Страбон – путешественник, географ, страновед

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе я хотела бы рассказать о великом Путешественнике, географе и страноведе – Страбоне, поскольку я считаю, что эта тема является актуальной. Начав подбирать литературу, я обнаружила, что практически в каждой энциклопедии можно понять, кем являлся Страбон. рапрпеоаша

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Путешествия в эпоху античности…………………………………..4
Крито-Микенская культура…………………………………..4
Период развития цивилизации Древней Греции……………6
Расцвет Древнего Рима……………………………………...12
Страбон - путешественник и страновед…………………………..16
Биография Страбона………………………………………...16
Путешествия Страбона……………………………………...19
«Исторические записки» Страбона………………………...23
«География» Страбона как исторический источник…………….24
Труд Страбона……………………………………………….24
Для кого писал Страбон…………………………………….27
Влияние описаний Страбона на дальнейшее развитие географии…………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………31
Список источников…………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное агентство по образованию

 

Рыбинская государственная  авиационная технологическая академия   им. П.А.Соловьева

 

Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «История социально-культурного сервиса и  туризма»

на тему: «Страбон – путешественник, географ, страновед»

 

Вариант №3

 

 

 

 

Выполнила                     Ефимова О.Е.

Студентка гр.                            ЗСС-08

Преподаватель                 Рыбина Е.А.

Оценка__________________________

Подпись преподавателя____________

Дата                            29 апреля 2009г.

 

 

 

Рыбинск 2009

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………………………………………...3

  1. Путешествия в эпоху античности…………………………………..4
    1. Крито-Микенская культура…………………………………..4
    2. Период развития цивилизации Древней Греции……………6
    3. Расцвет Древнего Рима……………………………………...12
  2. Страбон - путешественник и страновед…………………………..16
    1. Биография Страбона………………………………………...16
    2. Путешествия Страбона……………………………………...19
    3. «Исторические записки» Страбона………………………...23
  3. «География» Страбона как исторический источник…………….24
    1. Труд Страбона……………………………………………….24
    2. Для кого писал Страбон…………………………………….27
    3. Влияние описаний Страбона на дальнейшее развитие географии…………………………………………………………………30

Заключение…………………………………………………………………31

Список источников…………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей  еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так как «ознакомление» с новыми территориями было жизненно необходимо.

Зачатки географических знаний появились еще у первобытных  людей, само существование которых  зависело от способности ориентироваться  в пространстве и отыскивать естественные убежища, источники воды, места для  охоты, камни для орудий и т.д. Первобытный человек отличался  острой наблюдательностью и даже умением делать рисунки местности  на шкурах, бересте, дереве - прообразы  географических карт. Примитивная карта  как способ передачи географической информации возникла, по-видимому, задолго  до возникновения письменности.

В данной курсовой работе я хотела бы рассказать о  великом Путешественнике, географе и страноведе – Страбоне, поскольку  я считаю, что эта тема является актуальной. Начав подбирать литературу, я обнаружила, что практически в каждой энциклопедии можно понять, кем являлся Страбон. Мало того его имя можно найти практически в каждом учебнике по истории туризма. А если его имя набрать в поисковике, высветится не менее 100 ссылок, а я думаю, что это о многом говорит. Данная тема не раз становилась предметом специального исследования, этой теме просвещенно немало статей. Так же эта тема рассматривается в учебной литературе, следует отметить учебники М.В. Соколовой «История туризма», Л.П. Воронковой «История туризма», С.Н. Макаренко и А.Э. Саак «История туризма».  А так как данная тема является актуальной и на сегодняшний день, то ее изучение имеет и научную актуальность.

Исходя из актуальности темы, можно сформировать цель курсового  проекта:

    • Изучить историю возникновения путешествий в эпоху античности, рассказать о том, что эпоха античности включала в себя три периода: период архаики (Крито-Микенская культура); период начала развития цивилизации Древней Греции; эллинистический период (расцвет и закат цивилизации Древней Греции и Древнего Рима). И О каждом периоде постараюсь рассказать в отдельности.
    • Изучить биографию Страбона, что или кто повлиял на то чтобы он начал путешествовать, заниматься страноведеньем и  историей (благодаря чему появились «Исторические записки»). В какой среде он рос, воспитывался. Так же расскажу о его путешествиях, что из увиденного его больше всего потрясло.
    • И наконец,  расскажу о его «Географии», в чем заключалась суть этих книг. Для кого были они написаны, кого бы хотел привлечь Страбон к прочтению его трудов. Кого цитирует автор в своем произведении и в то же время критикует или соглашается. И как повлиял его труд на дальнейшее развитие географии.

Все это я постараюсь как можно лучше и подробней  рассмотреть в своей курсовой работе.

 

1.Путешествия в эпоху античности.

1.1. Крито-Микенская культура.

Корни европейской цивилизации  уходят в далекие легендарные  времена Критской культуры, или, как  ее еще называют, Минойской (по имени  критского царя Миноса). Мифы и сказания об этой земле навеяны романтикой и лиризмом. Достаточно вспомнить  лабиринт Минотавра, нить Ариадны, подвиги Тесея (сына афинского царя Эгея, в честь которого названо Эгейское море), Медею, Ясона, аргонавтов, героев «Илиады» Гомера. Все поколения европейцев выросли на этом материале и живут этим.

Возникшая в середине III тысячелетия  до нашей эры на острове Крит, Минойская культура, достигла своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э. В это  время критский флот доминировал  в Восточном Средиземноморье. Корабли  критян арендовали даже египтяне. У  кораблей имелись не только каюты  для матросов, но и для пассажиров (в основном для знатных особ и членов их семей). Корабли постоянно курсировали между Египтом и материком (южной частью Балканского полуострова).

Столицей Крита был  город Кносс (недалеко от современного Ираклиона). С 1990 г. благодаря Артуру Эвансу, Кносс и Микены стали центром  археологических исследований Минойской  культуры. Самый большой интерес  представляют развалины царского дворца в Кноссе. Это уникальное сооружение с множеством комнат с настенной  живописью, переходов, тупиков, ложных выходов и подземных коммуникаций (что нашло отражение в мифе о лабиринте), огромное количество культовых  сооружений, алтарей и жертвенников.

У критян была своя письменность, первоначально в форме иероглифов, а затем линейное письмо, которое  до сих пор не расшифровано. Они  обладали обширными познаниями в  математике, астрономии, устройстве мира и вселенной. Критяне говорили на особом, отличном от греческого, языке, о котором мы ничего не знаем.

Загадка гибели критской культуры не разгадана. Возможно, она погибла  от гигантского природного катаклизма, о чем свидетельствуют обнаруженные при раскопках следы пожаров  и разрушений. По всем признакам  катастрофа случилась мгновенно  и неожиданно. Некоторые исследователи  сравнивают гибель Минойской культуры с гибелью легендарной Атлантиды.

Но катастрофа была не единственной причиной гибели Минойской культуры. Минойская цивилизация пала под  набегами ахейских племен, пришедших  с юга Балканского полуострова. Ахейские племена постоянно совершали  набеги на Крит. Природная катастрофа лишь ускорила гибель этой великой  культуры.

В XV в. до н.э. ахейцы ассимилировались с местными жителями и создали  Микенскую культуру (по названию главного города-крепости – Микены в северной части Пелопоннеса). Захватив Крит, ахейцы унаследовали часть его культуры. На основе линейного письма, приспособив его к греческому, они создали свою письменность.

XIV – XII в. до н.э. были  расцветом микенской культуры. Из  египетских источников известно, что ахейцы совершали набеги  на Египет, Малую Азию и другие  страны. Причиной гибели Микенской  культуры стали дорийские племена,  пришедшие с севера Балканского  полуострова. Они и заложили  основы древнегреческой цивилизации.  А Крито-Микенская культура исчезла.  Лишь ее осколки дошли до наших дней.

 

1.2. Период развития цивилизации Древней Греции.

С XII в. до н.э. можно говорить о зарождении цивилизации Древней  Греции. Причем, с XII по VIII вв. до нашей  эры историки называют «темным периодом»  развития этой эпохи. За это время  стерлись все воспоминания о Крито-Микенской  культуре. Ни Фукидид, ни Геродот, ни Аристотель даже не упоминают о ней в своих сочинениях. И лишь Гомер в VII в. до н.э. в своих поэмах смутно намекал о какой-то загадочной культуре прошлого.

Древние греки свободно плавали  по Эгейскому морю до берегов Малой  Азии и обратно, хотя эти путешествия  были не лишены опасностей и приключений. История странствий легендарного Одиссея  не нуждается комментариях, так как  поэмы Гомера переведены на все языки.

В Древней Греции путешествия  достигают наибольшего подъема  в V – IV вв. до н.э. Этот же период является расцветом философии, искусства, математики, астрономии, космологии и других наук. Цивилизационными центрами были Малоазийские города – Милет, Эфесс и Колофон. Но центром притяжения были Афины.

С целью познания мира мудрецы, натурфилософы и поэты отправлялись во все концы света. Практически  все крупные древнегреческие  философы осуществляли дальние странствия. Мудрец и философ Фалес Милетский  более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью получения  знаний побывал философ и математик  Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее путешествие, по возвращению домой основал философскую школу. Ксенофан из Колофона был странствующим поэтом-рапсодом.

Но не только знания привлекали путешественников в эти страны. Их привлекали грандиозные древние  памятники архитектуры. При посещении  египетских памятников путешественники  нередко оставляли на их стенах короткие записи – «граффити». Только у гробниц фараонов в Фивах египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч подобных надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима.

Одним из первых ученых путешественников был Геродот, который по выражению  Цицерона является «отцом истории». Геродот  родился в Гали-карнасе на побережье  Малой Азии. В молодом возрасте из-за политических неурядиц он покинул  родной город и жил на острове  Самос. Разочаровавшись в политике, Геродот начал интересоваться историей своего народа и, прежде всего мифологией. Будучи выходцем из состоятельной семьи, Геродот не испытывал нужды в деньгах.

Геродот путешествовал в  течение 10 лет (с 455 по 445 гг. до н.э.), и  все свои наблюдения изложил в 9 книгах, каждая из которых назвалась по имени  одной из муз. В своем знаменитом труде «История» Геродот описал не только историю многих народов, но и этнографические приметы, т.е. описание черт лица, цвета кожи, типа одежды, быта, обрядов, народных примет, общего уклада жизни и т.п.

В VII–VI вв. до н. э. этрусская  цивилизация достигла своего расцвета. К этому времени она сравнилась по своему влиянию на море с такими великими морскими державами, как эллинская  и Карфаген. Считается, что виноград и оливы завезли в Италию этруски. Торговлей занимались не только этрусские  купцы, но и пираты. Этрускам приписывают  изобретение якоря и руля, а  также специального скрытого тарана, прикрепляемого к носовой части  корабля.

В эту эпоху путешествия  совершались в основном с экономическими, политическими и военными целями. Одним из примеров путешествия с  экономическими целями явилось путешествие  греческого купца Пифея. Обострение конкурентной борьбы между греческими полисами, с одной стороны, и Финикией и Карфагеном, с другой, за доминирование  в торговле в бассейне Западного  Средиземноморья, которое вело к  локальным военным конфликтам, и  вынудило Пифея отправиться на самостоятельные  поиски новых западноевропейских рынков.

Финикийцы не пропускали чужих  купцов за Гибралтарский пролив, движение через который контролировалось специальными гарнизонами, расположенными в Гадисе (Кадисе) и Тингисе (Танжере) по обеим сторонам пролива. Финикийцы  были монополистами на такие товары, как олово, янтарь, ряд разновидностей дорогих мехов, которые они поставляли в страны Средиземноморья с Британских островов и стран Северной Европы.

Сведения о путешествиях Пифея противоречивы. Некоторые  древние авторы полагают, что Пифей  на обратном пути проплыл дальше на восток, вошел в Балтийское море и далее по Днестру спустился  в Черное море (Понт Эвксинский) и  через Босфор и Дарданел вошел  в Средиземное море и вернулся домой. Однако у многих древнегреческих  историков подобные описания вызывают недоверие. Но северное путешествие  Пифея и его достижения – бесспорны.

Интересы древних греков были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам  Индии. Но, справедливости ради, надо сказать, что греки пользовались сведениями, которые они получали от египетских путешественников.

Так, например, греческий  мореплаватель Евдокс Кизикский  по приказу фараона Птолемея III предпринял плавание к берегам Индии, отплыв из Египта в сопровождении индийского проводника. Мореплаватели благополучно достигли желаемой цели.

Вторую экспедицию в Индию  Евдокс совершил по заданию царицы Клеопатры за грузом благовоний. Но на обратном пути ветры отнесли корабль  к югу от Эфиопии, и Евдокс вынужден был двигаться вдоль берегов  Африки.

Во время своего третьего путешествия (120 – 115 гг. до н.э.) он проплыл  вокруг Африки, как это делали финикийцы, но погиб в конце пути.

Информация о работе Страбон – путешественник, географ, страновед