Сущность и значение лицензирования туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 04:54, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с туристической деятельностью.
Предметом исследования является изучение механизма лицензирования и сертификации туристической деятельности.
Целью курсовой работы является изучение аспектов сертификации и лицензирования туристских услуг в России.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Обеспечение качества туристских услуг посредством
сертификации……………………………………………………………...………5
1.1 Основные понятия и положения туристской отрасли РФ………………5
1.2 Сертификация как средство осуществления государственного
контроля за соблюдением стандартов в туристской деятельности……...…9
1.3 Нормативное обеспечение сертификации туристских услуг………….13
Глава 2. Организация деятельности по сертификации туристских услуг…...18
2.1. Общий порядок проведения сертификации работ и услуг в РФ……..18
2.2 Проведение сертификации туристских услуг……………………...…..21
Глава 3. Сущность и значение лицензирования туристской деятельности.…31
3.1 Лицензирование туристской деятельности………………………….…31
3.2 Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования………………………………………………………………34
3.3 Основные направления государственной политики в РФ по
регулированию и развитию правоотношений в сфере туризма………..…38
Заключение……………………………………………………………..………..44
Список использованных источников и литературы…………………

Файлы: 1 файл

-----------парво туризм-------------------------------.rtf

— 399.22 Кб (Скачать)

     - создание сети представительств Ростуризма за рубежом с целью продвижения туризма и содействие в обеспечении безопасности российских туристов, находящихся за пределами Российской Федерации.

     Что касается современного состояния законодательства о туризме в целом, то оно характеризуется следующими основными тенденциями:

     - развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

     - усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

     - появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

     - развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;

     - формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

     - комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства;

     - развитием регионального и местного правотворчества в сфере туризма и его унификацией;

     - гармонизацией законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.

     Таким образом, в результате правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка.

     В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств. В последние несколько лет в сфере государственного регулирования туризма в России, действительно, произошли серьезные изменения. Эти изменения затронули не только законодательство о туристской деятельности, но и всю правовую сферу.

     Прежде всего, речь идет о Федеральном законе от 5 февраля 2007 года №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Впервые в России этим законом введена система финансового обеспечения ответственности туристских организаций перед потребителями в форме банковской гарантии и договора страхования договорной ответственности туроператора, а также единый федеральный реестр туроператоров.

     Реестр туроператоров и финансовое обеспечение - это новый способ государственного регулирования предпринимательской деятельности, связанный с устранением избыточных административных барьеров, переходом от разрешительной системы начала осуществления предпринимательской деятельности к преимущественно уведомительной. Данный способ пришел на смену лицензированию туристской деятельности.

     Заключение 

     В настоящее время туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, международных отношений, гостиничного бизнеса и др. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований и общества.

     Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

     Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать туризм одной из наиболее доходных составляющих экономики России.

     Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны, если туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому для государства особенно важен грамотный и комплексный подход к регулированию туристской деятельности.

     После отмены лицензирования складывается следующая ситуация: страховые компании исправно платят в самых различных случаях: от фактического исчезновения туроператоров до вариантов, связанных с финансовой неустойчивостью, несостоятельностью турфирм, существенно растет число случаев досудебного урегулирования имущественных споров между туроператорами (турагентами) и туристами. Значит достигнута главная цель введения финансовых гарантий - обеспечить добросовестное исполнение туроператорами своих обязательств перед туристами, повысить качество обслуживания и в то же время защитить туристов от системной проблемы - неплатежеспособности туроператора.

     Реестр туроператоров находится в открытом доступе и еженедельно актуализируется. По состоянию на конец 2011 года в Единый федеральный реестр туроператоров внесены сведения о 5299 туроператорах, в том числе о 3231 туроператоре, имеющем право заниматься международным туризмом и 2058 по внутреннему туризму. Договор страхования гражданской ответственности заключили 5070 туроператоров, а банковские гарантии получили 159 компаний.

     Финансовые гарантии позволяют также более эффективно бороться с незаконной туристской деятельностью, а также с недобросовестными предпринимателями, в отношении которых возбуждаются административные и уголовные дела. В этой работе, а также в целях обеспечения безопасности туризма Ростуризм тесно сотрудничает с МВД России, Роспотребнадзором и его территориальными органами.

     Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга соответствует определенным стандартам или техническим условиям.

     Под сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию путешественников, принятых в стране пребывания.

     Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Под обязательной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды.

     Под добровольной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается проверка соответствия по инициативе изготовителя, исполнителя или продавца органом по сертификации уровня качества предоставляемых услуг требованиям стандартов (нормативных документов) обслуживания. Участниками сертификации являются Госстандарт России, центральный орган по сертификации туристских услуг, а также региональные органы по сертификации, создаваемые на местах, которые и определяют в совокупности систему сертификации туристских услуг.

     Сертифицированная система качества туристского предприятия позволяет ему расширить круг надежных партнеров, повысить свою конкурентоспособность. Сертификация в условиях рыночных отношений - признанный в мире способ независимого подтверждения (оценки) соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. Использование сертификации создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социальных и экономических проблем.

     Список использованных источников и литературы

 
      
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) // Российская газета - № 237 - 25. 12. 1993.
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009) // СПС «Консультант плюс»
  3. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» // СПС «Консультант плюс»
  4. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №156-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Справочная система Консультант-ПЛЮС
  5. Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №33, ст. 3430; 2002, №11, ст. 1020; 2005, №27, ст. 2719; 2006, №1, ст. 11) // Справочная система Консультант-ПЛЮС
  6. Федеральный закон от 24.11.96 №132-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «Об основах туристской деятельности в РФ» // Справочная система Консультант-ПЛЮС
  7. Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. №1663-р. «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.» // Справочная система Консультант-ПЛЮС
  8. Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2010.
  9. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. Учебное пособие - М.: Международные отношения, 2011.
  10. Борисов К.Г. Международный туризм и право. Учебное пособие - М.: Колос, 2009
  11. Бланк И.А. Курортно-туристский комплекс как объект управления. Учебное пособие - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 146 с.
  12. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2008. - 292 с.
  13. Бреев Б. Развитие сферы гостиничных услуг в России // Российский экономический журнал.- 2010. - № 6. - С. 56-60.
  14. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма. Учебное пособие - М.: Изд-во Михайлова, 2010.
  15. Губенко Н.Н. Законодательство о туризме в Российской Федерации за рубежом. Состояние и перспективы // Экономика и право. - 2010. - №9.
  16. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие. - М.: «Теис», 2010. - 482 с.
  17. Дехтярь Г. Лицензирование и сертификация в туризме. Учебное пособие - М., 2007. - 246 с.
  18. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2006.
  19. Ильина Е. Туроперейтинг. Организация деятельности. Учебное пособие - М.: ФиС, 2007. - 156 с.
  20. Ковалев Д. ВТО и развитие туризма в России // Экономика. - №10. - 2010.
  21. Лапина А.Ю. Организации и технологии гостиничного обслуживания. Учебное пособие - М., 2007.
  22. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
  23. Международное право: учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2008.
  24. Писаревский Е.Л. Научно-практический комментарий. Положение о лицензировании туроператорской деятельности. Положение о лицензировании турагентской деятельности. Учебное пособие - М.: Юрист, 2010
  25. Сервисная деятельность: Учебное пособие/ под ред. В.К. Романович. - М.: ДИС, 2010. - 160 с.
  26. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туринских комплексах - М.: Инфра-М 2008.
  27. Свиридов К.С. Правовое регулирование деятельности по оказанию туристических услуг. Учебное пособие - М.: Знание, 2010.
  28. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. - М: ИКЦ «МарТ», 2010. - 352 с.
  29. Федцов В. Г. Культура сервиса: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2008. - 421 с.
  30. Чеботарева И.А. Анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации. Учебное пособие - СПб., Колос, 2008

Информация о работе Сущность и значение лицензирования туристской деятельности