Событийный туризм и перспективы его развития в Курской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Политика организации туризма в Курской области должна ориентироваться на реальные потребности и возможности населения, и в частности, молодежи, а также на развитие въездного (внутреннего) туризма как средства создания дополнительных рабочих мест и новых источников экономического развития. Одним из перспективных направлений развития въездного туризма в Курской области является формирование и развитие событийного туризма, которое как имеет устойчивые сложившиеся традиции, так и почву для дальнейшего совершенствования.

Оглавление

Введение
1. Событийный туризм как самостоятельный вид туризма.
2. Проблемы и направления развития событийного туризма.
3. Анимационный сервис и его применение в событийных турах.
4. Перспективы развития событийного студенческого туризма в Курской области.
Заключение
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая по видам и тенденциям в туризме (Вика).doc

— 579.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Региональный открытый социальный институт»

 

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Событийный туризм и перспективы его развития

в Курской области»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

5 курса ВВО факультета

сервиса и туризма

Харланова В.С.

 

 

Научный руководитель:

Доцент Кутин Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск

 

2005

Событийный туризм и  перспективы его развития

в Курской области

 

Содержание

 

Введение

 

  1.   Событийный туризм как самостоятельный вид туризма.
  2.   Проблемы и направления развития событийного туризма.
  3. Анимационный сервис и его применение в событийных турах.
  4. Перспективы развития событийного студенческого туризма в Курской области.

 

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение

 

Обеспечение наилучших условий  для отдыха и физического развития молодежи – актуальная задача социальной политики, суть которой заключается в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни молодых людей, совершенствовать их гражданские, социальные и профессиональные качества, связи и отношения между ними.

Политика организации туризма в Курской области должна ориентироваться на реальные потребности и возможности населения, и в частности, молодежи, а также на развитие въездного (внутреннего) туризма как средства создания дополнительных рабочих мест и новых источников экономического развития. Одним из перспективных направлений развития въездного туризма в Курской области является формирование и развитие событийного туризма, которое как имеет устойчивые сложившиеся традиции, так и почву для дальнейшего совершенствования.

 

1. Событийный туризм как самостоятельный вид туризма

 

Общая ситуация на рынке туристических  услуг в России в последние  годы претерпевает постоянные изменения. Несмотря на появление огромного  количества туристических компаний (более 10000), развитие всевозможных направлений, маршрутов, форм организации отдыха и досуга граждан, после известного перехода России в 1991 году в новую экономическую формацию социально-экономическое расслоение общества привело к утрате интересов предпринимателей к определенным социальным группам и отрыву последних от возможности участия в массовом туризме, отдыхе. В первую очередь, это касается молодежи.

Основными сегментами рынка  туристических услуг традиционно  остаются индивидуальный и корпоративный  туризм, а также массовый экскурсионно-познавательный (историко-культурный) туризм. По информации газеты «Туринфо», корпоративный туризм, под которым понимают в широком смысле организацию деловых поездок и отдыха сотрудников различных компаний, начал развиваться одновременно с появлением в России крупных иностранных и совместных предприятий. Тем не менее, в России, по-прежнему, остаются тысячи крупных и средних компаний, особенно в регионах, не охваченные корпоративным обслуживанием. Как правило, их руководители просто не интересуются или не знают о существовании индустрии делового туризма и специализированных фирмах. В этом смысле у туристических компаний в регионах есть колоссальные перспективы по развитию бизнес-туризма, как одного из наиболее капиталоемких видов туризма. Однако данный вид туризма невозможен без инвестиций в развитие собственной материальной и управленческой базы. Но главное, что, в отличие от обычного туризма, оплата указанных услуг производится представителем корпоративной структуры уже после их оказания, а оператору необходимо самому найти средства, чтобы рассчитаться с партнером.  Вторым серъезным препятствием в развитии сектора деловых поездок стоит отметить сохраняющуюся в России относительную экономическую и политическую нестабильность. Сейчас многие туроператоры стали предлагать корпоративное обслуживание для своих клиентов, однако, по-прежнему, тон в деловом туризме задают международные компании.

Российский рынок индивидуального  туризма начал свой подъем в 1992 году (в частности, «Натали Турс», «Нева», «Академсервис ДМС», «Интурист», «Инна тур» - ведущие российские многопрофильные туроператоры). С 1995 года в Россию пришли и крупные зарубежные туроператоры, которые сразу захватили лидирующие позиции по ряду направлений (например, «Тез тур», «Пегас туристик», «Трек Тревел», почти монополизировавшие такие популярные направления как Турция, Египет и др.). В последние годы с развитием информационных технологий наряду с международными сетями («Club Medi») быстро растут российские турагентские сети («Магазин горящих путевок», «Горящие туры», «Машина времени», «Well», «Туры.ру», «Куда.ру» и др.), предоставляющие широкий выбор для индивидуальных поездок.

Массовым экскурсионно-познавательным туризмом в России занимаются тысячи туристических компаний, которые  делятся на внутренние и выездные. По мнению Правительства РФ, на ближайшие годы основными туристическими центрами в России остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Кавказские Минеральные Воды, а также Красная Поляна, имеющие достаточно развитую инфраструктуру, удовлетворяющую современным запросам туризма. Приобретают большее значение и получат государственную поддержку экологический и экстремальный туризм, центрами которых станут Байкал, Камчатка, Сочи, Хакасия. Сейчас экологический и экстремальный туризм находится на подъеме во всем мире, поэтому данный выбор не был случайным.

Туризм – это динамичный бизнес, который нуждается в постоянном поиске новых партнеров, рынков, в  установлении новых контактов, создании необычных и привлекательных  программ, разработке оригинальных маршрутов. Известно, что ко всему новому быстрее всего приобщается молодежь. Однако пока молодежному туризму не уделяется достаточного внимания, как это было в годы монополии БММТ «Спутник». На сегодня сохранилось и активно развивается «школьное» направление экскурсионно-туристических поездок, да и то, в основном, за счет активности учителей. А куда же податься студенчеству? Студент ведь тоже человек, и ему хочется не только хлеба, но в большей степени и зрелищ.

Если у студента есть деньги, он вполне может поехать куда-либо в стандартный тур. Но вряд ли это будет настоящий студент, если ему требуется «all inclusive». А если денег нет, то какой же это клиент для турфирмы ? К тому же, чтобы «настоящий» студент стал клиентом, необходимо предлагать туры, учитывающие не только его материальные возможности, но и половозрастные, социально-психологические особенности, познавательную и профессиональную ориентацию.

В этом плане заслуживает  внимание так называемый событийный туризм, направленный на вовлечение молодежи и других малообеспеченных слоев населения в массовые туристические поездки. Основными показателями таких туров является относительная дешевизна, краткосрочность (от 2 до 5 дней), наличие интересного культурно-исторического, национального, регионального, спортивно-оздоровительного или какого-либо другого события (специального мероприятия).

Для того, чтобы организовать поездки под определенное событие  или памятную дату, следует обратить внимание в календаре значимых событий  того или иного региона на наиболее интересное сопровождающее его мероприятие и увязать участие в нем с прочими туристскими услугами (проезд, питание, проживание, страхование и т.д.) Событийный туризм предполагает наличие и легкую доступность информации, активности участия в происходящих мероприятиях. А таких мероприятий  в событийном календаре и программе культурного развития любого областного центра, города или даже поселка наберется немало. В качестве примера можно предложить известные события, происходящие ежегодно в г.Курске и Курской области: «Соловьиная трель» (фестиваль авторской песни), «Соловьиные хохмушки» (фольклорный фестиваль), «Курская аномалия» (фестиваль СТЭМов), «Джазовая провинция» (международный фестиваль джазовой музыки), «Русский силуэт» (всероссийский конкурс модельеров), «День молодежи», «День города», «Мисс Курск», и т.д.

Туры выходного дня, событийные туры с развлекательными, экскурсионными и фольклорными программами  направлены, прежде всего, на удовлетворение потребностей молодежи и студенчества: новые знакомства, общение, праздничность, необычность, состязательность, стихийность, демократичность и т.п.

 

2.  Проблемы  и направления развития событийного  туризма.

 

Не секрет, что в  силу экономических и ряда других причин большая часть учащейся молодежи не покидает пределов своего регионального пространства. В том числе (и в первую очередь) это относится и к студентам, что является большим упущением как для самих студентов, так и для всего общества, а также и для предпринимателей, занимающихся туристским бизнесом.

Исследование проблемы молодежного туризма и отдыха, проведенное студентами факультета сервиса и туризма «Регионального открытого социального института» в вузах г.Курска, выявило пути и средства удовлетворения потребностей молодежи в качественных туристских услугах, учитывающих специфику данной социальной группы.

В Курской области  студенчество составляет 10-11% от общей  численности населения, то есть около 25-30% от активной части населения, стремящейся  к путешествиям, перемещениям, турпоездкам. Исследование более 400 студентов из 13 вузов г.Курска показало, что студенчество – относительно активная и мобильная социальная группа (около 38% студентов активно отдыхали как туристы, правда это число включает и довузовский период жизни студента). Большинство из студентов из опрошенных (около 57%) имеют потребности в относительно недорогом отдыхе (согласны на скромные условия проживания – палатку или домики без удобств), предпочитают коллективные виды отдыха (73%) с предоставлением гарантий личной, экономической и экологической безопасности.

Студенты предпочитают заранее организованные условия  питания (68%), выбирают на время путешествий  из различных видов транспорта автотранспорт (48%). Около 20% опрошенных в последний  раз отдыхали, не выезжая за пределы  Курской области, но лишь 2.5% хотели бы в будущем остаться во время отдыха дома. Только 26% студентов пользовались услугами туристических компаний.

К причинам, по которым  студенты могли бы отказаться от туристических  поездок, относятся, прежде всего, недостаточные  гарантии безопасности (37%), наличие проблем загрязнения окружающей среды в зонах отдыха (24%), а также экономические причины (26%). Каждый 6-й студент имел в организованных туристическими фирмами поездкам те или иные претензии к качеству оказанных ими услуг.

Наиболее приветствуемыми нововведениями в сфере отдыха и туризма студенты считают введение на территории Курской области «Дня пива», масштабное празднование «Дня студента» и других привлекательных с туристической точки зрения общегородских мероприятий (40%), развитие баров и ресторанов с экзотической или тематической (национальной) кухней (32.5%), создание на территории Курской области регионального тематического парка (типа «Диснейленд» с учетом российской и специфики и местных культурных обычаев).

 

3. Анимационный сервис и его применение в событийных турах

 

В связи с резким ростом объема и значимости сферы услуг в  индустриально развитом обществе и  повышением досуговой составляющей в балансе времени современного человека особенно актуальным является решение проблемы организации зрелищных мероприятий и досуга для различных категорий населения. В туризме вообще, а также в рекреационной, санаторно-курортной и иной досуговой деятельности проблема организации здоровых, содержательных, эмоционально-насыщенных и духовно наполненных видов услуг для людей, имеющих значительный ресурс свободного времени, стоит особенно остро. Эта сфера деятельности в туризме в условиях современной России пока далека от качественного профессионального уровня. В лучшем случае, если она хоть как-то обозначена, в ней работают люди, не имеющие никакой специальной подготовки, хотя организация социально-культурного сервиса и услуг шоу-бизнеса требуют исключительно высокопрофессионального подхода, предъявляют к этим специалистам разнообразные и высокие требования.

Одним из актуальных направлений  в обслуживании туристов является анимация, т.е. оживление программ обслуживания, отдыха и досуга туристов.

Анимационный сервис и услуги шоу-бизнеса охватывают широкое поле деятельности. Оно включает в себя и анимацию во время трансферов, занимающих значительную часть времени туристов, причем зачастую наиболее монотонную и утомительную, и анимацию во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в национальные традиции обедов, ужинов, банкетов, и анимацию самых разных по своей тематике и направленности экскурсий, и анимацию спортивно-оздоровительной направленности, и организацию всевозможных игр, и проведение сложнейших массовых театрализованных зрелищ, танцевальных вечеров, карнавалов, фестивалей, костюмированных, этнофольклорных, приключенческих туров и т.п.

Сюда могут входить  и анимационные шоу-музеи, когда  туристов и экскурсантов встречают  «ожившие» исторические персонажи  или когда вечером в гостинице  организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.

Формулой анимации в  туризме можно признать следующий  комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение  туристов в действие + разнообразие развлечений.

В основе анимационного сервиса лежит тесное взаимодействие оператора с центрами досуга и развлечений, организаторами фестивалей и карнавалов, а также активное включение данных мероприятий в программы обслуживания. Методическими приемами анимационного сервиса являются составление сценариев отдыха (или мероприятий), учитывающих тематику и индивидуально-психологическое восприятие происходящего; реализация полного комплекса обслуживания на базе разработанного сценария, предусматривающего все возможные потребности туриста на маршруте, взаимосвязь услуг и действий; работа аниматоров с туристами по внесению изменений в сценарий в соответствии с погодой и другими обстоятельствами.

Информация о работе Событийный туризм и перспективы его развития в Курской области