Туристские ресурсы Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования - оценка возможностей Псковской области формировать рекреационно-туристический продукт, способный стимулировать как развитие въездного туризма, так и удовлетворять спрос местного населения.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• определение понятия «туристские ресурсы»;
• рассмотрение классификации туристских ресурсов;
• анализ туристских ресурсов и инфраструктуры Псковской области;
• оценка состояния развития туризма в Псковской области;
• исследование проблем, связанных с развитием туризма в Псковской области и пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ
1.1 Понятие и Сущность туристских ресурсов…………………………………4
1.2 Классификация туристских ресурсов………...….………………………….5
2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Инфраструктура региона ……………………………………..……………...11
2.2 Рекреационные ресурсы ………………………………………………….….14
2.3 Туристские ресурсы культурно-познавательного туризма ……..….……...17
2.4 Туристские ресурсы охотничьего туризма …………………………………21
2.5 Туристские ресурсы рыболовного туризма ………..…….............................22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ
3.1 Состояние развития туризма в Псковской области………………………...23
3.2 Проблемы развития туризма в Псковской области………………………...26
3.3. Предложения по повышению привлекательности туристского комплекса Псковской области………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….35

Файлы: 1 файл

туристские ресурсы.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

 •  183,5 тыс. человек – российских туристов;

 •  5 тыс. человек – туристов из  стран СНГ; 

 •  11 тыс. человек – туристов из  стран дальнего зарубежья.

     В 2005 году открылся четырехзвездный  отель «HELIOPARK Old Estаte», что значительно  повысило качество предоставляемых  услуг в туристической сфере области и в первую очередь, повлияло на развитие конференц-туризма и бизнес-туризма. За год работы отель принял более 9 тысяч гостей, более 50 % их них иностранные туристы. Так же восстановлен мотель «Балтия» и реконструирована гостиница «Колос».12

     В последние годы, благодаря вводу в эксплуатацию современных баз отдыха, качественно улучшились рекреационные возможности региона. Загородный отель «Плесков», центр загородного отдыха «Лукоморье», коттеджный комплекс «Чудское подворье» пользуются большой популярностью у туристов.

     Важнейшими центрами развития  туризма в регионе, обладающими  объектами культурного наследия  и природного потенциала области,  являются Псков, Печоры, Пушкинские  Горы, Изборск, Великие Луки, Гдов, Себеж, Порхов.

     Ситуация в Псковской области с туристскими фирмами, как и в целом по России, отличается тем, что имеется большое количество мелких фирм и мало крупных. Это создает определенные трудности для привлечения иностранных туристов, так как большинство из них доверяют лишь крупным фирмам с хорошей репутацией и длительным опытом работы в туризме.

     Кроме этого, все туристские  фирмы области разрознены и  практически не взаимодействуют  друг с другом, что не способствует  развитию, как самих фирм, так  и в целом туризма в Псковской  области. 

     Культурно-познавательный туризм является основным видом въездного туризма области – (57%), развлечение и отдых составляют 18%, лечебно-оздоровительный туризм - 9%. В то же время, анализ тенденций развития спроса на туристские услуги показывает следующее:

     • Возрастает спрос на природный туризм. Традиционно россияне предпочитают отдых на открытом воздухе и отпуск на природе. Городские жители все чаще проводят отпуск или выходные за городом на природе.

 •  Увеличивается спрос на бизнес-туризм. Центральное, доминирующее положение Пскова делает город центром встреч и конференций.

 •  Повышаются потребности туристов  в большей комфортности.

 В  этом ряду особое внимание  уделяется развитию конференц  – туризма, для которого в  области имеются все предпосылки.

     Количество туристов, посещающих Псковскую область ежегодно растет на 10% в течение последних нескольких лет.

     Отмечен значительный рост внутреннего  туризма, много туристов едет  в Псковскую область из Белоруссии. Литва, Латвия, Эстония — это  ресурс для привлечения европейских туристов.

     В 2008 году Псковскую землю посетили порядка 260 тыс. туристов. В Псковской области три основных туристических направления: Пушкинские горы, Псков и Изборск - Печоры.

     Эти направления становятся все  более популярными у туристов. В 2007 году в Пушгорах начали происходить серьезные изменения в этой ситуации размещения: появилась туристическая база, которая начала уже начала работать, под строительство второй выделено земля, туристические коттеджи есть непосредственно на территории музея-заповедника.

     Уровень развития транспортной  инфраструктуры в Псковской области  достаточно высокий.

     Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно  мягкая зима, - позволяют развивать  здесь как летние, так и зимние  виды отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области оценивается как «благоприятный» для организации туризма и как «среднеблагоприятный» для отдыха и лечения. 

3.2. Проблемы развития  туризма в Псковской  области. 

     В настоящее время на развитие  въездного туризма в Псковской области влияет ряд негативных факторов:

1. Среди  внутренних причин, сдерживающих  развитие отрасли особо выделяется  то, что продолжительность пребывания  туристов в области характеризуется  краткосрочностью.

2. Существует  проблема нехватки гостиничного фонда. Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к области обостряет проблемы размещения туристов. Так, сегодня в области на 200 тыс. населения существует 1300 гостиничных койко-мест, тогда как по туристическим нормативам положено 2 тыс. мест в номерном фонде.

 В  настоящее время необходимо провести  косметический ремонт номеров  еще во многих существующих  гостиницах. Такое состояние принимающей  базы не может содействовать  привлечению туристов, а наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных туристах, которые привыкли к высокому качеству услуг.

     Необходимость создания гостиничной  инфраструктуры обусловлена как  формированием деловой и туристской  привлекательности области, так  и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических достопримечательностей области, а также мест проведения крупных международных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований.

     По оценкам специалистов турбизнеса  на отдельных направлениях организации  отдыха в настоящее время спрос  превышает предложение. Организация  отдыха на турбазах, в пансионатах,  и профилакториях вызывает все  больший интерес. Недостаточное количество и низкое качество мест размещения не позволяет активно использовать имеющиеся рекреационные возможности региона.

3. Значительная  продолжительность «мертвого сезона»  говорит о неумении организовать  туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.

4. Из-за  стесненного финансирования пропагандистская  работа за рубежом по укреплению  туристского имиджа области ведется  в недостаточных объемах. 

5. Недостаточно  развита инфраструктура области, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме.

6. Отсутствует  программа поддержки турфирм,  занимающихся въездным туризмом. 

3.3. Предложения по  повышению привлекательности  туристского комплекса  Псковской области. 

     Создание в Псковской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах – является основной целью политики Администрации области в сфере туризма.

   Власти  Псковской области заявляют о  приоритетности для региона туристической  составляющей экономики. Это означает, что есть все основания для  того, чтобы сделать ставку на туризм. Псковская область граничит с тремя государствами (в том числе двумя странами Евросоюза), расположена сравнительно недалеко от Москвы и Санкт-Петербурга, на ее территории сохранилось множество уникальных памятников архитектуры.

     Но, тем не менее, доля туризма  во внутреннем валовом продукте региона по-прежнему ничтожно мала и составляет всего около одного процента. В 2006 году, по данным исследования петербургского Агентства социальной информации, проведенного в рамках проекта Европейского Союза «Развитие туризма на Северо-Западе России», сумма средних расходов туристов в Псковской области составляла 60 евро в день и являлась самой низкой в СЗФО.13

     Причина этого кроется в том,  что участники туристического  рынка Псковской области, разрабатывая  свои предложения, делают главную ставку на богатую историю и культуру региона. Однако при этом они вступают в заведомо безнадежную борьбу с брендами Санкт-Петербурга и Новгорода, доминирующими на данном рынке. А богатые возможности, связанные с экологически чистой (ввиду отсутствия крупных производств) природой края, в настоящее время используются чрезвычайно слабо.

     Туристический бренд Псковской  области нуждается в перепозиционировании. Дело в том, что в Пскове  туристу предлагают в первую  очередь культурно-познавательные  программы, основанные на богатом историческом наследии региона. Однако, один раз побывав в псковских музеях, посмотрев на древние церкви и крепости, турист вряд ли захочет вернуться туда еще раз.

     В то же время отдыхать на  полюбившемся месте человек может  сколько угодно раз. Поэтому, лучшее средство привлечь туристов – это обратить их внимание на богатые ягодами и грибами леса, более трех тысяч озер и большое количество малых и средних рек. Это отличная база для развития в регионе охотничьего, экологического, спортивного и сельского туризма. При этом памятники истории и архитектуры стали бы полезным дополнением к отдыху на природе и позволили бы продлить пребывание туриста в регионе. В области стало появляться все больше альтернативных предложений. Представители европейских фондов активно выдвигают идею развития «хуторского туризма» в Псковской области.

     В соседних Эстонии и Латвии  такого рода объекты уже давно  и активно развиваются. В Псковской  области идея удивить туристов  сельской экзотикой пока что  только приживается. Тем не менее, не только в области, но и за ее пределами известны некоторые аналогичные комплексы, расположенные неподалеку от Пскова. Там гостям разрешают поспать на сеновале, кормят приготовленными в русской печи по старинным рецептам блюдами, угощают свежесобранным на пасеке медом.

     Водные ресурсы региона также  закономерно привлекли внимание  инвесторов, вкладывающих средства  в развитие туристического бизнеса.  На берегах Псковского и Чудского  озер появились загородный отель,  центр загородного отдыха, коттеджный комплекс. Туристы могут арендовать гостевые домики, взять напрокат велосипеды, мотоциклы, катера.

     Одним из наиболее перспективных  направлений стало использование  горнолыжной базы, расположенной  в Печорском районе. Около десяти  лет назад горнолыжники обнаружили на территории государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск», склон Мальской долины, идеально подходящий для катания. Возник проект строительства там горнолыжной базы, так как качественных трасс в Псковской области не было.

     Будущая трасса пересекалась  с близ стоящей деревней на  краю долины. После решения «земельного  вопроса» оборудовали полноценную  трассу, построили подъемник, отремонтировали  дорогу, ведущую к деревне. Стоящий  на участке капитальный сарай, сложенный из известняковой плиты в специфическом «русско-эстонском» стиле, был переоборудован в оригинальный бар.

     Недалеко от базы расположен  древний Мальской монастырь, город  Старый Изборск с уникальной  средневековой крепостью, легендарной  «могилой Трувора» и целебными источниками. Турист, изначально соблазнившийся активным отдыхом на лоне природы, вполне может разнообразить свой досуг посещением памятников истории.

     Именно такой «комплексный» туристический  продукт наиболее востребован  сегодня. И возможно, развиваясь в этом направлении, туристическая сфера Псковской области еще сможет выйти на новый уровень, составив достойную конкуренцию соседним регионам.

        К концу 2011 года проблему с номерным фондом планируется решить– область получит гостиницу «Интурист» на 150 номеров. А к 2012 году (1150-летию Изборска) в Печорском районе. Кроме того, заявлен ряд других инвестиционных проектов по разным объемам размещения - от 40 до 150 номеров - со сроком реализации к 2014 году.

Так же решается проблема авиасообщения. Уже с ноября три раза в неделю будут курсировать самолеты между Псковом и Москвой компании «Псковавиа». «Сейчас ведутся переговоры с Airbaltic об организации «треугольника» Рига – Псков – Москва, но пока соглашение не достигнуто. Также с ГТК «Россия» об организации «треугольника» Петербург – Псков –Москва».До 2012 года планируется удлинить на 500 метров взлетно-посадочную полосу в аэропорту Пскова. Это расширит возможности терминала и позволит принимать тяжелые самолеты. 14

Информация о работе Туристские ресурсы Псковской области