Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:27, курсовая работа
С середины ХХ столетия туризм представляет собой активно развивающийся сектор мировой экономики. Что характеризуется как общими, характерными для большинства стран тенденциями, так и специфическими чертами, что позволяет говорить о географических особенностях развития туристской деятельности. Причины, воздействующие на динамику и структуру туризма, формирующие его специфику на уровне регионов и отдельных стран, группируются в виде факторов развития. К ним относятся: географические, природные, культурно-исторические, политические, социально-экономические, демографические факторы. Цель работы – изучить туристско-рекреационный потенциал Италии и Франции и дать оценку его возможностей для развития туризма.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИТАЛИИ………6
1.1. Географическое положение…………………………………………………….6
1.2. Народ и народонаселение …………………………………………………….11
1.3. Культурно-исторический потенциал…………………………………………14
1.4. Политические условия развития туризма……………………………………17
1.5. Туристская инфраструктура…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРАНЦИИ….. 26
2.1. Географическое положение………………………………………………….. 26
2.2. Народ и народонаселение……………………………………………………. 31
2.3. Культурно-исторический потенциал…………………………………………32
2.4. Политические условия развития туризма……………………………………35
2.5. Туристская инфраструктура…………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….49
Озера Центральной Италии – Больсена, Вико, Альбано, Неми, Браччано образовались в результате заполнения водой кратеров потухших вулканов.
Растительный и животный мир. За исключением северной части Италия находится в зоне субтропических жестколистных лесов (дуб пушистый и голый, хмелеграб, бук) и кустарников средиземноморского типа. На севере – широколиственные леса умеренного пояса. Горы – это восхитительный мир лесистых долин, знаменитых альпийских лугов, горных тундр, скал и ледников. Альпийские луга особенно красивы весной, когда цветут орхидеи (венерин башмачок), лилии (царские кудри), голубой аконит. На скалах можно встретить редкий альпийский цветок – эдельвейс.
Животный мир аналогичен европейскому (бурый медведь, кабан, серна, лиса, волк, барсук, горностай). Растительный и животный мир Италии сильно нарушен многовековой деятельностью человека. Большая часть дикой фауны сохранилась в горах. В 1991 г. итальянское правительство предприняло попытку защитить оставшиеся области дикой природы, организовав 13 национальных парков. Самые известные национальные парки Италии – Амбруццо (к востоку от Рима), Доломити-Беллунези в Доломитовых Альпах и Гран-Парадизо (северо-запад).
Таким образом, географическое положение Италии способствует развитию различных видов туризма:
1.2. Народ и народонаселение Италии
Население Италии – 60,2 млн. человек (2009 год). Около 98 % населения Италии составляют итальянцы, немногим свыше 2% - представители других народов. Национальные меньшинства Италии представляют собой довольно компактные группы, живущие уже в течение многих веков на определенной территории. На севере страны в пограничных районах живут ретороманцы (главным образом фриулы) – 350 тыс. человек, французы – около 70 тыс. человек, словенцы и хорваты – около 50 тыс. человек; в Южной Италии и на острове Сицилия – албанцы (около 80 тыс. человек); на юге страны – греки (около 30 тыс. человек); на острове Сардиния – каталонцы (10 тыс. человек) и евреи (около 50 тыс. человек) и др.
Официальный язык – итальянский. Он принадлежит к романской группе индоевропейских языков. Все многообразие итальянских диалектов принято сводить в три крупные группы: диалекты Северной, Центральной и Южной Италии.
Подавляющее
большинство верующего
Население очень неравномерно распределено по стране, средняя плотность его – 189 человек на 1 км2. Самые густонаселенные области Италии – равнины Кампании, Ломбардии и Лигурии, где на 1 км2 приходится свыше 300 жителей. Это объясняется благоприятными условиями для развития здесь интенсивного земледелия, разнообразной промышленности, портовой деятельности и туризма. Особенной скученностью населения отличается провинция Неаполь в Кампании, где на 1 км2 сконцентрировано 2531 человек. Горные же районы населены гораздо реже. Здесь плотность населения падает до 35 человек на 1 км2, в засушливых и экономически слаборазвитых областях Сардинии и Базиликате плотность населения – 60 человек на 1 км2.
За последнее столетие население Италии удвоилось, несмотря на войны, эпидемии и эмиграцию. Хотя ежегодный естественный прирост уменьшается (с 12,2% в 1911 г. до 1,6% в 1985 г.), в целом численность населения продолжает расти. Наибольший естественный прирост наблюдается в отсталых южных областях. На протяжении ХХ века почти втрое снизилась рождаемость: с 33% в 1911 г. до 11% в 1985 г. Уменьшение рождаемости сопровождалось интенсивным "старением" населения, в свою очередь способствующим дальнейшему снижению рождаемости. Если в 1911 г. лица старше 65 лет составляли 6,5% всего населения, то в 1985 г. – уже 13,4%. В тоже время процент детей до 15 лет уменьшился с 39,9 до 22,3. Женщин в Италии на 1,4 млн. больше, чем мужчин. Современные демографические процессы в Италии порождают серьезные социальные проблемы, например необходимость расширения системы здравоохранения и пенсионного обеспечения в связи с увеличением доли лиц пожилого возраста.
Уменьшается численность экономически активных лиц. За последние десятилетия резко изменилась структура занятости населения в результате перехода рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность и сферу обслуживания, все большей миграции сельских жителей в города. Сейчас в сельском хозяйстве занято 12,8% экономически активного населения, в промышленности – 36,4%, в сфере обслуживания – 50,8%.
Население Италии отличается большой подвижностью внутри страны. Бросается в глаза, что миграционные потоки направлены с экономически слабо развитых областей Юга на индустриальный Север. Усиливается концентрация населения в Риме и его окрестностях, что связано со столичной ролью этого города.
Начиная с 1869 г. по 1979 г. из страны выехало более 20 млн. человек. Наибольшее число эмигрантов выезжало из южных районов, с Сицилии, а также из Центральной Италии и направлялось за океан – в Аргентину, Бразилию, США.
Более 12% населения всей страны сконцентрировано в 4 крупнейших агломерациях – Риме (3,7 млн.), Милане (7,4 млн.), Неаполе (3,1 млн.) и Турине (2,2 млн.). Более половины всех крупных городов находится в Северной Италии. Для Италии, особенно для Севера и Центра, характерна густая сеть малых городов (10-30 тыс. жителей).
В последние десятилетия в Италии идет интенсивный процесс урбанизации. В стране растет число городов, население которых превышает 100 тыс. человек. С каждым годом возникают и расширяются все новые городские агломерации. Практически все пространство от Турина до Милана представляет собой в настоящее время почти сплошную урбанизированную территорию.
Таким вот, благодаря Ватикану и высокому проценту верующего населения на территории Италии хорошо развит паломнический туризм, который привлекает туристов не только из других областей страны, но из-за рубежа. Этническая мозаичность населения предполагает развитие познавательного туризма.
1.3. Культурно-исторический потенциал Италии
Один из самых интересных периодов в истории Италии, безусловно, древнеримская цивилизация. Памятники этой эпохи многочисленны, производят грандиозное впечатление, но, к сожалению, не всегда хорошо сохранились. Большинство их расположено в Риме. Символ величия и мощи Рима – Колизей – неплохо сохранился, хотя в средние века его использовали как общественную каменоломню. Он сооружен в I в. н.э., предназначен для проведения гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал более 50 тыс. зрителей. Рим создавал много зрелищных сооружений. Единственный сохранившийся древнеримский театр – Марцелла – вмещал 13 тыс. зрителей. Циркус Максимус, созданный для состязания колесниц был рассчитан на 200 тыс. зрителей.
У подножия Капитолийского холма (одного из семи холмов на которых был построен "вечный" город) находятся развалины римского Форума. В Древнем Риме Форум – площадь, ставшая центром политической жизни. Развиваясь с VI в. до н. э. Форум превратился в парадный архитектурный ансамбль. Пантеон – "Храм всех богов" – создан в период наивысшего расцвета древнего Рима во II в. н.э. Он мало пострадал от грабежей варваров и сейчас в нем расположена церковь.
Римская империя просуществовала с VIII в. до н.э. по V в. н.э., когда она была разгромлена нашествием варваров. В средние века большинство зданий времен Римской империи пришло в упадок, руины использовали под фундамент новых сооружений. В XIV-XV веках начинается возрождение итальянской культуры. Неслучайно этот период развития культуры получил название Ренессанс (возрождение). В архитектуре это отразилось в создании величественных и пышных церковных сооружений во многих средневековых городах Италии. Здесь творили известнейшие художники и скульпторы – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс. Высокий художественный уровень и само открытие художественных музеев в Италии связано со страстью к коллекционированию дворянских семей средневековья и меценатством пап, способствующих созданию Капитолийских музеев и Ватикана. Наиболее известные музеи Италии – Национальная галерея древнего искусства, Галерея Боргесе, Национальный римский музей.
Неоценим вклад Италии в развитие мировой музыкальной культуры. В XI в. здесь было создано нотное письмо, в XVI в. Италия стала родиной оперы. В XIX в. здесь творили Дж. Россини, В. Беллини и Дж. Верди. Самый известный оперный театр мира, безусловно, миланский "Ла Скала", созданный в 1778 г.
В Италии регулярно проводится множество самых разных зрелищных мероприятий, фестивалей, выставок, ярмарок, массовых празднеств. Наиболее популярными и интересными из них являются международный кинофестиваль в Венеции и фестиваль оперного и балетного искусства в Сполето.
Самым ярким, сказочным праздником в Италии является венецианский карнавал, который ежегодно отмечается в феврале и длится десять дней. Все улицы, площади, каналы заполняются людьми в масках и карнавальных костюмах. В течение десяти дней во всех уголках Венеции проходят музыкальные программы, устраиваются театрализованные представления и фестивали.
Итальянская кухня признана одной из лучших в мире.
К национальным праздникам Италии относится Новый год и Международный день Мира, во время которых в соборе Святого Петра проходит торжественная служба, день Победы над фашистскими захватчиками, день объявления Республики, праздник труда, день национального единства, который отмечается 4 ноября.
Религиозными праздниками, широко отмечаемыми итальянцами, считаются Крещение, Рождество, Пасха, знаменуемая крестным ходом от Колизея до Палатинского холма, Успение, день всех Святых, день Святого Стефана и день непорочного зачатия. Конец января и февраль считается периодом проведения карнавалов, самые известные из которых организуются в Венеции и Виареджо.
Итальянцам свойственно
Святое правило для всех итальянцев – сиеста (обед, переходящий в послеполуденный отдых) с 13:00 до 16:00. В это время (самое жаркое), когда все магазины, лавки, банки закрываются, не принято даже назначать встречи и звонить друг другу. В сиесту, как говорят в Риме, "гуляют только собаки и французы". Вечером обязательна – вечерняя прогулка.
Многовековые традиции имеет в Италии мастерство керамистов. Мастерские и мелкие фабрики выпускают как бытовую, так и декоративную керамику. В каждой области керамические изделия отличают и формой, и художественной отделкой. На юге также развито ковроткачество и изготовление декоративных тканей. Каждый район сохраняет свои традиции в выборе сырья, расцветок и орнаментальных мотивов.
Очень давнюю историю имеет в Италии стекольное производство. Всемирную известность получили изделия венецианского острова Мурано: бисер, графины из тяжелого стекла с примесью свинца, тончайшие хрустальные вазы, люстры из цветного прозрачного стекла, изящные фигурки рыб, птиц и пр. Другой венецианский остров – Бурано прославился своими тончайшими кружевами.
Флоренция известна плетеными изделиями. Здесь из местной соломки, болотного камыша, рафии и мелких ивовых прутьев ремесленники мастерят шкатулки, кошельки, пояса, знаменитые флорентийские шляпы с широкими полями, сумки. Особым колоритом своих плетеных предметов отличается остров Сардиния, где их изготавливают из волокон местных растений – карликовых пальм, камыша и золотоголовника.
Альпийские районы издавна знамениты резьбой по дереву, инкрустацией деревянных предметов и художественной обработкой металла, главным образом меди и железа. Особенно разнообразен ассортимент кованых железных предметов.
Вследствие того, что на территории Италии находятся более половины мирового культурного наследия, огромное количество памятников сохранилось в прекрасном состоянии, исторические центры многих городов полностью сохранили средневековый облик, именно историко-культурный фактор имеет первостепенное значение для развития туризма в Италии. Она является одной из самых привлекательных для туризма страной. Во многом высокий уровень развития туризма в Италии объясняется высоким качеством сервиса и обслуживания.
1.4. Политические условия развития туризма в Италии
В 1983 г. с целью развития сферы туризма и гостиничной индустрии в стране принят Основной закон по развитию и совершенствованию туризма. В этом законе определяются органы управления туризмом на региональном уровне и порядок их функционирования; дается определение и классификация гостиничного хозяйства страны; условия, на которых разрешается заниматься туристской деятельностью транспортным и туристским бюро, общественных ассоциациям; регулируется деятельность профессионалов в туристской сфере; определяются меры поддержки туристской отрасли со стороны государства.
В Италии существует государственная организация ENIT, которая имеет отделения в каждой области. Основная цель ENIT – пропаганда туристических возможностей Италии: выпускаются и бесплатно распространяются в Италии, на всех международных туристических выставках (кстати, в Италии проходит один из 4-х крупнейших туристических форумов BIT (Borsa Italiano Turismo)), специальные брошюры, карты, схемы, рекламные материалы. В каждом городе существует бесплатный информационный туристический офис, где можно получить любую информацию, забронировать гостиницу, заказать экскурсию, получить карты и т.д. Более того, некоторые области оказывают дополнительную финансовую поддержку туристической отрасли: Сицилия, Кампания, Калабрия, Фриули-Венеция-Джулия. Примером их деятельности являются специальные туры для журналистов, специалистов турбизнеса из зарубежных стран (потенциальных поставщиков туристов), реклама на телевидении, радио, наружная реклама, публикация рекламных материалов, организация специальных выставок, участие в туристических биржах и выставках, специальные акции (например, неделя музеев – в течение которой входные билеты в музеи бесплатны).
Информация о работе Туристско-рекреационный потенциал Франции и Италии