Правовое регулирование транспортных услуг в сфере туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.
Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом…………….………….5

Правовое обеспечение международных перевозок…………...…………6
Авиационные перевозки в России……………………………...……...…8
Регулярные и чартерные рейсы………………………………..………...10

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………......................................….15
Перевозочные документы……….……………………………………….18

Глава III. Автомобильный транспорт………………………………………….19

Правовые основы перевозки пассажиров
автомобильным транспортом……………………………………………19
Концепции развития автомобильного транспорта РФ до 2010 года, разработанной НИИАТ Минтранса России…………………….……...22

Глава IV. Перевозка туристов водным транспортом……………...…….....…28

Правовые основы регулирования перевозок
пассажиров морским транспортом……………………………………..28
Правовые основы регулирования перевозок пассажиров
внутренним водным транспортом.………………...…………………..33

Заключение………………………………………………………...…………….37

Список использованных источников и литературы………………………….39

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Abutalipov_Artur_CD41 Orig.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

         Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 году. В настоящее время в нее входят: Албания, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Украина, Чехия, Эстония.

         Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), созданная в 1885 г. Ее основная цель – проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам, публикация и распространение технической информации.

         Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922 г. В настоящее время в него входят представительства 30 государств Европы, Азии и Африки.

         Помимо этих организаций существует целый ряд более мелких региональных объединений: Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Ассоциация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, включающая 12 стран мира, и др.

 

б) при внутренних перевозках

         Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки по территории России, являются:

 

1. Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 10 февраля 2003 г.) определяет железнодорожный транспорт как основу транспортной системы РФ, которая должна обеспечивать потребности населения в перевозках и услугах, а также жизнедеятельность всех отраслей экономики.

 

2. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

         Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (с изменениями от 7 июля 2003 г., от 4 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября 2007 г.).

         Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, владельцами железнодорожных путей, другими юридическими и физическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, устанавливает их права, обязанности и ответственность.

         Устав перечисляет нормативные документы, содержащие правила, обязательные для всех участников системы пользования и обслуживания железнодорожным транспортом. К таким документам относятся:

  • Правила перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа.
  • Порядок перевозки почтовых отправлений.
  • Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
  • Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

  3. Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08. 1995 г.)

     

  1. «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.)

. 2. Перевозочные документы

         Во всех нормативных актах данный вид перевозок относится к услугам, и к ним должны применяться правила об оказании услуг, установленные ГК РФ с некоторыми особенностями, которые существуют для железнодорожных перевозок. Кроме этого, ГК РФ содержит в главе 40 основные положения договора перевозки, которые распространяются и на перевозку пассажиров.

         По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи им багажа так же доставить багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз. ГК в качестве отдельного вида договора упоминает и перевозку багажа.

         Согласно ст. 786 ГК по договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется за провоз багажа уплатить установленную перевозчиком плату.

         Заключение договора на перевозку удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Эти документы являются провозочными документами, к которым может относиться и грузобагажная квитанция.

         Договор считается заключенным с момента выдачи ему провозочного документа (билета). По виду и способу оформления проездные документы бывают:

- картонные,

-  катушечные,

- бланковые билеты ручной выписки,

- бланковые билеты системы «Экспресс 2»,

- разовые билеты для пригородных поездок,

-  абонементные пригородные билеты.

Глава III. Автомобильный транспорт

 

         Автомобильный транспорт играет существенную роль в организации туристких путешествий. Это связано с его мобильностью, информативностью и дешевизной по сравнению с другими видами транспорта. Отличительной особенностью автомобильных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного и водного транспорта.

 

  1. Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

         В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд правовых документов, регулирующих деятельность на данном транспорте во внутренних и международных сообщениях.

         Под международными перевозками понимаются перевозки пассажиров, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Они представляют специфическую область турперевозок, так как осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, через чьи территории пролегает маршрут. Международные правовые документы охватывают целый ряд вопросов: инфраструктура, дорожное движение, требования к техническим средствам, условия работы экипажей транспортных средств, налоговое обложение, перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры и т.д.

         В основе международных перевозок автомобильным транспортом лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа», которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 году. Данная Конвенция определяет основные понятия, такие как перевозчик, пассажир, транспортное средство и другие, перечисляются транспортные документы, определяется ответственность перевозчика за причиненный пассажиру ущерб. В Конвенции прописаны механизмы предъявления претензий и исков, определены размеры денежных выплат.

         С целью либерализации пассажирских перевозок автотранспортом страны ЕС в 1982 году заключили в Дублине «Соглашение о международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами» (АСОР). Впоследствии такое же соглашение было разработано Комитетом внутреннего транспорта Европейской Комиссии ООН. В настоящее время положение о нерегулярных перевозках распространяется на большинство стран Западной и Восточной Европы и Турцию.

        

         Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основе двусторонних соглашений. Такие соглашения заключены с Азербайджаном, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Ираном, Ирландией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем, Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словенией, Таджикистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. В соответствии с этими соглашениями сторонами заблаговременно предоставляются сведения по организации регулярных автомобильных перевозок с указанием маршрута, остановок, расписания движения, регулярности выполнения перевозок. Также в данных соглашениях прописаны правила организации нерегулярных автомобильных перевозок.

 

         К международным документам относятся также «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15 ноября 1975 года) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 1 февраля 1991 года).

         Среди документов по организации дорожного движения следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 8 ноября 1968 года), «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 8 ноября 1968 года), «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 1 марта 1973 года). Данные документы утверждают единые основные требования к транспортным средствам, водителям, дорожным знакам и разметке, а также другие предписания для организации автомобильного сообщения.

         Существует также ряд документов, регламентирующих аспекты налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках, которые основываются на «Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов» (1959) и действующем внутреннем законодательстве стран.

         Авторитетными международными организациями в данном направлении являются Международный Союз автомобильного транспорта, куда входит и российская Ассоциация международных автоперевозчиков, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта, Координационное транспортное совещание государств – участников СНГ и другие.

         При осуществлении перевозок автотранспортом во внутреннем сообщении также существует ряд документов, регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок. Основным нормативным актом является «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (от 8 января 1961 года с последующими изменениями от 1974, 1980, 1991 годов).

 

         Закон РФ «О безопасности дорожного движения» преследует цели защиты жизни, здоровья и имущества граждан, интересов общества и государства путем предупреждения ДТП или снижения тяжести последствий, возникающих в их результате.

         Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации введен «Правилами дорожного движения» (от 23 октября 1993 года, с последними дополнениями 2006 года).

         В целях повышения безопасности перевозок пассажиров автотранспортом приказом Министерства транспорта издано «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (8 января 1997 года). Этот документ определяет такие понятия, как автобус, автобусный маршрут, вид автобусных перевозок и другие. Здесь дана классификация автоперевозок, определены основные задачи физических и юридических лиц по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами, в том числе при осуществлении туристско-экскурсионных поездок, при перевозке детей.

         В 1997 году приняты также «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации». В них даются определения понятий пассажир, водитель, перевозчик, багаж, ручная кладь, автовокзал, автостанция и т.д., рассматривается порядок перевозки пассажиров различными автотранспортными средствами, обозначаются основные права и обязанности перевозчика и пассажира.

Федеральный закон  от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ О транспортной  безопасности (с изменениями от 23 июля 2008 г., 19 июля 2009 г.)

 

 

2. Концепции развития автомобильного транспорта Российской Федерации до 2010 года, разработанной НИИАТ Минтранса России

         На современном этапе развития экономики российский автомобильный транспорт, как и в большинстве развитых стран, играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития государства. За последние годы автомобильный транспорт страны выполняет около 60% перевозок грузов и около 55% перевозок пассажиров, а с учетом личных легковых автомобилей – не менее 65% пассажиров, с тенденцией дальнейшего увеличения этих показателей. Перевозки грузов и пассажиров осуществляют около 450 тыс. предприятий и организаций различных отраслей экономики и индивидуальных предпринимателей. Парк автотранспортных средств для перевозок грузов достиг 4,6 млн. ед., в том числе в организациях отраслей экономики – 2,6 млн. ед. и в индивидуальной собственности граждан – 2,0 млн. единиц. Для пассажирских перевозок в стране насчитывается более 700 тыс. автобусов. Основные фонды автомобильного транспорта, включая дорожную инфраструктуру, оцениваются в размере около 11% от всех основных фондов страны, а ежегодные затраты по оказанию автотранспортных услуг составляют свыше 850 млрд. руб. в год или около 9% от ВВП страны. Значительное развитие получили международные автомобильные перевозки. На территории Российской Федерации действуют более 6,1 тыс. междугородных автобусных маршрутов. На этом виде сообщения автомобильный транспорт успешно конкурирует с железнодорожным транспортом. Значительное развитие получил личный легковой автотранспорт. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей удвоился и составил более 23 млн. единиц, а в Москве он увеличился в 10 раз и достиг 3 млн. единиц. Автомобильный транспорт является одной из важнейших составляющих транспортного обеспечения безопасности страны в особый период .В то же время развитие автомобильного транспорта в России сталкивается с проблемами, требующими комплексного решения на федеральном и региональном уровнях. К ним следует отнести:

  1. значительный рост транспортных издержек вследствие снижения более чем в 2 раза эффективности использования автотранспортных средств;
  2. состояние правовой и нормативной базы является неудовлетворительным (не принят новый Устав автомобильного транспорта, не утверждены современные правила перевозок грузов и пассажиров и др.);
  3. в отрасли не обеспечивается надлежащее обновление и модернизация автомобилей и автобусов, структура парка грузовых автомобилей по типу кузова, грузоподъемности и виду потребляемого топлива не отвечает эксплутационным требованиям, а многие выпускаемые отечественной промышленностью автотранспортные средства по своим основным параметрам не соответствуют международным стандартам;
  4. достигнутый уровень развития инфраструктуры, включая, в первую очередь, дорожную сеть, значительно отстает от темпов автомобилизации и не соответствует современным нормам и условиям эффективного функционирования автомобильного транспорта;
  5. слабое государственное регулирование и отсутствие целенаправленной автотранспортной политики обусловило недопустимое снижение доли коммерческих перевозчиков (при перевозках грузов она составляет всего лишь около 20%, в то время как во многих странах ЕС не менее 40-45%);
  6. значительно снизилась роль таких важнейших регуляторов в осуществлении государственной политики на автотранспорте, как лицензирование и сертификация услуг;
  7. неудовлетворительно решаются вопросы развития легкового таксомоторного транспорта, льготного проезда пассажиров в городском и пригородном автобусном сообщении, обеспечения транспортных потребностей населения в сельской местности, повышения конкурентоспособности российских перевозчиков на международном транспортном рынке и др.;
  8. ухудшилось взаимодействие автомобильного транспорта с другими видами транспорта, слабо развиваются мультимодальные и интермодальные перевозки грузов, в том числе в контейнерах, контрейлерах, транспортных пакетах и др.;
  9. государство недополучает в значительных размерах бюджетные поступления вследствие развития “теневого” бизнеса в автотранспортном комплексе;
  10. до угрожающих размеров усилилось негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и безопасность дорожного движения.

Информация о работе Правовое регулирование транспортных услуг в сфере туризма