Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:29, отчет по практике
Целью прохождения производственной практики стала систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний по основам туризма, а также изучение основных принципов, этапов и методов проектирования экскурсионной услуги.
В задачи производственной практики вошли:
- получение целостного представления о работе предприятия туристской индустрии;
- изучение и анализ экскурсионной деятельности туристского предприятия;
- провести анализ деятельности (должностной инструкции) экскурсовода на предприятии;
Также можно
проанализировать количественные показатели
экскурсионной деятельности.(
Таблица 3 – Количественные показатели экскурсионной деятельности т.б.«Корона Катуни» за 2010 – 2012 гг.
Наименование показателей |
Фактические данные |
Изменение | |||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное, тыс. руб. |
Относительное, %? | |||
2011г. к 2010г. |
2012г. к 2011г. |
2011г. к 2010г. |
2012г. к 2011г. | ||||
1. Объем экскурсионных услуг, тыс. руб. |
253 |
320 |
412 |
67 |
92 |
126,48 |
128,75 |
2. Количество экскурсантов, чел |
675 |
711 |
647 |
36 |
-64 |
105,33 |
90,99 |
3. Средняя стоимость одной человеко-экскурсии, руб. |
375 |
450 |
636 |
75 |
186 |
120 |
141,33 |
4. Объем затрат на экскурсии, тыс. руб. |
92 |
164 |
205 |
72 |
41 |
178,2 |
125 |
Как показывают данные таблицы 3, в 2010-2012 гг. т.б. «Корона Катуни» наблюдалось увеличение объема оказания экскурсионных услуг, что свидетельствует о росте спроса на услуги туристской организации. При этом было зафиксировано увеличение количества экскурсантов. Однако в связи с увеличением затрат на экскурсии возрастала средняя стоимость одной экскурсии.
Проанализировав экскурсионную деятельность т.б. «Корона Катуни» можно сказать, что ассортимент предоставляемых экскурсий достаточно широкий. Есть пешеходные, автомобильные и водные экскурсии, которые подойдут как молодежи, так и более взрослому поколению. По продолжительности экскурсии длятся от двух до пятнадцати часов.
Если посмотреть изменения
Качество туристических услуг - это совокупность характеристик услуг, определяющих их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя (туриста).
Одной из задач управления туристической организацией является контроль качества предоставляемых услуг, при анализе контроля за качеством экскурсий на т.б. «Корона Катуни» можно сказать, что контроль осуществляется, но слабо. Контроль проявляется только со стороны документации, а качество контроля на экскурсии никак не отслеживается. В качестве рекомендации нами предложены примерные методы и формы контроля над качеством экскурсий.
Сравнение оценок
потребителя и исполнителя
Процесс контроля можно разделить на три последовательных этапа.
Первый этап
- установление требований к качеству
определенных контролируемых
1)ГОСТ Р 50690-2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристические услуги. Общие требования»;
2)ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
3)ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения.
Общие требования»;
4)ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Проектирование туристических услуг».
Задача туристической
организации на данном этапе работы
заключается в ведении
Второй этап процесса контроля заключается в проведении различных мероприятий по определению качества реально предоставляемых услуг.
Третий этап заключается в непосредственном сравнении реальных показателей качества туристского продукта, полученных на втором этапе, с установленными на первом этапе стандартами.
Можно выделить дополнительный этап корректировки для устранения различий между реальными показателями качества и стандартными, предусмотренными соответствующими ГОСТами.
Контроль качества услуг, предоставляемых туристическими предприятиями, проводится на основе использования визуального, инструментального, социологического и аналитического методов контроля.
Визуальный контроль
Инструментальный контроль
Социологический метод контроля заключается в проведении различного рода опросов и анкетирования туристов и обслуживающего персонала. Самым большим преимуществом данного метода является то, что информация о показателях качества услуг предоставляется непосредственными потребителями этих услуг (туристами) и людьми, задействованными в их предоставлении (персоналом).
Недостатком можно считать необходимость проведения предварительной подготовки (составление и формирование опросных и анкетных бланков). Это требует определенных временных затрат. К тому же, если опрос персонала может быть проведен на основе приказа вышестоящего руководства, то опрос непосредственных потребителей туристского продукта (туристов) требует их предварительной мотивировки и заинтересованности в данного рода исследованиях.
Аналитический метод контроля осуществляется путем анализа содержания различной документации: паспорта трассы, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут и других документов; обобщения результатов всех других обследований.
Данный метод является наиболее трудоемким и затратным по временным показателям. Однако, следует отметить, что технологическое развитие работы туристического предприятия (компьютеризация, ведение различных баз данных) значительно облегчает проведение данного вида контроля.
Безусловной предпосылкой получения объемной, достоверной и качественной информации является проведение комплексного контроля, заключающегося в использовании всех методов контроля с последующим анализом и сопоставлением различных показателей.
Основным требованием к качеству предоставляемых туристических услуг является их безопасность. В соответствии с этим, согласно п. 5.2 ГОСТа Р 50644-94 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» контроль осуществляется в начале сезона - при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок. Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря, выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.
Конкурентоспособность
любой туристической
Самоконтроль туристического предприятия как одна из форм контроля заключается в регулярной проверке качества услуг и определении их соответствия установленным нормативным требованиям. В соответствии с п. 3.15 «Внутренняя проверка качества» ГОСТа 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг» сервисная организация должна осуществлять внутренние проверки качества с целью проверки соответствия деятельности в области качества запланированным мероприятиям и определения эффективности функционирования системы качества. Проверку следует планировать на основе состояния и важности различных видов деятельности. Проверки и последующие мероприятия следует проводить в соответствии с документально оформленными процедурами. Результаты проверок следует оформлять документально и доводить до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководство, ответственное за этот участок, должно осуществлять своевременные корректирующие мероприятия и устранять недостатки, выявленные в процессе проверки (п. 3.15 рассматриваемого ГОСТа).
Самостоятельные
проверки проводятся благодаря
использованию вышеперечисленных методов.
Объединение ряда туристических предприятий в различные ассоциации, союзы, гильдии и другие организации и установление ими собственных стандартов на основе установленных Госстандартом требований приводят к формированию системы самоконтроля, распространяющейся на субъекты этих организаций. Специальными органами данных объединений проводятся регулярные проверки соответствия качества, предоставляемых услуг установленным уже в рамках объединения стандартам.
3. ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ) ЭКСКУРСОВОДА
Экскурсовод – центральная фигура туристско-экскурсионной работы.
Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью и интеллектуальным характером.
Проанализировав деятельность экскурсовода на т.б. «Корона Катуни», можно сделать вывод о том, что экскурсоводы соответствуют почти всем характеристикам, которым должен соответствовать экскурсовод, главный минус заключается в незнании иностранного языка. Как таковой должностной инструкции экскурсовода на данном предприятии нет, соответственно, целесообразно рекомендовать т.б. «Корона Катуни» разработать такую инструкцию, пример приведен в приложении 2.
Вот общие требования, которым должен соответствовать экскурсовод.
В своей деятельности экскурсовод руководствуется:
- нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
- методическими
материалами, касающимися
- уставом предприятия;
- правилами трудового распорядка;
-приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
- настоящей должностной инструкцией.