Сущность и значение лицензирования туристской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 04:54, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с туристической деятельностью.
Предметом исследования является изучение механизма лицензирования и сертификации туристической деятельности.
Целью курсовой работы является изучение аспектов сертификации и лицензирования туристских услуг в России.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Обеспечение качества туристских услуг посредством
сертификации……………………………………………………………...………5
1.1 Основные понятия и положения туристской отрасли РФ………………5
1.2 Сертификация как средство осуществления государственного
контроля за соблюдением стандартов в туристской деятельности……...…9
1.3 Нормативное обеспечение сертификации туристских услуг………….13
Глава 2. Организация деятельности по сертификации туристских услуг…...18
2.1. Общий порядок проведения сертификации работ и услуг в РФ……..18
2.2 Проведение сертификации туристских услуг……………………...…..21
Глава 3. Сущность и значение лицензирования туристской деятельности.…31
3.1 Лицензирование туристской деятельности………………………….…31
3.2 Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования………………………………………………………………34
3.3 Основные направления государственной политики в РФ по
регулированию и развитию правоотношений в сфере туризма………..…38
Заключение……………………………………………………………..………..44
Список использованных источников и литературы…………………

Файлы: 1 файл

-----------парво туризм-------------------------------.rtf

— 399.22 Кб (Скачать)

     - копия сертификата соответствия;

     - копия лицензии на применение знака соответствия:

     - общие правила реализации туристского продукта:

     - бланки документов, оформляемые при реализации туристского продукта.

     Туристские организации должны быть укомплектованы профессионально подготовленным персоналом, способным осуществлять деятельность в соответствии с требованиями стандарта.

     Руководство туристского предприятия утверждает порядок и процедуры разработки конкретной услуги, организацию ее предоставления и определяет ответственность каждого участника процесса проектировании услуги.

     По каждой характеристике услуги должны быть указаны приемлемые для потребителя и исполнителя значения. Конкретные характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта. Проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала л окружающей среды [14, с.68].

     ГОСТ указывает требования к документации, детализирующей требования к процессу обслуживания туристов, которая должна содержать:

     - описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

     - характеристику процесса обслуживания туристов;

     - требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

     - количество необходимого персонала и уровень era профессиональной подготовки;

     - договорное обеспечение поставок услуг;

     - гарантии;

     - необходимые согласования (с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, гасавтоинспекцией и др.).

     Конкретные требования к процессу обслуживания туристов должны быть не ниже требований, утвержденных действующими нормативными документами.

     Повышение качества обслуживания в сфере туризма в современный период предполагает:

     - разработку новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

     - разработку и внедрение современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

     - создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

     - создание и реализацию учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику);

     - реализацию специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристского и гостиничного бизнеса, в том числе организацию стажировок за рубежом;

     - поддержку перспективных прикладных исследований в области туризма. 

 

      Глава 3. Сущность и значение лицензирования туристской

     деятельности 

     3.1 Лицензирование туристской деятельности 

     В целях защиты прав и интересов туристов до 01.01.2007 г. в Российской Федерации подлежали лицензированию, стандартизации туроператорской и турагентской деятельности, а также объекты туристской индустрии.

     Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

     Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристской деятельности устанавливались законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносились в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

     Порядок лицензирования турагентской и туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, до 01.01.2007 г. регулировался следующими нормативно-правовыми актами [28, с.178]:

     - Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ;

     - »Положением о лицензировании турагентской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95);

     - »Положением о лицензировании туроператорской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95).

     Данные нормативные акты определяли основные условия и требования, выполнение которых было необходимо для получения той или иной туристической лицензии.

     Само понятие туристская деятельность подразумевает под собой туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

     Различия между турагентской и туроператорской деятельностью заключаются в том, что турагент осуществляет деятельность по продвижению (т.е. полному и широкому освещению возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам и т.п.) и реализации туристского продукта, а туроператор, помимо указанного выше, еще и формирует туристский продукт, т.е. занимается размещением, транспортировкой туристов и осуществляет другие услуги, не связанная с первыми двумя.

     Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В сфере туризма таким органом до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристским фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После 2005 г. данный орган переименован в Федеральное агентство по туризму.

     Туристские предприятия, получившие государственную лицензию на туристскую деятельность, заносились в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, мог прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований.

     Для получения лицензии заявитель представлял в уполномоченный орган [22, с.188]:

     1) заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается органом, уполномоченным лицензировать виды деятельности;

     2) нотариально заверенные копии учредительных документов (при отсутствии нотариального заверения необходимо предъявить оригиналы);

     3) копию свидетельства о государственной регистрации;

     4) документ (квитанция), подтверждающий оплату рассмотрения заявления;

     5) документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа.

     Все документы, представленные для получения лицензии, регистрировались органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществлялись на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принималось в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

     Бланки лицензий имели степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляли уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности.

     Условиями действия лицензии являлись: доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

     - наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

     - наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

     - оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;

     - представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

     В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направлялось уведомление в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являлись:

     - отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности и условиям безопасности. Лицензия выдается на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением. 

     3.2 Финансовые гарантии как инструмент регулирования после отмены лицензирования 

     Отмена с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка туристических услуг внесла некоторую нестабильность в данной сфере. На самом деле, в отличие от других сфер лицензирования, ситуация была и есть достаточно понятна и адекватна.

     Туристская индустрия в РФ является активно развивающейся отраслью экономики, в связи с чем защита прав потребителей в данной области всегда была актуальной в силу ее социальной значимости, а отмена с 1 января 2007 года института лицензирования туроператорской и турагентской деятельности и введение обязательной финансовой ответственности туроператоров в виде договора страхования гражданской ответственности, объективно требует усиления контроля и надзора в данной сфере.

     В принципе, все участники правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, это очевидно. Но с другой стороны увеличились требования к туроператорам. Но в том и заключается позиция государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом нарушении интересов Клиента, ответственность несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это закреплено законодательно.

     Договор между оператором и клиентом должен включать [19, с.167]:

     - информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

     - информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение».

Информация о работе Сущность и значение лицензирования туристской деятельности