Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:01, контрольная работа
Определить:
- наиболее существенные статьи затрат, воздействие на которые даст наибольшую экономию;
- изменение статей затрат во втором периоде по сравнению с первым в абсолютном и относительном измерении;
- изменение структуры затрат во втором периоде по сравнению с первым.
Решение задачи:
1) Рассчитываем суммарную стоимость прямых и косвенных затрат, полную и фактическую себестоимость товарной продукции:
Например, прямые затраты 1 = 5970+2400+1500+630+669+3 = 11172 тыс. руб.
16450 + 1205 = 17655 тыс. руб.
2) Определение прибыли от реализации:
Прибыль от реализации = Себестоимость турпродукта х рентабельность
Прибыль = 17655 тыс. руб. х 14%:100% = 2471,7 тыс. руб.
3). Для определения влияния изменения выручки от реализации на размер получаемой прибыли используем понятие операционного рычага (левереджа) – показателя, определяющего зависимость между темпом изменения прибыли и темпом изменения выручки от реализации:
где: С – сила
воздействия операционного
Н – постоянные затраты;
П – прибыль от реализации турпродукта.
С = (1205 + 2471,7) / 2471,7 = 1,4875.
Следовательно, с увеличением выручки от реализации на 7% прибыль возрастет на:
1,4875 х 7%:100% = 10,4 %
Оценить,
как отразится
Определить, как изменилась структура затрат
Какой вариант затрат следует принять с точки зрения окупаемости?
Как изменится предпринимательский риск при втором варианте?
Таблица 12
Показатель | 2 вариант | |
Структура затрат 1 | Структура затрат 2 | |
Продажи | 8000 | 8000 |
Затраты переменные | 3500 | 2800 |
Затраты постоянные | 3600 | 4300 |
Себестоимость продукции | 7100 | 7100 |
Решение:
1 вариант:
Удельный вес перем = переменные затраты/ себестоимость продукции = 3500/7100 = 0,49
Удельный вес пост = постоянные затраты/себестоимость продукции = 3600/7100 = 0,51
Прибыль = объем продаж – себестоимость = 8000–7100 = 900 тыс. руб.
Маржинальный доход = постоянные затраты + прибыль = 3600 + 900 = 4500 тыс. руб.
Точка безубыточности = выручка от реализации х (постоянные затраты/маржинальный доход) = 8000 х (3600/4500) = 6400 тыс. руб.
Зона
безопасности = (выручка от реализации
–
точка безубыточности) /выручка от реализации
х 100% =
= (8000 – 6400)/8000 х 100 = 20%
Операционный
рычаг = маржинальный доход/прибыль =
= 4500/900 = 5
2 вариант
Расчеты производятся аналогично первому варианту.
Результаты расчетов представлены в табл. 13:
Таблица 13
Результаты расчетов
Показатели | Варианты |
Отклонения | ||
1 | 2 | +,- | % | |
Себестоимость продукции, тыс. руб. | 7100 | 7100 | 0 | 100 |
Удельный вес переменных затрат в себестоимости продукции | 0,49 | 0,39 | -0,1 | 79,6 |
Удельный вес постоянных затрат в себестоимости продукции | 0,51 | 0,61 | 0,1 | 119,6 |
Прибыль, тыс. руб. | 900 | 900 | 0 | 100 |
Маржинальный доход, тыс. руб. | 4500 | 5200 | 700 | 115,6 |
Точка безубыточности, тыс. руб. | 6400 | 6615,38 | 215,38 | 103,4 |
Зона безопасности, % | 20 | 17,3 | -2,7 | 86,5 |
Операционный рычаг | 5 | 5,8 | 0,8 | 116 |
На основании полученных данных можно сделать следующий выводы:
- уменьшение удельного веса переменных затрат на 20,4 % при неизменной величине суммарных затрат привело в рассматриваемом примере к увеличению уровня безубыточности на 3,4%;
- при этом уровень операционного рычага увеличился на 16%. Поскольку увеличение операционного рычага свидетельствует о росте предпринимательского риска, то второй вариант ведет к росту предпринимательского риска и прибыль предприятия становится более чувствительной к изменению объемов производства.
Вариант 2
Покупать или производить?
Турфирма встала перед выбором: либо покупать турпродукт, либо производить его самой, выступая в качестве туроператора. Известны следующие показатели деятельности фирмы: данные об объемах продаж и их вероятности, затраты предприятия на производство изделия (см. табл. 14,15). Расходы на покупку изделий покрываются общехозяйственными расходами. Цена единицы покупного изделия – 80 тыс. руб.
Необходимо решить, что является для предприятия более выгодным: покупать данное изделие или производить его самому.
Определить, при каком объеме продаж предприятию выгоднее покупать турпродукт, чем производить.
Таблица 14
Данные об объемах продаж и их вероятности
Объемы продаж, шт. | Вероятность |
500 | 0,10 |
1000 | 0,15 |
1500 | 0,45 |
2000 | 0,15 |
2500 | 0,10 |
3000 | 0,05 |
Таблица 15
Затраты
на единицу продукции
при
ожидаемом объеме реализации,
руб.
Статьи затрат | Затраты на ед. продукции, руб | ||
Всего | Постоянные | Переменные | |
1. Материалы | 30000 | 30000 | |
2. Зарплата | 21000 | 21000 | |
3. Электроэнергия | 12000 | 12000 | |
4. Общепроизводственные расходы | 16500 | 11000 | 5500 |
5. Общехозяйственные расходы | 11000 | 7300 | 3700 |
Итого: | 90500 | 18300 | 72200 |
Решение:
где: V – предполагаемый объем продаж;
р – вероятность совершения продаж в i-м объеме.
V = 500 х 0,1 + 1000х0,15 +1500х0,45 +2000х0,15 +2500х0,1 +3000х0,05 = 1575 шт.
Y – совокупные затраты предприятия;
а - постоянные затраты на весь выпуск;
b- переменные затраты на единицу продукции;
х – количество изделий.
У = 7300 х 1575 + 80000 х 1575 = 137497500 руб.
У=18300 х 1575 + 72200 х 1575 = 142537500 руб.
Таким образом, затраты фирмы на производство турпродуктов выше, чем на их покупку, поэтому в данной ситуации выгоднее работа в качестве турагента, чем в качестве туроператора.
Пусть Х – искомый объем продаж.
Для этого необходимо решить следующее неравенство:
18,3 * 1575 + 72,2 Х < 7,3 * 1575 + 80Х
Х<2221
Таким образом, при объеме продаж менее 2221 изделий предприятию выгоднее покупать изделия, чем их производить.