Конгрессный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы организации конгрессного туризма;
- изучить историю становления конгрессного туризма;
- проанализировать современное состояние конгрессного туризма;
- выяснить тенденции и проблемы развития конгрессного туризма.

Файлы: 1 файл

курсовая огх миланочка.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Что касается стран южной части  Европы, - там начинается бурное развитие городов, возрождение практически из руин римских городов, которые в свою очередь начинают привлекать путешественников как культурные центры, славящиеся памятниками античного зодчества и первыми университетами, а также как центры торговли. Современный массовый туризм в Европе получил развитие в XIX веке – в основном с распространением железных дорог и пароходов. В 1815 году путешественник и писатель Дж. Галиньяни организовал в Париже первое коллективное путешествие, главным образом для английской публики. В 1829 году немецкий путешественник К. Бедекер основал издание знаменитых путеводителей для путешествующих лиц самостоятельно.

А в 1841 году англичанин, краснодеревщик и баптистский пастор Томас Кук (1808–1892) создал первоначально в Лестере, затем в Лондоне первое бюро путешествий, которое осуществляло коммерческие, так называемые паушальные, то есть по единой цене путешествия. 1841 год датируется началом современного массового туризма в Европе. До наших дней дошло описание первой туристской поездки членов общества трезвости из Лестера в Лафоборо, организованной Куком в 1843 году. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. Таким образом, он организовал первый групповой тур, арендовав железнодорожный состав и обеспечив туристов питанием и билетами на конные состязания. С 1847 года Кук начал распространять специальные билеты на экскурсии в различные страны Европы. В 1851 году Т. Кук организованно отправил в поездку 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем – во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). В последующие годы с 1856 года Т. Кук организовывал поездки в другие города Европы, а в 1866 году – первые группы английских туристов посетили США.

Развитие путешествий в средневековую эпоху было также связано с монгольскими завоевательными походами. В начале XIII века, завоевав Русь, татаро-монголы создали огромную империю, простирающуюся от Дуная до Тихого Океана. В результате были созданы пути, соединившие Европу и Азию, по которым устремились потоки купцов. Ценные сведения о жизни народов на бескрайних просторах монгольской империи содержит книга "Описание путешествия на Запад", написанная учеником известного китайского ученого Чан Чуня, который по приглашению монгольского правителя Чингисхана совершил длительное путешествие из Пекина в Самарканд. За точность и обстоятельность эту книгу ученые называют путеводителем по дорогам средневековья [14, c. 39].

Соприкосновение европейцев с империей монголов не могло не породить стремления, как можно больше узнать о народах, населяющих обширные территории. Европейские купцы не могли не понимать, какие возможности открывает им торговля с Востоком. С целью исследовать новые страны было предпринято немало путешествий, в том числе и двумя венецианскими купцами из семейства поло, ставшими знаменитыми путешественниками средневековья, и купцом из Твери Афанасием Никитиным.

Что касается эпохи великих географических открытий, она была подготовлена изменениями, которые произошли в европейском обществе и в науке того времени. Еще в начале 15 века появляются книги, в которых оспаривается замкнутость Индийского океана с юга и поддерживается идея шарообразности земли. Благодаря книгопечатанию, в Европе начинают издаваться страноведческие произведения других авторов, описывающих сказочные богатства стран востока – Индии, Китая, Цейлона, Японии.

Постепенно ко второй половине XV в. средневековая культура в Западной Европе начинает распадаться. Бурное развитие городов, ремесленного производства и торговли усиливает потребность в золоте и серебре, выполнявших в то время функции денег. Это приводит к тому, что Европа нуждается в освоении новых рынков этих ценных металлов. Великий шелковый путь, существовавший на протяжении сотен лет, практически был перекрыт в результате турецких завоеваний. Поиски южных морских путей осуществлялись в то время активно только Португалией, другим странам, находящимся в бассейне Средиземного моря, оставалось только попытать счастья через неведомый Атлантический океан.

Существовавшие накануне великих  географических открытий карты того времени, созданные на основе представлений  о шарообразности земли, способствовали уверенности в успех подобного  плавания. По традиционной версии, Колумб воспользовался картой, составленной флорентийским астрономом и географом Паоло-дель Поццо Тосканелли, который в одном из своих писем уверял мореплавателя, что люди, плывущие неуклонно на запад, достигнут восточных стран за океаном в другом полушарии [15, c. 39].

Первый инсентив-тур был проведен в 1910 г. в США компанией "National Cash Register Company of Danton". Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью-Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX века благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов.

В отличие от других видов  туризма, которые, не успев оформиться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентив довольно долго "не покидал" Новый  Свет. Лишь в 70-80-е гг. с расширением  потока Премированных туристов из Америки  на старый континент он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией. Именно в это время в Европе и Азии стали специально возводить пятизвездочные отели.

 

 

2. Современное  состояние и перспективы развития конгрессного бизнеса

 

2.1 Современное состояние конгрессного туризма

 

Значимым сегментом индустрии туризма конгрессный туризм становится с 80-х гг. XX в. на волне глобализации и связанной с ней интенсификации деловых, научных и культурных обменов, а также изменения социального состава народонаселения за счет увеличения доли среднего класса. В это время в сфере конгрессного туризма Европы складывается устойчивая организационная структура, появляются и оформляются свои ассоциации, научные и образовательные учреждения, специализированные печатные издания, разрабатываются государственные программы поддержки конгрессного туризма. В середине 1980-х гг. конгрессный туризм выделился в самостоятельный объект исследования статистики туризма.

Ежегодно в мире насчитывается  более 150 млн. деловых поездок, около 60 млн. из них приходится на европейский регион. По прибытиям и расходам на конгрессный туризм он занимает первое место среди остальных регионов мира. Доля деловых путешественников в общем потоке туристов Европы (аналогично во всем мире) составляет всего 20 %, однако на них приходится 60 % оборота индустрии [16, c. 39].

Европейский рынок деловых  путешествий имеет сложную структуру. На нем доминируют бизнес-поездки (около 38 млн. поездок в 2002 г. ) и поездки  на конгрессы, выставки и торговые ярмарки (около 16 млн. поездок в 2002 г.) На инсентив-туры приходится менее 7 млн. поездок в год (данные на 2001 г.)3. Подробнее остановимся на современных тенденциях развития каждого из названных сегментов рынка деловых путешествий в зарубежной Европе. В России деловой туризм стал развиваться в последнюю очередь среди всех видов туризма и находится в настоящее время в стадии зарождения.

Бизнес-поездки подразделяются на корпоративные, т. е. выезды сотрудников  какой-либо компании по корпоративным  делам (делам своей компании), и  некорпоративные, т. е. в сфере деятельности правительственных структур и отраслевых ассоциаций. По статистике, за последние 10 лет на вторую группу бизнес-поездок в Европе приходится около 60 % всех встреч. Корпоративный сектор бизнес-поездок существенно сузился в начале 1990-х гг., когда в условиях экономического спада европейские компании перешли к политике жесткой экономии. Они сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой. В будущем ожидается дальнейшее снижение числа корпоративных деловых встреч, что обусловлено осложнением экономической ситуации в Европе в связи с введением валюты евро.

Основные "поставщики" корпоративных деловых туристов – высокоразвитые страны Европы (Германия, Великобритания, Франция, Италия). Безусловным  лидером здесь является Германия. Около 5 млн. немцев ежегодно выезжают в командировки, преимущественно в другие города Германии (около 80 %). Средняя продолжительность корпоративных бизнес-поездок на другие континенты составляет 12– 13 дней, внутри Европы – 5–6 дней, по своей стране – 3-4 дня.

Среди европейских государств, принимающих потоки корпоративных деловых туристов, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Испания, Швеция, Швейцария.

По данным английской исследовательской фирмы "Business Travel International", в группу корпоративных  деловых туристов Европы входят лица, занимающие самые различные должности (менеджеры, торговые представители и др.). Их объединяет высокий уровень образования и дохода: 67% из них имеют годовой доход более 35 тыс. долл., а около 44%– более 50000 $.

Некорпоративный сектор деловых бизнес-поездок весьма широко представлен на европейском рынке делового туризма. География поездок на заседания различных ассоциаций и правительственные встречи в главном совпадает с потоками некорпоративных деловых туристов. Основными "поставщиками" некорпоративных деловых туристов также являются Германия, Великобритания, Франция и Италия. Среди стран, принимающих деловых туристов некорпоративной группы, выделяется Великобритания. В 2001 г. эта страна заняла 2-е место после США по количеству организованных мероприятий и количеству принятых деловых туристов некорпоративной группы. Следует отметить также Данию и Австрию: Копенгаген занимает 1-е место в мире по количеству организованных мероприятий в год (более 70 встреч), а Вена 2-е место (57 встреч). Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно столицей ЕС.

В организации некорпоративных  деловых поездок прослеживается ряд особенностей.

Во-первых, некорпоративные  мероприятия, как правило, проводятся для большого числа участников (в  среднем около 200–250 чел.). Около 8% всех деловых встреч рассчитаны на аудиторию 2 тыс. и более человек.

Во-вторых, основная часть  некорпоративных деловых встреч проводится весной и осенью – в  те периоды, когда отмечается спад туристской активности в других секторах рынка путешествий. Таким образом, развитие некорпоративного делового туризма способствует сглаживанию сезонных колебаний в туристской деятельности в целом.

  В-третьих, некорпоративные  деловые поездки имеют ярко  выраженную специализацию. Большая  их часть связана с областью медицины (28%), а также со сферами технологий и промышленности.

 

В-четвертых, в процессе организации некорпоративных мероприятий  всегда присутствует сторонний организатор  встреч (ассоциация или правительственная  структура).

В организации корпоративных деловых поездок также есть ряд особенностей.

Во-первых, корпораторы  пытаются прибегнуть к услугам профессиональных компаний-организаторов деловых  встреч (турфирм). По исследованиям  Международного объединения профессионалов деловых встреч (MPI), проведенных в 2002 г., 70 % европейских компаний не имеют представления, сколько средств нужно выделять на планирование и проведение корпоративных мероприятий, и поэтому пользуются услугами турфирм. К примеру, около 80 % британских компаний предпочитают работать с профессиональными устроителями, чем держать специальный штат по организации деловых встреч.

Во-вторых, корпоративные  мероприятия проводятся для небольшого числа участников (в среднем около 15 человек).

Структура расходов корпоративных  и некорпоративных деловых туристов примерно схожа: 47 % бюджета расходуется на авиабилеты, 24% – на оплату средств размещения, 13 % – на питание, 7 % – на дополнительные транспортные расходы и 9 % уходит на прочие расходы.

Наиболее динамично  развивающимся сегментом рынка деловых путешествий Европы является конгрессно-выставочный туризм. Из 60 млн. деловых поездок в европейском регионе на конгрессно-выставочные мероприятия приходится около 16–20 млн. Ежегодно в мире проводится более 8 тыс. конгрессов, выставок, конференций и симпозиумов, в том числе более 3 тыс. – в Европе, преимущественно в Западной11. К работе выставок, как правило, приурочивается проведение семинаров и конгрессов, поэтому семинары, выставки и конгрессы трудно жестко разграничить. Лидерами по организации разнообразных выставок и приему деловых туристов являются Франция, Великобритания и Германия. В Европе они стабильно удерживают "пальму первенства", а в мире уступают лишь США. Высокий уровень развития экономики, ее диверсифицированность, а также отраслевая конъюнктура предопределили превращение этих стран в мировые центры конгрессно - выставочного туризма. В этих странах высоко развиты передовые и наукоемкие отрасли: станкостроительная, электротехническая, авиационная, электронная. Конгрессы, выставки и ярмарки позволяют эффективно продвигать производимые в этих странах товары и услуги, привлекать инвесторов и конечных потребителей. [ 17, стр. 39]

Выставки различаются  тематикой, рекламируемой продукцией. Многие из них имеют продолжительную  историю. Например, Международное автомобильное шоу впервые было организовано в Женеве в 1929 году. Женева занимает особое место в сфере делового туризма. В настоящее время здесь располагается 17 международных,150 межправительственных организаций, более 140 дипломатических представительств и свыше 40 международных компаний. Благодаря их высокой концентрации, традиционной швейцарской безопасности, профессиональному сервису и развитой инфраструктуре район Женевского озера является излюбленным местом проведения конгрессов, конференций, выставок, ярмарок и вручения наград. Самыми крупными из этих мероприятий являются Международная выставка изобретений, Международная ярмарка книг и печатной продукции, выставка ТЕЛЕКОМ и выставка "Европейские инициативы по деловым путешествиям и встречам".

По специализации выставки в Европе делят на 17 секторов, каждый из которых в большей или меньшей  степени представлен в каждой западно-европейской стране. Ежегодно выставки по всем 17 специализациям посещают более 41 млн. человек, 50% из которых являются деловыми туристами. Максимальное число посетителей приходится на выставки по трем специализациям. Около 7 млн. человек ежегодно посещают выставки автомобильной тематики, около 5,5 млн. – выставки спортивной и туристской тематики и более 5 млн. человек – выставки товаров народного потребления.[ 18,стр. 40]

Информация о работе Конгрессный туризм