Сервисная деятельность и потребности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

В обществе сложилась целая система, направленная на удовлетворение различных потребностей человека - сфера обслуживания. Услугами человек пользуется на протяжении всей своей жизни, в обществе все подчинено удовлетворению человеческих потребностей.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика человеческих потребностей……………………….......6
2. Понятие «сферы сервиса»………………………………….................................13
2.1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей….13
2.2.Многообразие форм современной сервисной деятельности…..............18
3. Основные методы удовлетворения потребностей человека сферой услуг….26
3.1 Методы…………………………………………………………………... .26
3.2 Методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей...............27
3.3 Ориентация на клиента…………………………………………...............28
3.4 Соблюдение культуры обслуживания……………………………….......30
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

козлова курсовая.docx

— 57.85 Кб (Скачать)

Одной из главных задач  развития сферы услуг является повышение  уровня обслуживания.

3.2 Методы деятельности  в сфере удовлетворения потребностей

Частные, более конкретные методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей можно, с нашей точки  зрения, классифицировать на основе главных  видов профессиональной деятельности работников сервиса:

Методы эксплуатационно-технологической  деятельности. Сюда входит разработка технологического процесса оказания услуги, зависящего от свойств используемых материалов и от поставленной цели (какой результат мы должны получить). Для услуг, направленных непосредственно  на организм человека, необходимы методы воздействия, учитывающие его особенности.

Методы производственно-управленческой деятельности. Сюда входят психологические  методы организации общения с  клиентами и между сотрудниками сферы услуг, экономические (например, статистические) методы планирования и оценки процесса оказания услуги, а также технические методы воздействия  на организм человека или на используемые для удовлетворения потребностей приборы  и материалы.

Проектно-конструкторская  деятельность использует специфические  методы конструирования и проектирования, методы сбора и анализа информации.

Методы экспертно-аудиторской  деятельности - это методы тестирования, оценки, измерения и сравнения  приемов и результатов оказания услуги с существующими нормами  и стандартами.

Методы научно-исследовательской  деятельности в сервисологии - это в основном общенаучные методы наблюдения, эксперимента, моделирования, анализ, синтез, метод системного анализа. Специфика сферы услуг проявляется здесь в разработке особых стратегий и алгоритмов обслуживания: связанные с ними методы используются только в сервисной деятельности.

Таким образом, методология  сервисной деятельности представляет собой синтез сложного набора общих  и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности. Только такой комплексный  подход создает условия для качественного  удовлетворения потребностей человека.

3.3 Ориентация на клиента

Основная проблема сферы  обслуживания в России состоит в  недооценке роли клиента. Оказываемые  услуги принимаются или отвергаются  в зависимости от того, в какой  мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека.

Одним их важнейших факторов успешной работы сферы обслуживания является понимание мотивации клиента, что в условиях высокой конкуренции  необходимо.

Оказываемые сферы обслуживания услуги, должны быть организованы и  предложены клиентам таким образом, чтобы полностью удовлетворить  их потребности и ожидания.

В процессе работы необходимо устанавливать личный, индивидуальный подход к клиенту, вести базу данных по клиентам, так как информация о клиентах поможет администрации  сконцентрироваться на предложении  именно тех услуг, которые будут  востребованы их клиентами.

Необходимо проводить  политику высококачественного обслуживания и удержания постоянных клиентов, так как гораздо труднее завоевать  новых клиентов, чем сохранить  уже существующих.

Работа по привлечению  потенциальных клиентов начинается с процесса сегментирования рынка (от слова «segment» - часть, доля, сектор).

Сегментирование рынка - это  разработка концепции сферы обслуживания и его услуг, при котором салон  и его услуги адресуются некой  части целого рынка.

Принципы, по которым сегментируется потребительский рынок:

1. Территориальный. Современный  клиент ценит удобство расположения.

2. Демографический. Учитывается  возраст, размер семьи, уровень  образования.

3. Психологический. Учитывается  социальное положение, тип личности, образ жизни.

4. Поведенческий. Изучается  мотивация поведения клиентов.

Необходимо осуществлять коммуникацию с клиентами, постоянно  узнавать, довольны ли они услугами.

Это поможет составить  объективную картину того, на сколько удовлетворены клиенты обслуживанием и сервисом в целом, а через жалобы клиентов узнавать слабые стороны и устранять.

Специфическими мерами, направленными  на расширение и укрепление клиентской базы может стать: программа «клиент  привлекает клиента»; дополнительные услуги, предоставляемые клиентам, (журналы, радио, телевидение, чай, кофе).

3.4 Соблюдение культуры  обслуживания.

Круг качеств, которые  клиенты ценят, давно не ограничивается просто хорошим профессиональным обслуживанием.

Клиенты, прежде всего, хотят, чтобы на них обратили внимание, как к личности со своими особыми  желаниями и ожиданиями.

Многие клиенты в салоне ожидают получить полный набор впечатлений, интенсивные консультации, найти  здесь комфортную обстановку, отвечающий самым высоким требованиям сервис и всю полноту внимания.

Например, клиенту - холерику всегда надо давать время, чтобы он разрядил свои эмоции, меланхолику  помочь - сделать выбор услуги, сангвинику - сконцентрировать внимание, флегматику - точнее и быстрее выразить свои пожелания.

Поведение в той или  иной ситуации будет определяться чертами  характера клиента.

При работе надо учитывать  и психологическую характеристику клиентов по полу и возрасту.

Мужчина реагирует на внешность  и возраст работника, легче общается с женщинами, может простить оплошность за улыбку, легко принимает решение, часто нетерпелив.

Женщина не всегда доверяет работнику, чаще выражает претензии.

Пожилые люди обращают внимание на практичность, простоту, цену. Они  обычно либо замкнуты, либо очень разговорчивы. Это мало конфликтная группа клиентов, которая полагается на мнение мастера. Им необходимо сообщить, что все будет недорого и практично.

Люди среднего возраста составляют самую активную часть общества, представители  которой уже имеют определенный статус. Это сама сложная группа клиентов. На цены они реагируют  неоднозначно, выбирая чаще из дорогих, но должны все обдумать.

Молодые - часто требовательны  и импульсивны, их трудно переубедить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

Целью данной работы было изучить, что такое сервисная деятельность, какие есть потребности человека и так же методов удовлетворения потребностей сферой сервиса. И в  результате чего были сделаны выводы:

1. Потребность - это всегда  потребность в чем-то, в предметах  или условиях, необходимых для  поддержания жизнедеятельности.  Соотнесение нужды с ее объектом  превращает состояние нужды в  потребность, а ее объект - в  предмет этой потребности и  тем самым порождает активность, направленность как психическое  выражение этой потребности

Понятие потребности используется в трех значениях, как обозначение -

- объекта внешней среды,  необходимого для нормальной  жизнедеятельности (потребность-объект);

- состояния психики, отражающего  нехватку чего-либо (потребность-состояние);

- фундаментальных свойств  личности, определяющих ее отношение  к миру (потребность-свойство).

Возникновение потребности  не всегда согласуется с наличием средств ее удовлетворения, поскольку  мир потребностей - это внутренний мир человека, развивающийся во многом спонтанно, и никакие общественные регламентации не могут «запретить»  человеку одни и «разрешить» другие потребности. Общий критерий разумности лежит в самом человеке, в его  отношении к потребляемым продуктам, к другим людям и обществу в  целом. Иными словами, потребности  не должны противоречить интересам  самого человека.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. По данной проблеме высказывался английский экономист Альфред Маршалл, великий русский писатель Федор Достоевский. Но единой устоявшей классификации потребностей нет.

Таким образом, предприятия  сервисной деятельности, выступая своеобразным полигоном для развития человека, играют роль неформального института  по формированию потребностей людей. Основой  этого процесса, на наш взгляд, является коммуникация в сервисной деятельности.

Процесс удовлетворения потребностей сферой сервиса включает в себя:

1) решение проблемы транспортного  сообщения;

2) внедрение специфических  форм и методов удовлетворения  потребностей населения;

3) коррекцию производства  и распределения услуг в зависимости  от характера потребностей и  возможностей их удовлетворения;

4) применение индивидуализированных  методов стимулирования потребностей.

Сервисная деятельность, стимулируемая  его потребностями, не только выступает  как способ удовлетворения конкретных потребностей, но и создает новые  потребности, стимулирующие новую  деятельность.

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации

В современной России на развитие потребления и сервисной  деятельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее  время эта ситуация остается крайне сложной и противоречивой.

Специфика потребления в  России во многом определяется не только социальными, но и природно-географическими  условиями, сильно отличающимися, например, от условий Западной Европы. В отличие  от экономических, географические условия  более стабильны и могут быть точно спрогнозированы на много  лет вперед (за исключением, конечно, стихийных бедствий). Поэтому не так трудно определить особенности  сервиса, вытекающие из природно-географических условий России. Правда, природные условия всегда взаимодействуют с менее стабильными экономическими, и результат этого взаимодействия, конечно, менее предсказуем, чем природные факторы сами по себе.

3. Метод - это средство  абстрактного уровня, структурирующее  общественное и привносящее упорядоченность  в отдельные сферы бытия. Также  это способ осуществления какой-либо  деятельности, совокупность приемов  и операций, необходимых для теоретического  и практического освоения действительности. Используя это средство, человек  способен более адекватно воспринимать  действительность и целенаправленно  изменять ее в нужном ему  направлении. Метод является фундаментом,  на котором выстраиваются концепции  и теории.

К методам удовлетворения потребностей человека относятся:

· ориентация на клиента;

· соблюдение культуры обслуживания;

· соблюдение норм;

· ценовая стратегия;

· качество обслуживания (качество понимается двояко: как свойства и  характерные особенности товара; и как отсутствие недостатков, усиливающее  чувство удовлетворения клиента);

· предлагаемый ассортимент  услуг.

Поэтому каждая организация  должна ориентироваться в своей  работе на различные методы, помогающие удовлетворить все потребности  клиента.

Таким образом, методология  сервисной деятельности представляет собой синтез сложного набора общих  и специфических методов, представляющих практически все сферы человеческой деятельности.

                                  Список литературы:

 

  1. Бережной Н.М. Человек и его потребности. / Под ред. В.Д. Диденко В.Д., СГУ сервиса - Форум, 2001г.
  2. Биндиченко Е.В. Состав и структура сферы услуг // Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю.П. Свириденко: В 4 т. М., 2000г
  3. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т. - Т.1. М.: Мир, 2002г.
  4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974г., ред. 2003г.
  5. Ершов М.П. "Потребности человека" - 1990г.
  6. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006г.
  7. Кастельс И. «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». М.: ГУВШЭ, 2000г.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1999г.
  9. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высш. шк., 2005г.
  10. Орлов С.В. Человек и ее потребности. СПб: Питер, 2007г.
  11. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. - М.: Экзамен, 2005г.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1990г.
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 2004г.
  14. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003г.
  15. Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. ред. М.Н. Сидоров. М: Госкомстат России, 2000г.
  16. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.: Педагогика, 1986г., ред. 2000г.
  17. Человек и его потребности. Учебное пособие. / Под ред. Оганяна К.М. Спб.: Изд-во СПб ТИС, 1997г.
  18. Чекмарева Г. В. Человек и его потребности. 2003г.

Информация о работе Сервисная деятельность и потребности человека