Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа
В обществе сложилась целая система, направленная на удовлетворение различных потребностей человека - сфера обслуживания. Услугами человек пользуется на протяжении всей своей жизни, в обществе все подчинено удовлетворению человеческих потребностей.
Введение
1. Общая характеристика человеческих потребностей……………………….......6
2. Понятие «сферы сервиса»………………………………….................................13
2.1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей….13
2.2.Многообразие форм современной сервисной деятельности…..............18
3. Основные методы удовлетворения потребностей человека сферой услуг….26
3.1 Методы…………………………………………………………………... .26
3.2 Методы деятельности в сфере удовлетворения потребностей...............27
3.3 Ориентация на клиента…………………………………………...............28
3.4 Соблюдение культуры обслуживания……………………………….......30
Заключение
Список литературы
К общим методам относятся также системный подход, необходимый для организации деятельности в сфере услуг (особенно на долгое время и в крупных масштабах) и близкий к нему синергетический метод (синергетика - общая теория самоорганизации, или теория эволюции и самоорганизации сложных систем).
2.2 Многообразие форм современной сервисной деятельности. Инфраструктура обслуживания.
В связи с научно-техническим
прогрессом, с постоянными изменениями,
которые происходят в различных
сферах жизни общества, возникают
и развиваются новые
Поэтому в обществе сложилась
целая система, направленная на удовлетворение
различных потребностей человека -
сфера сервиса (обслуживания). Под
сферой сервиса понимается совокупность
отраслей производственной и непроизводственной
сферы, объединенных общностью выполняемой
функции - непосредственного
По своему функциональному назначению сфера услуг не представляет собой единого комплекса. Это чрезвычайно неоднородная группа отраслей, выполняющих существенно различные хозяйственные функции. Например, наука как отрасль производства не вещных благ, генерируя научные знания (идеи, проекты, разработки), непосредственно влияет на материальное производство, является его органической частью (НТП). В то же время в сфере услуг имеется обширная «индустрия» обслуживания населения - бытовое обслуживание (парикмахерские, прачечные и пр.), которые ориентируются на удовлетворение бытовых, потребительских нужд. Ряд отраслей (торговля, финансы) занимают по этому признаку промежуточное положение: они участвуют в обслуживании, как производства, так и потребления.
Неоднородность сферы
услуг требует
Тем не менее, комплексный подход к анализу услуг представляется вполне оправданным. Отрасли, входящие в эту сферу, имеют ряд общих черт, существенно отличающих их от материального производства. За разнородностью состава сферы услуг, так же как и других подразделений хозяйства, стоит многообразие видов конкретного труда, удовлетворяющего различные общественные потребности.
Итак, сфера услуг есть совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения.
К сфере услуг относятся:
- жилищно-коммунальное
- бытовое обслуживание населения,
- образование и наука,
- здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение,
- культура и искусство,
- пассажирский транспорт,
- связь по обслуживанию населения,
- торговля, общественное питание,
- финансы и кредит (т.е.
кредитно-финансовое
- пенсионное обеспечение,
- рекреационные услуги,
- индустрия «гостеприимств» (отели, рестораны и пр.), т.е. гостиничный сервис.
Услугами человек пользуется на протяжении всей своей жизни, в обществе все подчинено удовлетворению человеческих потребностей.
В зависимости от роли в
процессе воспроизводства, от характера
удовлетворяемых ими
1. Отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (образование, здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение, культура, искусство и др.).
2. Отрасли материально-бытового
обслуживания: жилищно-коммунальное
хозяйство, бытовое
Такое деление весьма условно, т.к. и отрасли первой группы создают условия для жизнедеятельности людей, а отрасли второй группы в значительной степени влияют на удовлетворение духовных запросов и здоровья населения, высвобождая время для досуга (например, бытовое обслуживание населения, улучшение жилищных условий и т.д.).
Правомерность такого деления обусловлена спецификой отраслей материально-бытового обслуживания по сравнению с отраслями социально-культурной сферы. Эти особенности состоят в том, что услуги материально-бытового характера производятся отраслями как материального производства (производственные виды бытового обслуживания, розничная торговля и общественное питание), так и тем комплексом отраслей, которые относятся к непроизводственной сфере.
В индустриально развитых обществах производственные фирмы часто привлекают различные специализированные фирмы для получения от них бизнес - услуг (маркетинг, реклама, финансовые услуги, проведение испытаний и др.), которые обходятся им дешевле, чем, если бы они сами занимались ими. Банковская индустрия обеспечивает своевременный перевод средств, предоставляя также консультационные услуги.
Торговые предприятия играют важную роль в деле обеспечения членов общества продуктами питания и различными товарами, а также они осуществляют послепродажное обслуживание и ремонт.
Услуги инфраструктуры (коммуникации,
транспорт и др.) играют связующую
роль между разными секторами
экономики, областями общества, включая
и конечного потребителя. Широкий
круг социальных и персональных услуг
(проживание, питание, здравоохранение)
необходим для поддержания
Государственное обслуживание играет важную роль в создании здоровой среды для инвестиций и роста. В странах, где это обслуживание по разным причинам (идеологическим, политическим) слабо развито, основные услуги недоступны многим гражданам.
Часто работники сферы обслуживания используют управленческие навыки своих коллег из других подразделений. Например, администраторы больниц могут многому научиться у менеджеров гостиниц и ресторанов.
Индустрия гостеприимства охватывает разные группы организаций, включая гостиницы, мотели, гостевые дома, рестораны, кафе, магазины туристских товаров, парки отдыха, клубы, и другие сферы, связанные с туризмом и отдыхом, предоставляющие социальные и персональные услуги.
Сфера обслуживания (сервиса) имеет цель удовлетворения спроса населения на услуги. Но население сконцентрировано (расселено) на определенных территориях.
Существует два типа расселения
- компактный и дисперсный. Компактный
тип расселения представляет собой
плотную сеть поселений, которые
между собой связаны системой
дорог, транспортным сообщением, инфраструктурой.
Для дисперсного типа характерно
существование небольших
Такое деление предполагает
разные формы обслуживания. В условиях
компактного расселения услуги предоставляются
стационарными предприятиями и
организациями сферы
При этом необходимо иметь в виду особенность, характерную для компактного расселения. В ее основе лежит плотность населения данной территории. Более высокая - в центральных районах, она уменьшается по мере удаления от центра.
В центре, где плотность
населения наиболее высока, предприятия
сферы обслуживания организуются в
местах наибольшей концентрации жителей.
Здесь важно учитывать
В районах с меньшей плотностью, периферийных по отношению к центру, спрос на услуги ограничивается численностью постоянно проживающего населения.
При компактном расселении
для удовлетворения потребностей людей
предлагаются местные коммуникативно-
При дисперсном расселении
процесс удовлетворения потребностей
населения значительно
Работникам сферы сервиса, начинающим свою деятельность в районах дисперсного расселения, необходимо знать комплекс условий, способствующих эффективности их деятельности:
- значительный необеспеченный спрос;
- низкий уровень конкуренции и даже ее отсутствие;
- низкий уровень затрат на стимулирование спроса и т. д.
Но по мере насыщения услугами в области сервиса влияние данных факторов ослабевает, и предпринимательская (сервисная) деятельность приобретает ограниченные условия для развития. Однако влияние сдерживающих факторов можно компенсировать за счет решения транспортной проблемы.
Таким образом, процесс удовлетворения потребностей сферой сервиса при дисперсной системе распределения населения включает в себя:
1) решение проблемы
2) внедрение специфических форм и методов удовлетворения потребностей населения;
3) коррекцию производства
и распределения услуг в
4) применение
3. Основные методы удовлетворения потребностей.
3.1 Методы
Метод (от греч - «путь сквозь») - систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, что бы выполнить определённую задачу или достичь определённой цели, способ постижения истины.
Метод - это средство абстрактного уровня, структурирующее общественное и привносящее упорядоченность в отдельные сферы бытия. Используя это средство, человек способен более адекватно воспринимать действительность и целенаправленно изменять ее в нужном ему направлении. Метод является фундаментом, на котором выстраиваются концепции и теории.
Метод - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
В данном определении метода выражено его операциональное существо; метод содержит в себе совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. Аспекты метода: предметно-содержательный, операционный, аксиологический.
Бытовое обслуживание - область, максимально приближенная к человеку. Виды бытового обслуживания. Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием целого ряда факторов. Во-первых, в результате роста благосостояния возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу, как уборка, приготовление пищи и т.д., что привело к процветанию индустрии комфорта. Во-вторых, рост доходов и появление дополнительного свободного времени увеличили спрос на целый ряд услуг, связанных с проведением досуга и занятиями спортом. В-третьих, рост использования высокотехнологичных товаров в домашних условиях (домашние компьютеры, мультимедийная аудио - и видеотехника, системы безопасности) привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию. Что касается деловых услуг, совершенствование рынков и технологий усиливает потребность компаний в предприятиях сферы услуг, занимающихся исследованиями рынка, маркетинговыми разработками и техническими консультациями. Компании охотно покупают услуги, поскольку это позволяет избежать дополнительных капиталовложений в средства их самостоятельного производства и т.о. сохранять гибкость. В целом предоставление услуг на рынке связано с возникновением особых проблем, для решения которых нужны особые стратегии.
Информация о работе Сервисная деятельность и потребности человека