Влияние туризма на различные сферы жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в разной степени оказывает влияет на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре. Это явление стало основой изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактом между культурами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА.1.ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА НА ОКРУЖАЮЩУЮ
ПРИРОДНУЮ СРЕДУ…………………………………………………………………….5

ГЛАВА.2.ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА………………………….12

ГЛАВА.3.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТУРИЗМА…………………………17
3.1. Измерение экономического воздействия туризма………………….18
3.2.Воздействие на национальный бюджет………………………………22
3.4. Социально-культурное воздействие……………………………….....24
ГЛАВА.4.ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..…..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 130.13 Кб (Скачать)

Для оценки воздействия расходов туристов на доход, занятость и импорт разработаны  разные модели расчета мультипликатора. Одну из таких моделей разработали Арчер и Оуэн в 1971 г.:          

где j - категория туристов,j = 1,..., N;     

i - вид предприятия, i = 1,..., n;     

QJ - доля расходов, производимых туристами  j-го типа, в общих расходах;     

К ij - доля расходов, производимых туристами j-гo типа через бизнес

i-го вида;     

Vi - прямые и косвенные доходы, генерируемые  единицей расходов, совершаемых  бизнесом i-гo вида;     

Xi - доля расходов местных жителей,  совершаемых в бизнесе I-го  вида, в общих потребительских  расходах;      

Zi- - доля от Xi, которая относится  к изучаемой зоне.

При оценке значения мультипликатора важно  не только выбрать методику, но и  определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические  функции.

Мультипликатор  продаж: измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов. Мультипликатор производства: измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством. Например, некоторые продажи совершаются из складских запасов, когда часть произведенной продукции складируется, а не продается.Оценка мультипликатора с помощью еще одного подхода (затраты - выпуск) в отличие от предыдущих моделей, базирующихся на принципе частичного равновесия, основывается на принципе общего равновесия. Согласно этому принципу экономика туристской местности представляется в матричной форме с помощью таблицы, аналогичной таблице национальных счетов. Изменения затрат, обусловленных расходами туристов, определяются по формуле

∆P = B (1 – KA)-1∙∆T,           

 где Р- затраты;     

В - матрица коэффициентов затрат, В = m x п;     

I - матрица идентичности (в элементарной  алгебре I = 1);     

К - матрица, в которой величины по диагонали отражают уровень конкурентного  импорта, связанного с каждым сектором экономики, которая при обращении  к матрице А сокращает компонент  внутреннего выпуска на требуемое  количество;     

А - матрица межотраслевых сделок в экономике;      

Т- расходы туристов.

Этот метод  можно применять также для  определения изменений занятости  в зависимости от увеличения расходов туристов. Тогда модель примет вид:               ∆L = E (1 – KA)-1∙∆T,           

 где L - занятость;     

Е - матрица коэффициентов занятости, Е = m x п.

Мультипликатор  доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в  экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор  занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм - это  многопродуктивная индустрия, непосредственно  связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета  мультипликатора требуется большая база данных. Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике. Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию и недостающие продукты и услуги импортируются. Поэтому размер мультипликатора сокращается.

Многие виды мультипликатора по своей природе  статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены  динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что  производственная функция и функция потребления линейны и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

Значения  мультипликатора различны в зависимости  от характера местной экономики  и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так  как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора  продаж в туризме и доходов  от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской  Республики - 1,2, Бермудских островов - 1,1, восточного Карибского бассейна -1,07, Антигуа - 0,88, Багамских островов - 0,78, Каймановых островов - 0,65 и т.д.

Подробный анализ мультипликаторов производится с целью анализа эффективности  инвестиций государственных или  частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.  

 

3.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ  БЮДЖЕТ

 

Расходы в туристской инфраструктуре отражают огромное бремя, которое несет  государственный бюджет. Давление на бюджет особенно высоко в развивающихся  странах вследствие сокращения в  последнее время запасов природных  ресурсов. Главная проблема развивающихся  стран состоит в задержке по времени  затрат из собственного бюджета на развитие инфраструктуры и увеличении поступлений от туристского сектора, а решение этой проблемы перекладывается  на государственное или частное  финансирование из зарубежных источников. Последние становятся дорогими из-за большого процента по займу и повышения  курса иностранной валюты.

Из-за сильной  зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются применять краткосрочные меры для  увеличения поступлений от международного туризма, такие, как обложение налогами и запрещение товаров и услуг, импортируемых специально для туристского сектора; применение специальных налогов для международных туристов, например налогов в аэропортах или налогов, связанных с продолжительностью пребывания в стране. Эти меры могут увеличить резервы иностранной валюты на короткий промежуток времени, но для продолжительного периода в основном неэффективны. Они оказывают негативное воздействие на конкурентоспособность страны и ее туристский имидж за рубежом.

Кроме того, страна может генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая собственную индустрию  туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов  от туристов. В таких условиях воздействие  международного туризма на государственный бюджет, особенно для развивающихся стран, зависит от экономической и финансовой ситуации в данной стране. Основная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны в получении иностранных займов.  

 

 

3.3. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Туристы, приезжающие  в ту или иную страну для знакомства с местными достопримечательностями и для отдыха, оказывают

социально-культурное воздействие  в результате контактов с местным  населением. Можно выделить три основные категории этих контактов:

  • когда туристы  покупают продукты и услуги  у местного населения;
  • когда местные  жители и туристы вместе пользуются услугами, например морскими пляжами, транспортом, рестораном и т.д.;
  • когда туристы  и местное население вместе  проводят культурные мероприятия. 

Однако не обязательно называть социальным воздействием любой непосредственный контакт  туристов с местными жителями. Новые виды коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для развития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и без непосредственного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные социальные эффекты.

Помимо социального  воздействия туризма следует  учитывать телевизионную рекламу  потребительских товаров, а также  в целом радио и телевидение, которые вместе с увеличением  доходов населения вызывают у  него разные потребности и тем  самым еще больше углубляют процесс социальных изменений.

Величина  прямого социально-культурного воздействия  связана с развитием туризма  и определяется различием в социально-культурных уровнях гостей и местного населения.

Это и традиции, и религия, и  образ жизни, и нормы поведения, и привычки, и многое другое.

Социально-культурное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К положительному можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к  культурному наследию страны может  вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла. Негативное влияние часто проявляется в результате прямого контакта, но может возникать и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.

Привлечение иностранной рабочей силы, а также  создание новых высокооплачиваемых рабочих мест за счет получения иностранных  инвестиций могут вызвать недовольство той части местных жителей, которые  не могут найти подходящую работу или получают относительно маленькую заработную плату.

Проблема  социального напряжения также может  углубляться и за счет разного  уровня благосостояния гостей и местных  жителей. У последних создается  впечатление, что туристы богаче их, поскольку они демонстрируют расточительность, не свойственную им в повседневной жизни у себя на родине. При этом местные жители забывают о том, что туристы находятся в отпуске и могут позволить себе немного лишнего. Это может вызвать чувство зависти у местных жителей. Иногда это приводит к открытому возмущению поведением туристов. Часто подобные трения возникают в период многочисленных туристских потоков в районах большой концентрации туристов. Во избежание таких проблем туристские потоки необходимо направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать, например, с помощью относительного увеличения цен, что ограничит потоки международных туристов. При этом большие доходы компенсируются небольшим количеством туристов, прибывающих в страну. 

 

ГЛАВА 4.ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА  В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Роль, место и значение туризма  в жизни культуры и общества определяются его основными функциями:

    1. удовлетворением потребностей в самоактуализации;
    2. познавательной, через данную деятельность открываются возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;
    3. коммуникативной, связанной с расширением и укреплением границ общения;
    4. социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм;
    5. мотивационной, то есть данная деятельность способна сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы поведения, и даже стиль жизни. 
      Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес.

Природная любознательность туриста  в отношении различных уголков  мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных  туристских мотивов.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. 
Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было 
неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

 
Современный туризм как  социально-экономическое явление

Туризм входит в число ведущих  отраслей мирового хозяйственного комплекса (по экономическим показателям он занимает второе место после нефтеперерабатывающей  отрасли, а по числу рабочих мест он прочно удерживает первую позицию. Ежедневно более 20 млн. человек на нашей планете идут на работу в туристские организации. 
по своей сути является индустрией, сферой занятости; 
- существует в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться (на туризм приходится примерно 10% всех потребительских расходов); 
- создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов (в настоящее время каждое шестое новое рабочее место в мире создают туристские организации и индустрия гостеприимства, что составляет около 3 млн. рабочих мест); 
- выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме (если финны едут на отдых в Германию, то они не только вывозят туда часть заработанных в других производствах средств, но и создают там новые рабочие места); 
- туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран (пример Ю. Корея, Тайланд); 
- характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций (на туризм приходится примерно 10% всех мировых инвестиций), 
- является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения (для некоторых стран приносит доход 70-100%); 
- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; 
- совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создает ту разность потенциалов рекреационной среды, которая и вызывает потребности людей к перемене мест и познанию. 
Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Информация о работе Влияние туризма на различные сферы жизни общества