………19
§ 3. Погашение и снятие судимости………………………………………….22
Глава 3. Актуальность, проблемы институтов амнистии, помилования, судимости, пути решения данных проблем…………………………………26
§ 1. Актуальность исследования институтов амнистии и помилования, законодательные проблемы и способы их решения………………………..26
§ 2. Актуальность института судимости, проблемы, варианты решения…30
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы ………………………
Амнистия
применяется в течение шести
месяцев со дня официального
опубликования
Постановление
об объявлении амнистии
Порядок применения постановления
об амнистии, как правило, устанавливается
Государственной Думой
Например,
в Постановлении
1) исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
2) органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;
3) суды - в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до дня вступления в силу постановления об амнистии, а также лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
4) уголовно-исполнительные инспекции - в отношении условно осужденных, осужденных к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы;
5) судебных приставов-исполнителей - в отношении осужденных к штрафу, если штраф не взыскан до дня вступления в силу постановления об амнистии.
Учреждения и органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.
Президент
РФ в соответствии с ч. 2 ст.
80 Конституции РФ является
В соответствии
с Указом Президента РФ от 28
декабря 2001г. «О комиссиях
Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам:
а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России;
б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации;
в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее, чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее, чем через 20 дней со дня его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются все необходимые документы.
Администрация учреждения уведомляет
осужденного о направлении
§ 3. Соотношение института амнистии и помилования.
Взгляд на помилование
как вид амнистии существовал
довольно долго. В 1980-х
Амнистия -
это акт высшего органа власти,
который распространяется на
определенную категорию или
Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо определить правовые признаки помилования и амнистии:
Амнистия и помилование - исключительная прерогатива высшего органа государственной власти, она не отменяет и не изменяет уголовного закона;
Амнистия и помилование имеют определенные основания, в каждом случае различающиеся между собой;
Амнистия и помилование основаны на принципе законности и не могут ему противоречить.
Помилование
имеет много общего с
а) оба эти института применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления;
б) и помилование и амнистия - акты верховной власти, освобождающие осужденного от наказания.
Однако между помилованием и амнистией есть и существенные различия:
1. Помилование не
носит нормативного характера,
а представляет собой акт
2. В отличие от
акта помилования,
3. Акт о помиловании
является юридическим
4. Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осужденного, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.
5. Помилование носит
единичный, разовый характер, тогда
как применение амнистии - это
достаточно продолжительный
6. В отличие от
амнистии, помилование в принципе
не зависит ни от тяжести
совершенного осужденным
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика судимости.
§ 1. Понятие, сущность и содержание судимости.
Как известно, уголовная ответственность представляет собой правоотношение, которое возникает между государством в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление, по поводу совершения им общественно опасного противоправного, виновного, наказуемого деяния, выражающегося в применении мер государственно-правового воздействия к преступнику в рамках уголовно-правовых санкций.
Содержание уголовной ответственности включает в себя три элемента:
1. отрицательную оценку
со стороны государства деяния
в качестве преступного, а лица
- в качестве преступника,
2. наказание (как
меру уголовной
3. судимость.
Таким образом, судимость - это
элемент, составная часть уголовной
ответственности, которая следует
за фактом совершения преступления. До
тех пор пока лицо имеет судимость,
уголовная ответственность не может
считаться полностью
Обвинительный
приговор с применением
- судимость учитывается
в качестве отягчающего
- влечет за собой особый порядок назначения наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ);
- служит препятствием
для освобождения лица от
- судимость за преступления
определенной категории (
- судимость за преступление
определенной тяжести (
- осуждение за преступление
определенной категории влияет
на выбор судом вида
Состояние
судимости длится определенное
время, что регулируется
В соответствии с частью 2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания за совершенное преступление, считается не имеющим судимости. Это положение закона нуждается в двух уточнениях.
Во-первых, оно подразумевает окончательное освобождение от наказания. Если же освобождение носит условный характер либо отбывание наказания отсрочено, то до истечения установленных законом или судом сроков осужденный имеет судимость. Во-вторых, часть 2 ст. 86 УК РФ имеет в виду полное освобождение от наказания, а не частичное. В этой связи следует отметить неточность встречающегося в юридической литературе мнения, что несудимыми следует считать военнослужащих, освобожденных от дальнейшего отбывания наказания в виде ареста либо содержания в дисциплинарной воинской части в связи с заболеванием, делающими их негодными к военной службе. Поскольку наказание ими частично отбывалось, нет оснований считать таких лиц не имеющими судимости. Не случайно закон предусматривает возможность замены этим лицам неотбытой части наказания более мягким видом наказания, что, конечно, влечет за собой судимость.1
В теории
уголовного права под