Мотивационные аспекты туризма и путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта;
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта, а также барьеры к путешествию;
3. Проанализировать влияние культуры в формировании туристского интереса.

Файлы: 1 файл

Курсовая по ФО.docx

— 74.72 Кб (Скачать)

     - оздоровительный интерес - свежий  воздух, отличные, хорошие или сносные  (по средствам) условия проживания  и питания, интенсивные нагрузки, весенний загар.

     Положительный комплекс туристских впечатлений (хороший  курорт, отдых и общество) способен оказывать влияние на выбор туристом данного места отдыха в течение многих лет.

     2. Один превалирующий мотивационный  исход и несколько вторичных,  или ожидаемых, исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующем стечении обстоятельств во время поездки. Таковы познавательные туры в желаемую страну, например во Францию, где набор экскурсий и развлечений часто отдается на выбор туристам: одни могут посетить Евро-Дисней, другие - Лувр и т. д.

     Группу  мотиваций при выборе этой поездки составят следующие мотивы: 
- познавательный - посещение страны, достопримечательности которой (Эйфелева башня, Монмартр, Сена) известны каждому с детства из литературных произведений;

- престижно-имиджевый - отрицательный ответ на вопрос: "Как, вы не были во Франции?" может поставить собеседника в неловкое положение;

- культурно-развлекательный - посещение Лувра, других музеев, спектаклей Лидо и т. д [9.150].

     Несмотря  на то, что мотивы поездки четко ограничиваются группой близких познавательных целей, возможны различные направления тура. На принятие решения о познавательной поездке во Францию, Италию или другую страну могут повлиять разные обстоятельства, однако два раза в одно и то же место с четко выраженными познавательными целями турист, как правило, не поедет.

     3. Главный мотивационный исход  и несколько четко выделенных  сопутствующих исходов, например  при выборе пляжного отдыха. Выбор  географического направления (конкретного  курорта) и уровня отдыха в  значительной степени зависит  от компании, наличия денежных  средств и опыта предыдущих  поездок. Как правило, для отдыха  на пляже достаточно двух-трех  дней, далее его хорошо дополнить  развлечениями, экскурсиями, другой активной деятельностью.

     Группу  мотиваций при выборе этой поездки составят следующие мотивы: 
- пляжно-оздоровительный - море привлекает всех, кто не проживает в прибрежной полосе; морской воздух и морская вода полезны для укрепления здоровья; 
- пляжно-активный и спортивный - море располагает не только к пассивному отдыху, но и к активным развлечениям;

- транжирно-покупательный - отдых на море не препятствует, наоборот, способствует проявлению интереса к трате накопленных средств (приобретение легкой одежды и пляжных атрибутов, сувениров и безделушек); 
- развлекательный - по мере пресыщения процессом загара у туриста появляется интерес к различным видам развлечений.

     Изучение  мотивационных исходов следует  вести на примере среднестатистического  туриста, который совершает путешествие  в период своего ежегодного отпуска (полного или частичного).

     Цели  путешествия позволяют классифицировать мотивационные исходы следующим образом.

     1. Отдых:

- снять  стресс, накопленный за определенный  период времени; сменить обстановку  и природно-климатические условия;

- побыть в окружении других людей;

- познакомиться  с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом;

- сравнить  чужой образ жизни со своим  в целях самоутверждения правильности  его организации или заимствования новшеств;

- побыть  в новой для себя роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;

- ощутить  волнующие переживания (непременно  с благополучным исходом), чтобы  потом рассказывать об этом друзьям и знакомым;

- получить  удовольствие от необычных ощущений;

- принять участие в азартных играх;

- испытать  романтическое приключение, легкий (в разумных пределах) флирт;

- расслабиться  вне дома;

- потратить  деньги, которые независимо от  уровня дохода турист всегда копит на отдых.

     2. Познание:

- увидеть  достопримечательности и явления  природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.;

- познакомиться  с достижениями культуры, науки  и техники (музеи, галереи, культовые  сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

- посетить  экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты;

- увидеть экзотический животный и растительный мир;

- посетить  исторические места и сооружения;

- сделать  уникальные фотографии, снять видеофильм.

     3. Развлечение:

- посетить  аттракционы, тематические и аквапарки;

- посетить  известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу;

- посетить  карнавалы, фестивали, национальные праздники;

- посетить  в качестве зрителей или болельщиков  крупные спортивные состязания, игры.

     4. Лечение. Любой отдых может  иметь оздоровительные цели, а  лечение - различную функциональную  нагрузку и, в экстремальном  случае, быть основной целью поездки.  В зависимости от доли лечебной  составляющей целевой функции  выделяют три вида мотивационных исходов:

- оздоровительный  - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья  моральные и физические воздействия);

- лечение  в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель;

- лечение  по предписанию врача как основная  цель туристского путешествия  (посещение курорта, водолечебницы,  специализированного санатория, клиники и пр.).

     5. Паломничество:

- празднование культовых обрядов;

- самосовершенствование  и утверждение духовного состояния;

- достижение  внутренних конфессиональных целей,  служащих для утверждения в  сане и определенного положения в общине;

- познание  духовного "нового", получение  заряда духовной энергии.  
 
 
 
 

1.2 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта 
 

     Решение о путешествии предполагает принятие других взаимосвязанных решений  и включает не только оценку и выбор  единственного турпродукта из альтернативного ряда, но ориентировано на выбор подходящей "смеси" из различных услуг, предлагаемых предприятиями индустрии туризма. В идеале каждый из элементов этой "смеси" должен быть оценен индивидуально, чтобы цель - максимально возможное удовлетворение потребностей - была достигнута [14.96].

     Процесс покупки конкретного туристского  продукта начинается задолго до свершения  акта купли-продажи. На принятие потребителем решения о покупке большое  влияние оказывают факторы культурного, социального, личностного и психологического характера. Путь к принятию решения  о покупке состоит из нескольких этапов.

     1. Осознание нужды или проблемы. Потребитель осознает цель путешествия,  например поправить здоровье или отправиться к святым местам.

     2. Поиск информации. Потребитель обращается к источникам: личным (семья, друзья), коммерческим (реклама) и общедоступным (средства массовой информации). В результате сбора информации повышается осведомленность об имеющихся на туристском рынке производителях, их предложениях и т. д. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект вариантов, из которых сделает окончательный выбор.

     3. Оценка вариантов. Потребитель  оценивает варианты, рассматривая  туристское предложение как определенный  набор свойств (например, гостиница  - это месторасположение, специализация,  категория, стоимость, обслуживание  и др.). Каждый считает для себя  приоритетными свойства, имеющие  отношение непосредственно к личным нуждам и мотивам.

     4. Решение о покупке. Оценка вариантов  ведет к ранжированию объектов  в комплекте выбора, формируя  намерение совершить покупку  наиболее предпочтительного варианта, с учетом ожидаемого семейного  дохода, цены тура и выгод от его приобретения.

     На  принятие окончательного решения о  покупке могут оказать влияние два фактора:

1) отношение  других людей;

2) непредвиденные факторы обстановки.

     В первом случае супруг может настаивать на выборе тура с проживанием в  более дешевой гостинице, что  уменьшит вероятность покупки другого варианта.

     Непредвиденные  факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить  конкретную покупку (например, знакомый потребителя может поделиться с  ним своими разочарованиями от поездки на данный курорт).

     Кроме того, у потребителя существуют определенные приоритеты при выборе туристской фирмы. Согласно данным блиц-опроса, проведенного в Москве журналом "Туристский бизнес", на предмет, что наиболее важно при выборе туристской фирмы, приоритеты (в %) распределились следующим образом:

1. Советы друзей и знакомых - 31,6

2. Цены - 26,7

3. Наличие  лицензии - 18,1

4. Набор  услуг - 15,6

5. Сроки и опыт работы на рынке - 14,8

6. Личный  опыт общения с этой фирмой - 13,0

7. Советы  специалистов - 11,3

8. Доброжелательность сотрудников - 8,8

9. Рейтинги туристских фирм - 4,7

10. Реклама  - 3,7

11. Упоминание  туристской фирмы в справочниках - 3,4

12. Хороший  офис - 2,5

13. Удобное месторасположение - 2,5

14. Другое - 5,9 [20.40]

     5. Реакция на покупку. Потребитель  получает (или не получает) удовлетворенность  от приобретенного турпродукта, степень которой измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемыми свойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от сотрудников туристских предприятий, друзей, из других источников. Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могут сложиться слишком высокие ожидания, которые, вероятнее всего, обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами турпродукта, тем острее неудовлетворенность потребителя. Соответствие ожиданиям дает потребителю удовлетворенность, превышение ожиданий - большую удовлетворенность, несоответствие ожиданиям - неудовлетворенность. Удовлетворенность или неудовлетворенность турпродуктом может отразиться на последующем поведении потребителя и его туристских мотивациях.

     Таким образом, можно утверждать, что потребитель  редко приступает к действиям, руководствуясь лишь одним побудительным мотивом. Реальное поведение потребителя  на рынке предопределено разнообразием  туристских мотивов, часто не совпадающих  во времени и отражающих его личные интересы и потребности, что в  каждом конкретном случае приводит к  разному результату.  
 
 
 
 

1.3 Основные факторы туристской мотивации 
 

     В общем представлении туризм - это  удовольствие, активный или пассивный  отдых, досуг и развлечение. Однако каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально - в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и других факторов. С достаточной степенью приближенности можно выделить группы населения, которые имеют некоторую общность в понимании принципов желаемого отдыха и принимают аналогичные решения при выборе путешествия.

Информация о работе Мотивационные аспекты туризма и путешествий