Спортивный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью реферата является изучение спортивного туризма. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- анализ понятия «спортивный туризм»;
- выявление основных видов спортивного туризма.

Оглавление

Спортивный туризм 4
Общие требования к организации всех спортивных туров 6
История спортивного туризма 8
Виды спортивного туризма 13
Автомототуризм 15
Велосипедный туризм 17
Водный туризм 19
Парусный туризм 22
Конный туризм 23
Мотоциклетный туризм 24
Пешеходный туризм 25
Горный туризм 28
Спелеотуризм

Файлы: 1 файл

Спортивный туризм Никитина 11Б90Word.docx

— 70.44 Кб (Скачать)

В 1949 году Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта своим постановлением включил в Единую Всесоюзную спортивную классификацию туризм. Самодеятельным туристам стали присваивать спортивные разряды и звания Начиная с 50-х годов стали действовать школы инструкторов туризма, а в конце 50-х - школы руководителей сложных походов по видам туризма. С середины 50-х годов началось бурное развитие самодеятельного туризма и его высшего проявления - спортивного туризма. В 1957 году в стране работало более 50 туристских клубов, тогда как до войны существовал лишь один в Ростове-на-Дону. Туризм стал действительно массовым. При центральных, республиканских и областных ДСО и ТЭУ ВЦСПС и облсовпрофов были созданы секции и федерации туризма. В 1962 решением ВЦСПС ТЭУ были преобразованы в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), республиканские и областные советы, в ведение которых полностью перешел самодеятельный туризм. При ЦСТЭ и советах на местах начали работать секции и комиссии по видам туризма, создавались областные и городские туристские клубы.

В 1976 году ВЦСПС принял решение о создании единого общественного туристского органа - Федерации туризма ЦСТЭ и образовании соответствующих федераций на местах. В 1985 г. Федерация стала называться Всесоюзной, а федерации на местах - республиканскими, краевыми и областными. Председателем Федерации стал известный турист, заслуженный мастер спорта В.Д. Тихомиров.

С 1971 года проводились Всесоюзные, республиканские, областные соревнования на лучшее туристское путешествие, которые с 1981г. преобразованы  в Чемпионаты СССР, республик и  т.п. Постановлением Комитета по физической культуре и спорту от 22 августа 1980г., протокол 6, призеры чемпионатов  СССР награждаются золотыми, серебряными  и бронзовыми медалями II степени. Во всесоюзных соревнованиях и чемпионатах  ежегодно участвовало 100-150 команд.

К концу 80-х годов в системе советов  по туризму было создано 950 областных, городских туристских клубов, объединяющих многотысячный общественный актив. Туристские секции и клубы работали в десятках тысяч коллективах  физкультуры, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн. человек. На различного уровня семинарах, школах, сборах подготовлено более 500 тыс. инструкторов, руководителей походов, судей соревнований. В спортивных походах ежегодно участвовало более 200 тысяч туристов спортсменов (около 20 тысяч туристских групп). На рубеже 80-90-х годов на территории бывшего СССР действовало более 60 общественных КСО, более 40 тысяч общественных комиссий, в работе которых участвовало около 700 тысяч туристов.

В 1990 году звание мастер спорта было присвоено 124 туристам, 1-3 разряд - 80тысячам туристов, а значок "турист СССР был вручен 250 тысячам туристов. В 1992 г. после  распада СССР был создан Международный  туристско-спортивный союз, а в 2002 году была учреждена Международная Федерация  спортивного туризма, объединившая туристов стран СНГ и Прибалтики. Туристско-спортивный союз и федерация  спортивного туризма России стала  работать при Госкомспорте России. Президентом стал ЗМС И.Е. Востоков. Спортивный туризм включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды спортивного туризма

Спортивный туризм может быть индивидуальным или массовым в зависимости от его организации.

В зависимости от места жительства и работы туристов спортивный туризм может быть внутренним или международным.

В зависимости от длительности пребывания можно разделить на:

Однодневные путешествия:

  • менее 3-х часов,
  • 3-5 часов,
  • 6-8 часов,
  • 9-11 часов,
  • 12 и более часов

Путешествия с ночевкой:

  • 1-3 ночи,
  • 4-7 ночей,
  • 8-28 ночей,
  • 29-91 ночь,
  • 92-365 ночей

Так же можно разделять спортивный туризм по возрастным рамкам туристов:

  • дети со своими родителями,
  • молодые люди в возрасте 15-24 лет,
  • относительно молодые люди в возрасте от 25 до 44,
  • люди среднего возраста от 45 до 64,
  • пенсионеры от 65 лет и старше.

Так же спортивный туризм разделяется  на виды в зависимости от времени  года. Бывает летний и зимний сезоны. Популярность одного или другого  сезона напрямую связана с климатическими условиями.

По возрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:

  • детский туризм;
  • юношеский туризм;
  • взрослый туризм;
  • семейный туризм;
  • туризм для людей с ограниченными возможностями.

 

В последние годы активное развитие получили следующие направления спортивного туризма:

  • путешествия (в том числе — одиночные путешествия);
  • экстремальный туризм;
  • дисциплина дистанции;
  • Дисциплина дистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе;
  • короткие маршруты в классе спортивных походов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По видам передвижения выделяются:

Автомототуризм    
Популярнейший сегодня вид отдыха, имеющий множество разновидностей и по сути, являющийся разновидностью других видов туризма (экологического, оздоровительного и др.). Автомототуризм — отличное средство познания родного края, его природы, истории, культуры, достижений нашего народа; это, наконец, прекрасный активный отдых, в котором есть все: и физическая нагрузка, и приобретение знаний, и смена впечатлений, и радость общения с природой. Автомототуризм имеет одну, присущую только ему особенность— возможность за короткое время покрывать большие расстояния, а для мототуристов еще и возможность «проникать» в места, где не может пройти автомобиль. Автомотопутешествия могут быть различными как по протяженности, так и по продолжительности. Самыми распространенными являются походы выходного дня. Поездка за город, к реке или в лес, в соседний городили по историческим местам— отличная зарядка бодрости на трудовую неделю.

Опытные автомототуристы к такому путешествию готовятся заранее, обычно за год. Ведь оно может преследовать различные цели: в одном случае — познавательные, в другом—спортивные, в третьем — отдых со сменой мест; часто цели эти объединяются. Цель определяется заранее с учетом интересов и возможностей участников.

Предпринимать дальние поездки  в одиночку не рекомендуется, так  как в дороге всегда могут понадобиться товарищеская помощь и совет. Путешествовать группой интереснее, веселее, легче  организовать лагерь, легче преодолевать трудности. Должны быть четко распределены обязанности с учетом опыта и  знаний каждого члена группы. Наиболее ответственным является выбор руководителя. Безусловно, им должен быть автомототурист, имеющий опыт дальних путешествий, обладающий организаторскими способностями и пользующийся авторитетом.

Выполнение указаний руководителя обязательно для всех. Распределяются также обязанности фотографа, казначея, организатора привалов и экскурсий, ответственного за дневник похода. Желательно, чтобы в группе был  работник медицинской службы.

Самое главное при выборе маршрута—  ясно определить, что вы хотите узнать или увидеть. Если вы интересуетесь древней русской архитектурой, есть смысл путешествовать по маршруту, который проходит по городам Псков, Новгород, Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Владимир; если вас привлекает горная экзотика, можно отправиться на Кавказ, Памир или в Карпаты.

На выбор маршрута влияет и время  путешествия. Например, наиболее благоприятное время путешествия по республикам Средней Азии — весна и осень (не так жарко), а по Прибалтике или Карелии — лето (здесь весной и осенью преобладает дождливая погода). При выборе маршрута надо рассчитать, сколько дней потребуется на передвижение, отдых, на осмотр достопримечательностей. Нельзя забывать о физических возможностях участников путешествия и их опыте. Новичкам следует начинать с легких маршрутов — коротких по расстоянию, времени и нетрудных по условиям, затем переходить к больше длительным, но несложным путешествиям. Все маршруты необходимо строить по принципу постепенного перехода от простого к сложному.

Кратковременно останавливаться  на отдых или на ночлег можно на опушке леса, окраине села, на специальных  площадках для отдыха, имеющихся  в достаточном количестве на автотрассах  Украины, но обязательно вне полотна  дороги. Более длительные остановки следует делать в кемпингах, автопансионатах, на туристских базах. Устраиваясь на ночлег бивачным порядком, нужно устанавливать дежурство участников. Водители от дежурства освобождаются.

Велосипедный туризм (велотуризм) 

 Это один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма. Это один из самых увлекательных видов активного отдыха. У путешествий на велосипеде есть много преимуществ перед другими видами передвижения. Велосипед не нуждается в топливе, он является высокопроходимым транспортным средством, а в сложных ситуациях его можно просто перенести на руках. Если Вы выбрали длинный маршрут, то с байком, в случае необходимости, часть пути можно проехать в электричке, метро или трамвае. Путешествовать на велосипеде гораздо приятнее, чем пешком. Чтобы добраться до определённого места, Вы затратите меньше сил и не так устанете. Даже преодолевая труднопроходимые места, вместо раздражения можно получить определённое удовольствие и драйв. Не приносит таких больших проблем, как при пеших походах и рюкзак с поклажей за плечами. Ехать на современном байке, который почти ничего не весит, быстро набирает скорость, легко тормозит одно удовольствие. Если правильно подобрать всепогодную велоодежду, то путешествие будет ещё приятнее.

Велотуризм подразумевает два вида путешествий - велотуры и велопоходы. Велотур более лёгкий вариант. В этом случае любой человек, даже не очень приспособленный к походным условиям, может отправиться в путь. Все участники велотура едут без поклажи, которая находится в сопровождающей их машине. Питание и ночёвки организованы вполне цивилизованно - в гостиницах или коттеджах с кафе и ресторанами. Более экстремальный вид велотуризма - велопоход. В этом случае физическая нагрузка на участников возрастает, а комфорт, в бытовом смысле, уменьшается. Но, выбрав этот вариант, велотуристы могут попасть в такие места, куда никакой автомобиль не проедет. Только в велопоходе можно испытать ощущение приключений, посидеть у костра, испытать себя. Важным условием успешного велопохода является правильный подбор команды единомышленников. Лучше, если это будут друзья или очень хорошо знакомые люди, понимающие друг друга.

Очень важно выбрать оптимальный  маршрут, такой, чтобы по пути следования были удобные места для привалов, достаточно хорошее дорожное покрытие. Не следует прокладывать путь таким  образом, чтобы большие расстояния пришлось бы проезжать по оживлённым автотрассам. Лучше всего, если это  будут грунтовые просёлочные  дороги, достаточно спокойные автодороги с асфальтовым покрытием или  просто хорошо наезженные без покрытия. Места, по которым Вы собираетесь  путешествовать должны быть интересными, а окружающая природа радовать глаз.

 Длительность велопохода выбирается в соответствии с физической подготовкой участников. Это может быть путешествие, особенно для начинающих велотуристов, рассчитанное только на выходные дни или праздники.

Велотуристам подходят асфальтовые или песчано-гравийные дороги России местного значения Центрального региона и Поволжья, а также лесные горные дороги Урала (Среднего и Южного) и предгорий Кавказа. В многодневные походы отправляются группы из 4-6 человек.

Велотуристы не должны забывать о своей безопасности во время путешествия, так как велосипед это транспортное средство и, поэтому, может являться источником определённой опасности. Прежде всего, проверьте состояние своего байка, исключите все его неисправности, смажьте и отрегулируйте оборудование велосипеда. Одежда велотуриста должна быть яркой и хорошо заметной для водителей автотранспорта, в случае, если придётся часть пути преодолевать по автомагистрали. Голова, руки, ноги должны быть защищены специальной экипировкой. Обязательно имейте при себе средства для оказания первой медицинской помощи - бинты, йод, перекись водорода, лейкопластырь, а чтобы во время похода Вам не портили настроение комары и мошки - специальные спреи и мази. [3]

Информация о работе Спортивный туризм