Сервисная деятельность и потребности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

В обществе сложилась целая система, направленная на удовлетворение различных потребностей человека - сфера обслуживания. Услугами человек пользуется на протяжении всей своей жизни, в обществе все подчинено удовлетворению человеческих потребностей.

Оглавление

Введение
1. Общая характеристика человеческих потребностей……………………….......6
2. Понятие «сферы сервиса»………………………………….................................13
2.1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей….13
2.2.Многообразие форм современной сервисной деятельности…..............18
3. Основные методы удовлетворения потребностей человека сферой услуг….26
3.1 Методы…………………………………………………………………... .26
3.2 Методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей...............27
3.3 Ориентация на клиента…………………………………………...............28
3.4 Соблюдение культуры обслуживания……………………………….......30
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

козлова курсовая.docx

— 57.85 Кб (Скачать)

К общим методам относятся  также системный подход, необходимый  для организации деятельности в  сфере услуг (особенно на долгое время  и в крупных масштабах) и близкий  к нему синергетический метод (синергетика - общая теория самоорганизации, или  теория эволюции и самоорганизации  сложных систем).

2.2 Многообразие форм современной сервисной деятельности. Инфраструктура обслуживания.

В связи с научно-техническим  прогрессом, с постоянными изменениями, которые происходят в различных  сферах жизни общества, возникают  и развиваются новые потребности, направленные на достижение комфорта, потребности, затрагивающие все  сферы жизни человека (образование, общение, путешествия, развлечения, любимые  занятия и т.п.).

Поэтому в обществе сложилась  целая система, направленная на удовлетворение различных потребностей человека - сфера сервиса (обслуживания). Под  сферой сервиса понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой  функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

По своему функциональному  назначению сфера услуг не представляет собой единого комплекса. Это  чрезвычайно неоднородная группа отраслей, выполняющих существенно различные хозяйственные функции. Например, наука как отрасль производства не вещных благ, генерируя научные знания (идеи, проекты, разработки), непосредственно влияет на материальное производство, является его органической частью (НТП). В то же время в сфере услуг имеется обширная «индустрия» обслуживания населения - бытовое обслуживание (парикмахерские, прачечные и пр.), которые ориентируются на удовлетворение бытовых, потребительских нужд. Ряд отраслей (торговля, финансы) занимают по этому признаку промежуточное положение: они участвуют в обслуживании, как производства, так и потребления.

Неоднородность сферы  услуг требует дифференцированного  подхода к анализу тенденций  и факторов развития каждого отдельного вида обслуживания, к характеристике соотношения экстенсивных и интенсивных  источников роста, социальных противоречий, сопутствующих развитию каждой отрасли.

Тем не менее, комплексный  подход к анализу услуг представляется вполне оправданным. Отрасли, входящие в эту сферу, имеют ряд общих  черт, существенно отличающих их от материального производства. За разнородностью состава сферы услуг, так же как  и других подразделений хозяйства, стоит многообразие видов конкретного  труда, удовлетворяющего различные  общественные потребности.

Итак, сфера услуг есть совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения.

К сфере услуг относятся:

- жилищно-коммунальное хозяйство, 

- бытовое обслуживание  населения, 

- образование и наука, 

- здравоохранение, физкультура  и социальное обеспечение, 

- культура и искусство, 

- пассажирский транспорт, 

- связь по обслуживанию  населения, 

- торговля, общественное  питание, 

- финансы и кредит (т.е.  кредитно-финансовое обслуживание),

- пенсионное обеспечение, 

- рекреационные услуги,

- индустрия «гостеприимств»  (отели, рестораны и пр.), т.е.  гостиничный сервис.

Услугами человек пользуется на протяжении всей своей жизни, в  обществе все подчинено удовлетворению человеческих потребностей.

В зависимости от роли в  процессе воспроизводства, от характера  удовлетворяемых ими потребностей отрасли обслуживания можно объединить в две группы:

1. Отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (образование, здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение, культура, искусство и др.).

2. Отрасли материально-бытового  обслуживания: жилищно-коммунальное  хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, непроизводственная, розничная торговля, общественное  питание и др. Они призваны  способствовать сокращению затрат  труда на ведение домашнего  хозяйства, обслуживание членов  семьи, расширению возможностей  для удовлетворения духовных  запросов, всестороннему и гармоничному  развитию личности.

Такое деление весьма условно, т.к. и отрасли первой группы создают  условия для жизнедеятельности  людей, а отрасли второй группы в  значительной степени влияют на удовлетворение духовных запросов и здоровья населения, высвобождая время для досуга (например, бытовое обслуживание населения, улучшение жилищных условий и  т.д.).

Правомерность такого деления  обусловлена спецификой отраслей материально-бытового обслуживания по сравнению с отраслями  социально-культурной сферы. Эти особенности  состоят в том, что услуги материально-бытового характера производятся отраслями  как материального производства (производственные виды бытового обслуживания, розничная торговля и общественное питание), так и тем комплексом отраслей, которые относятся к  непроизводственной сфере.

В индустриально развитых обществах производственные фирмы  часто привлекают различные специализированные фирмы для получения от них  бизнес - услуг (маркетинг, реклама, финансовые услуги, проведение испытаний и др.), которые обходятся им дешевле, чем, если бы они сами занимались ими. Банковская индустрия обеспечивает своевременный  перевод средств, предоставляя также  консультационные услуги.

Торговые предприятия  играют важную роль в деле обеспечения  членов общества продуктами питания  и различными товарами, а также  они осуществляют послепродажное обслуживание и ремонт.

Услуги инфраструктуры (коммуникации, транспорт и др.) играют связующую  роль между разными секторами  экономики, областями общества, включая  и конечного потребителя. Широкий  круг социальных и персональных услуг (проживание, питание, здравоохранение) необходим для поддержания должного уровня жизни и эффективного функционирования общества.

Государственное обслуживание играет важную роль в создании здоровой среды для инвестиций и роста. В странах, где это обслуживание по разным причинам (идеологическим, политическим) слабо развито, основные услуги недоступны многим гражданам.

Часто работники сферы  обслуживания используют управленческие навыки своих коллег из других подразделений. Например, администраторы больниц могут  многому научиться у менеджеров гостиниц и ресторанов.

Индустрия гостеприимства охватывает разные группы организаций, включая  гостиницы, мотели, гостевые дома, рестораны, кафе, магазины туристских товаров, парки  отдыха, клубы, и другие сферы, связанные с туризмом и отдыхом, предоставляющие социальные и персональные услуги.

Сфера обслуживания (сервиса) имеет цель удовлетворения спроса населения  на услуги. Но население сконцентрировано (расселено) на определенных территориях.

Существует два типа расселения - компактный и дисперсный. Компактный тип расселения представляет собой  плотную сеть поселений, которые  между собой связаны системой дорог, транспортным сообщением, инфраструктурой. Для дисперсного типа характерно существование небольших поселений, находящихся на таком расстоянии друг от друга, когда взаимодействие между ними затруднено.

Такое деление предполагает разные формы обслуживания. В условиях компактного расселения услуги предоставляются  стационарными предприятиями и  организациями сферы обслуживания (сервиса). Сфера обслуживания удовлетворяет  потребности населения данной территории, учитывая демографические, социально-культурные и поведенческие критерии.

При этом необходимо иметь  в виду особенность, характерную  для компактного расселения. В  ее основе лежит плотность населения  данной территории. Более высокая - в центральных районах, она уменьшается  по мере удаления от центра.

В центре, где плотность  населения наиболее высока, предприятия  сферы обслуживания организуются в  местах наибольшей концентрации жителей. Здесь важно учитывать потребности  не только постоянных жителей района, но что более важно, - временных. Концентрация жителей в центральных «точках» обусловлена, как правило, их притоком к местам работы, административным центрам, культурным учреждением, историческим памятникам и т. п.

В районах с меньшей  плотностью, периферийных по отношению  к центру, спрос на услуги ограничивается численностью постоянно проживающего населения.

При компактном расселении для удовлетворения потребностей людей  предлагаются местные коммуникативно-информационные сети: местное телевидение и радио, периодическая печать, рассчитанные исключительно на потребителей данного  района, учитывающие их специфику, передачи кабельного телевидения, рекламные  агентства локального характера  и т. п. Наиболее эффективным методом  удовлетворения потребностей сферой сервиса  являются личные контакты с потребителями. Такое общение позволяет обеспечить более точный учет вкусов, желаний, предпочтений клиентов, а также укрепить их доверие к работникам сферы  сервиса, отметить их заботу о нуждах конкретных потребителей.

При дисперсном расселении процесс удовлетворения потребностей населения значительно усложняется. Его специфика заключается в  предоставлении так называемых выездных услуг. Номенклатура таких услуг  не столь обширна, но позволяет обеспечить основные потребности населения. Выездные услуги предоставляются потребителю  через определенные промежутки времени  и в ограниченные сроки. Например, потребности в образовании можно  удовлетворять за счет организации кратковременных курсов обучения по направлениям, которые соответствуют специфике трудовой деятельности клиентов (потребителей). Потребности в социально-культурной сфере можно удовлетворить с помощью организации выездных театральных спектаклей, выступлений известных исполнителей, поэтов, писателей, демонстраций, выставочных экспозиций и многих других мероприятий временного характера. Удовлетворение потребностей сферой сервиса всегда связано со спецификой образа жизни, характерного для конкретного района. Дисперсный тип в этом смысле отличается наибольшей сложностью. Складываясь из небольших поселений, размещенных на значительном расстоянии друг от друга, он отличается большим разнообразием поведенческих типов. Здесь существует особый стиль потребительского поведения, обусловленный местными традициями.

Работникам сферы сервиса, начинающим свою деятельность в районах  дисперсного расселения, необходимо знать комплекс условий, способствующих эффективности их деятельности:

- значительный необеспеченный  спрос;

- низкий уровень конкуренции  и даже ее отсутствие;

- низкий уровень затрат  на стимулирование спроса и  т. д.

Но по мере насыщения услугами в области сервиса влияние  данных факторов ослабевает, и предпринимательская (сервисная) деятельность приобретает  ограниченные условия для развития. Однако влияние сдерживающих факторов можно компенсировать за счет решения  транспортной проблемы.

Таким образом, процесс удовлетворения потребностей сферой сервиса при дисперсной системе распределения населения включает в себя:

1) решение проблемы транспортного  сообщения;

2) внедрение специфических  форм и методов удовлетворения  потребностей населения;

3) коррекцию производства  и распределения услуг в зависимости  от характера потребностей и  возможностей их удовлетворения;

4) применение индивидуализированных  методов стимулирования потребностей.

 

                 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  3. Основные методы удовлетворения потребностей.

3.1 Методы

Метод (от греч - «путь сквозь») - систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, что бы выполнить определённую задачу или достичь определённой цели, способ постижения истины.

Метод - это средство абстрактного уровня, структурирующее общественное и привносящее упорядоченность  в отдельные сферы бытия. Используя  это средство, человек способен более  адекватно воспринимать действительность и целенаправленно изменять ее в  нужном ему направлении. Метод является фундаментом, на котором выстраиваются  концепции и теории.

Метод - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в  процессе познания.

В данном определении метода выражено его операциональное существо; метод содержит в себе совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. Аспекты метода: предметно-содержательный, операционный, аксиологический.

Бытовое обслуживание - область, максимально приближенная к человеку. Виды бытового обслуживания. Одним  из основных направлений развития современной  экономики за последние два десятка  лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием целого ряда факторов. Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу, как уборка, приготовление пищи и т.д., что привело к процветанию индустрии комфорта. Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на целый ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом. В-третьих, рост использования высокотехнологичных товаров в домашних условиях (домашние компьютеры, мультимедийная аудио - и видеотехника, системы безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию. Что касается деловых услуг, совершенствование рынков и технологий усиливает потребность компаний в предприятиях сферы услуг, занимающихся исследованиями рынка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Компании охотно покупают услуги, поскольку это позволяет избежать дополнительных капиталовложений в средства их самостоятельного производства и т.о. сохранять гибкость. В целом предоставление услуг на рынке связано с возникновением особых проблем, для решения которых нужны особые стратегии.

Информация о работе Сервисная деятельность и потребности человека