Актуальность, проблемы институтов амнистии, помилования, судимости, пути решения данных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование институтов амнистии, помилования, судимости, определение проблем и пути их решения, раскрытие уголовно-правовой значимости соответствующих институтов для государства и общества.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
• Изучить понятие, сущность амнистии и помилования;
• Показать порядок процедуры амнистии и помилования;
• Проанализировать соотношение институтов амнистии и помилования;
• Изучить понятие, сущность и содержание судимости;
• Определить уголовно-правовые последствия судимости;
• Рассмотреть вопрос о погашении и снятии судимости;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования…….5
§ 1. Понятие и сущность амнистии и помилования…………………………..5
§ 2. Процедура амнистии и помилования…………………………………….10
§ 3. Соотношение института амнистии и помилования……………………..14

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика судимости……………………16
§ 1. Понятие, сущность и содержание судимости…………………………...16
§ 2. Уголовно-правовые последствия судимости……………………………19
§ 3. Погашение и снятие судимости………………………………………….22

Глава 3. Актуальность, проблемы институтов амнистии, помилования, судимости, пути решения данных проблем…………………………………26
§ 1. Актуальность исследования институтов амнистии и помилования, законодательные проблемы и способы их решения………………………..26
§ 2. Актуальность института судимости, проблемы, варианты решения…30
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая УП.docx

— 60.84 Кб (Скачать)

      Амнистия  применяется в течение шести  месяцев со дня официального  опубликования соответствующего  акта. Пределы действия амнистии  во времени устанавливаются актами, разъясняющими порядок ее применения, либо непосредственно включаются  в тексты актов об амнистии.

      Постановление  об объявлении амнистии структурно  состоит из двух частей. В первой  части документа называются категории  лиц, подлежащих амнистированию, и условия применения амнистии; во второй - категории лиц, которые  не подпадают под амнистию.

Порядок применения постановления  об амнистии, как правило, устанавливается  Государственной Думой отдельным  постановлением. Им определяются органы (учреждения), осуществляющие амнистию, процедура принятия и оформления решения о применении акта об амнистии, уточняются категории амнистируемых.

      Например, в Постановлении Государственной  Думы от 16 апреля 2010г. № 3519-5 ГД  «Об объявлении амнистии в  связи с 65-летием Победы в  Великой Отечественной войне  1941 - 1945 годов» сказано, что применение  данного постановления необходимо  возложить на:

1) исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;

2) органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;

3) суды - в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до дня вступления в силу постановления об амнистии, а также лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

4) уголовно-исполнительные инспекции - в отношении условно осужденных, осужденных к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы;

5) судебных приставов-исполнителей - в отношении осужденных к штрафу, если штраф не взыскан до дня вступления в силу постановления об амнистии.

Учреждения и органы, на которые возложено исполнение постановления  об амнистии, вправе запрашивать у  соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно.

      Президент  РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом  прав и свобод человека и  гражданина. Применяя помилование,  он исходит из веры в добро  и справедливость, уверенности в  том, что проявленное им милосердие  будет оценено осужденным и  верно понято общественным мнением.

      В соответствии  с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001г. «О комиссиях по  вопросам помилования на территориях  субъектов Российской Федерации»  и «Положения о порядке рассмотрения  ходатайств о помиловании в  Российской Федерации», на территории  всех субъектов Российской Федерации  созданы свои комиссии по помилованию,  что облегчает подготовку материалов  о помиловании, обеспечивает их  более высокое качество, ускоряет  весь процесс.

Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации  применяется к лицам:

а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России;

б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации;

в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.

Осужденный обращается с  ходатайством о помиловании к  Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство  о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее, чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее, чем через 20 дней со дня его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются все необходимые документы.

Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства  о помиловании в территориальный  орган уголовно-исполнительной системы  под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ  в направлении ходатайства о  помиловании не допускается. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее, чем  через 10 дней со дня получения ходатайства  о помиловании лица, впервые осужденного  за преступление небольшой или средней  тяжести (в отношении лица, осужденного  за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее, чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении  осужденного или лица, отбывшего  назначенное судом наказание  и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным  лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах  массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в  месячный срок со дня принятия такого решения. Об отклонении Президентом  Российской Федерации ходатайства  о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.1

 

§ 3. Соотношение института  амнистии и помилования.

   Взгляд на помилование  как вид амнистии существовал  довольно долго. В 1980-х годах  давалось такое определение: «Амнистия  может быть общей... или частичной,  то есть относящейся к отдельным лицам (помилование)».2

      Амнистия - это акт высшего органа власти, который распространяется на  определенную категорию или группу  лиц, помилование - акт высшего  органа, касающийся конкретного  лица.

Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо определить правовые признаки помилования и  амнистии:

Амнистия и помилование - исключительная прерогатива высшего  органа государственной власти, она  не отменяет и не изменяет уголовного закона;

Амнистия и помилование  имеют определенные основания, в  каждом случае различающиеся между  собой;

Амнистия и помилование  основаны на принципе законности и  не могут ему противоречить.

      Помилование  имеет много общего с амнистией:

      а) оба эти института применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления;

      б) и помилование и амнистия - акты верховной власти, освобождающие осужденного от наказания.

Однако между помилованием и амнистией есть и существенные различия:

   1. Помилование не  носит нормативного характера,  а представляет собой акт применения  права в конкретном случае.

   2. В отличие от  акта помилования, относящегося  к одному конкретному лицу  или хотя и к нескольким  лицам, но всегда индивидуально  определенным лицам, акт амнистии  носит нормативный характер, он  всегда касается целой категории  преступлений или групп субъектов,  не обозначенных индивидуально,  например, на всех женщин, на всех  мужчин в возрасте старше 60 лет,  несовершеннолетних, лиц, совершивших  преступления по неосторожности  и т.д.

   3. Акт о помиловании  является юридическим основанием  для освобождения лица от наказания,  тогда как для применения амнистии  необходим акт соответствующего  органа, на который возложена  обязанность по реализации амнистии.

   4. Ходатайство о  помиловании всегда исходит от  самого осужденного, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.

   5. Помилование носит  единичный, разовый характер, тогда  как применение амнистии - это  достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).

   6. В отличие от  амнистии, помилование в принципе  не зависит ни от тяжести  совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного  за это наказания, ни от вида  рецидива. Помилование применимо  к лицам, совершившим особо  тяжкие преступления или совершившим  преступления при особо опасном  рецидиве. Амнистирование таких  лиц невозможно.

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика судимости.

§ 1. Понятие, сущность и содержание судимости.

 

     Как известно, уголовная ответственность представляет собой правоотношение, которое возникает между государством в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление, по поводу совершения им общественно опасного противоправного, виновного, наказуемого деяния, выражающегося в применении мер государственно-правового воздействия к преступнику в рамках уголовно-правовых санкций.

Содержание уголовной  ответственности включает в себя три элемента:

   1. отрицательную оценку  со стороны государства деяния  в качестве преступного, а лица - в качестве преступника, выраженную  в обвинительном приговоре суда;

   2. наказание (как  меру уголовной ответственности);

   3. судимость.

Таким образом, судимость - это  элемент, составная часть уголовной  ответственности, которая следует  за фактом совершения преступления. До тех пор пока лицо имеет судимость, уголовная ответственность не может  считаться полностью реализованной.1

      Обвинительный  приговор с применением наказания  порождает особое уголовно-правовое  последствие - судимость, которое  определяет особое правовое положение  лица, признанного судом виновным  в совершении преступления и  осужденного к уголовному наказанию.  Уголовно-правовое значение судимости  для осужденного возникает лишь  при совершении им нового преступления. Это значение проявляется в  следующем:

- судимость учитывается  в качестве отягчающего наказание  обстоятельства (при рецидиве преступлений - п. а, ч. 1 ст. 63 УК РФ);

- влечет за собой особый  порядок назначения наказания  при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ);

- служит препятствием  для освобождения лица от уголовной  ответственности (ст. 75, 76 УК РФ);

- судимость за преступления  определенной категории (тяжкие  и особо тяжкие) увеличивает размер  фактически отбытого осужденным  срока для решения вопроса  о его условно-досрочном освобождении (п. б и в, ч. 3 ст. 79 УК РФ), а  также вопроса о замене неотбытой  части наказания более мягким  видом наказания (ч. 2 ст. 80 УК РФ);

- судимость за преступление  определенной тяжести (небольшой  тяжести, средней тяжести, тяжкие  или особо тяжкие) влияет на  исчисление сроков давности обвинительного  приговора (ч. 1 ст. 83 УК РФ);

- осуждение за преступление  определенной категории влияет  на выбор судом вида исправительного  учреждения для отбывания лицом  назначенного наказания (ст. 58 УК  РФ).

      Состояние  судимости длится определенное  время, что регулируется статьей  86 УК РФ. В соответствии с ней  лицо, осужденное за совершение  преступления, считается судимым  со дня вступления обвинительного  приговора в законную силу  до момента погашения или снятия  судимости.

В соответствии с частью 2 ст. 86 УК РФ лицо, освобожденное от наказания за совершенное преступление, считается не имеющим судимости. Это положение закона нуждается  в двух уточнениях.

Во-первых, оно подразумевает  окончательное освобождение от наказания. Если же освобождение носит условный характер либо отбывание наказания  отсрочено, то до истечения установленных  законом или судом сроков осужденный имеет судимость. Во-вторых, часть 2 ст. 86 УК РФ имеет в виду полное освобождение от наказания, а не частичное. В этой связи следует отметить неточность встречающегося в юридической литературе мнения, что несудимыми следует считать  военнослужащих, освобожденных от дальнейшего  отбывания наказания в виде ареста либо содержания в дисциплинарной воинской части в связи с заболеванием, делающими их негодными к военной  службе. Поскольку наказание ими  частично отбывалось, нет оснований  считать таких лиц не имеющими судимости. Не случайно закон предусматривает  возможность замены этим лицам неотбытой  части наказания более мягким видом наказания, что, конечно, влечет за собой судимость.1

      В теории  уголовного права под судимостью  понимается состоявшийся факт  осуждения лица за совершенное  им преступление, которым суд  от имени государства признал  его общественно опасным и  нуждающимся в общественном и государственном контроле вплоть до полного закрепления результатов исправления. Именно поэтому правовой статус гражданина, имеющего судимость, носит несколько усеченный характер. Это, в частности, выражается в ограничениях в выборе профессии и места работы, когда лица, имеющие судимость, не могут, к примеру, обучаться в некоторых учебных заведениях, работать на режимных предприятиях, занимать должности в правоохранительных и судебных органах. Лица, имеющие судимость, не имеют права на приобретение, хранение и ношение охотничьего и другого огнестрельного оружия и оружия самообороны.1

Информация о работе Актуальность, проблемы институтов амнистии, помилования, судимости, пути решения данных проблем