Конкуренция в туристском бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке рекомендаций (мероприятий) по обеспечению конкурентоспособности туристического продукта.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть теоретические основы теории конкурентного преимущества,
определить понятие конкурентоспособности и рассмотреть методы ее изучения,
провести анализ конкурентоспособности ООО «Мегалайн» одним из методов,
на основании проведенного исследования разработать мероприятия по обеспечению конкурентоспособности ООО «Мегалайн» и сделать расчет их экономической эффективности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

ГЛАВА.1 Конкурентоспособность и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе……………………………………………………………………………………....6


1.1 Концепция конкуренции……………………………………………………..6


1.2 Основные аспекты теории конкурентного преимущества…………….....10


ГЛАВА.2. Анализ деятельности ООО «Мегалайн»………………………………...14


2.1 Характеристика ООО «Мегалайн»………………………………...……...14

2.2. Анализ отраслевой конкуренции…………………………...…………….18


ГЛАВА.3. Исследование конкурентной борьбы в туристском бизнесе…………………………………………………………………………...21

3.1. Количественный и качественный подход…………………………...…….21



Заключение…………………………………………………………….…….….27


Список использованной литературы………………………………..………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      6. Доступом к отраслевой системе  снабжения.

      7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта.

      8. Возможными ответными действиями  предприятия отрасли (отказ в  продаже патента и т. д.).

      Что касается угрозы замены данного продукта новыми, то имеется в виду производство продуктов, удовлетворяющих ту потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цены продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, предрасположенность потребителя к замене продуктов.

      Сила  позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором  действуют поставщики и предприятия  отрасли. Если поставщики диктуют свои условия предприятиям, то последние  находятся в менее выигрышной позиции.

      Сила  позиции покупателей определяется следующими факторами:

  • возможностью переключиться на использование других продуктов,
  • затратами, связанными с этим переключением,
  • объемом закупаемых продуктов.

      Конкурентная  борьба в отрасли между предприятиями  реализуется через рыночные конкурентные стратегии, которые приносят тот или иной успех в виде желаемого превосходства над соперниками. Во многих случаях стратегия имеет ценовой и неценовой характер или представляет собой смесь отмеченных факторов.

      Обычно  стратегии строятся на факторах:

      -цена,

      -новый/улучшенный  продукт,

      -расширенный  ассортимент,

      -технические  новшества,

      -применение  менее дорогостоящих методов  производства,

      -сервис, гарантии, стимулирование и т.  д. 3

      В том случае, когда в отрасли  существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций трудоемкая задача. Поэтому круг организаций-конкурентов сужают до круга приоритетных конкурентов. Приоритетными конкурентами для лидера являются лидеры и часть сильных претендентов. Для претендентов – претенденты и некоторые лидеры. Интересы последних больше на с кем не пересекаются, поскольку находятся в разных «весовых категориях».

      Другая  концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. Определение приоритетных конкурентов также можно произвести через опросы потребителей.

      М.Е. Портер предлагает конкретизацию приоритетных конкурентов через объединение  их в стратегические группы. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентной активности и позиции на рынке. Схожесть должна быть в ассортименте, типах каналов распространения, сервисе, ценах, качестве, типе покупателя.4

      Исследования  для выделенной группы приоритетных конкурентов проводят в следующих направлениях:

  • исследование конкурентоспособности продуктов;
  • исследование конкурентоспособности маркетинговой деятельности;
  • изучение конкурентоспособности фирмы в целом.
 

1.2 Основные аспекты  теории конкурентного  преимущества 

      Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.

      В общем виде, конкурентоспособность  – это сравнительное преимущество.

      Начало  создания теории сравнительных преимуществ  относят к концу XVIII – XIX вв., когда  в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных  издержек. Сущность теории состояла в  том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.

      Дальнейшее  развитие теории сравнительных преимуществ  дано в трудах В. Леонтьева (семидесятые  годы ХХ века). Его выводы, получившие название «парадокс Леонтьева» были прямо противоположны выводам Хекшера-Олина.

      Новые тенденции в развитии мирового хозяйства  в последние десятилетия потребовали  пересмотра ряда взглядов. Наиболее значительны  в девяностые годы были исследования М. Портера, разработавшего теорию конкурентного  преимущества.5

      Портер  пришел к выводу, что ни один из факторов, таких как наличие рабочей  силы, практика управления, государственная  политика и т. д., взятые в отдельности  не позволяют достаточно убедительно  ответить на вопрос, что определяет успех фирмы. Конкурентоспособность, по Портеру, отражает продуктивность использования ресурсов. Следовательно, для обеспечения конкурентоспособности фирмы постоянно заботятся о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении (и приобретаемых в будущем) всех видов ресурсов.

      Причем, по Портеру, конкурентоспособность  не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность – понятие относительное.

      Конкурентоспособность товара можно определить лишь при сравнении (сопоставлении) его свойств с товарами конкурентов, либо с гипотетическим товаром-эталоном.

      В конечном счете более конкурентоспособным  товаром является тот, который дает преимущества при решении последним  своих проблем. Конкурентоспособность не является постоянным качеством товара. Следовательно фирмы должны постоянно совершенствовать товар с целью более полного удовлетворения потребностей потребителя.

      Конкурентоспособность определяется совокупностью показателей: цена, качество, упаковка (внешний вид), гарантийное обслуживание и т. д. Ни один из них в отдельности не дает полного представления о преимуществе товара.

      Оценка  степени конкурентоспособности  является сложной задачей. Здесь  можно столкнуться с проблемами двух видов:

  • выбор базовых товаров сравнения,
  • выбор критериев сравнения.

      Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и  ту же потребность, распространяемы  по аналогичным каналам, ориентированы  на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.

      Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного  преимущества товара:

  • снижение издержек,
  • дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).

      Первое  преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе – рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.

      Выбор стратегии зависит от факторов:

  • структуры стратегического потенциала фирмы,
  • особенности отрасли.

      Как уже было сказано, конкурентоспособность  не является компонентом качества. Поэтому М. Е. Портер считает необходимым  проводить анализ среды. Портер выделил следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рис. 2) и назвал их «детерминанты ромба». 

Рисунок 2 - Детерминанты «стратегического ромба» 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Параметры факторов в преломлении к конкурентоспособности товара представляют собой материальные и нематериальные условия производства товаров, обеспечивающих те или иные свойства продукта.

      Параметры спроса характеризуются требовательностью  покупателей к качеству, эластичностью  спроса по цене, уровнем доходов, величиной спроса и т. д.

      Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают фирму необходимыми материальными, полуфабрикатами, товарами-субститутами, НИОКР.

      Детерминанты  конкурентного преимущества оказывают  друг на друга взаимное влияние.6

      Конкурентное  преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержана без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы. 

ГЛАВА.2. Анализ деятельности ООО «Мегалайн». 

2.1 Характеристика ООО  «Мегалайн».

      ООО «Мегалайн».– является небольшой  фирмой на рынке туристических услуг. Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Мегалайн».

Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО«Мегалайн».Фирма находится по адресу: г.Волгоград ул. Ангарская, 71. Емейл: megaline-volgograd@mail.ru.

        На данный момент организация занимается следующими видами деятельности:

  • туроператорская деятельность (40%);
  • железнодорожные, авиабилеты (20%);
  • гостиничный бизнес (20%);
  • лечебно-оздоровительная деятельность (20%).

      Компания  сотрудничает со следующими туристическими фирмами: «Волготур» (г.Волгоград) «Кругозор» (г. Москва), «Натали-турс» (г. Москва), «Фаворит» (г. Москва), «Авиакомпания Сибирь» (г. Новосибирск), «Росконтракт» (г. Иркутск).

      Основное направление работы ООО «Мегалайн».– туризм: внутренний, въездной и выездной.

      Доходы  от различных видов туристической  деятельности распределяются примерно одинаково.

      В первую очередь предлагается самый  различный отдых на Черноморском побережье (активный, оздоровительный, ознакомительный и другой). Также предлагается отдых за рубежом. Отправиться и провести культурный и познавательный, оздоровительный и увлекательный отдых можно во всех странах мира. Выбор за клиентом: КНР, Корея, Египет, Турция, Италия, Испания, Кипр. А также можно отправиться в страны «Шенгенского соглашения».

      Одним из направлений работы является приём  иностранных граждан на территории РФ, как на безвизовой основе, в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Китаем, так и по визам. Компания имеет аккредитацию в МИДе РФ и имеет свой референс, который дает право приглашать иностранных граждан по туристическим приглашениям.

      Персонал  организации состоит из 7 человек  профессионалов в туризме, имеющих  большой опыт работы: генеральный  директор, главный бухгалтер, менеджер по выездному туризму, помощник менеджера  по выездному туризму, менеджер по внутреннему туризму, менеджер — переводчик.

      В таблице 1. представлено штатное расписание ООО «Мегалайн».

№ п/п Наименование  должности Должностные оклады Кол-во штатных  единиц Годовой фонд зарплаты
1. Генеральный директор 25 000 1 300000
2. Директор по внутреннему туризму 20 000 1 240000
3. Директор по выездному туризму 20 000 1 240000
4. Директор по лечебно-оздоровительной работе 20 000 1 240000
5. Главный бухгалтер 20 000 1 240000
6. Бухгалтер 8 000 4 384000
7. Менеджер по продажам 10 000 15 1800000
8. Менеджер по рекламе 10 000 5 600000
9. Переводчик 10 000 2 240000
10. Строительные  рабочие 6 000 15 1080000
11. Гид 7 500 10 900000
12. Водитель 9 000 10 1080000
13. Уборщики помещений 3 500 15 630000

Информация о работе Конкуренция в туристском бизнесе