Классификация туристических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Туризм — очень разнообразное явление. Единой общепринятой классификации его видов не существует. В научной литературе встречаются классификации и группировки видов туризма на основании различных критериев (цели путешествия, характер организации туризма, правовой статус, длительность путешествия или пребывания, сезонность, способ передвижения, возраст путешествующего и т. д.).

Оглавление

1. Краткая классификация туристических ресурсов ···························· 2
2. Лечебно-оздоровительный туризм ··············································· 7 2.1. Специфика лечебно-оздоровительного туризма ······················ 7
2.2. Виды лечебно-оздоровительной деятельности ···························· 8
3. Спортивно-оздоровительный туризм ··········································· 9
3.1. Купально-пляжный отдых и туризм ········································· 9
3.2. Подводный туризм ····························································· 10
3.3. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых и туризм ········ 10
3.4. Маршрутный туризм ·························································· 11
3.5. рыболовный туризм ···························································· 12
3.6. Охотничий туризм ····························································· 12
3.7. Горнолыжный туризм ························································· 13
3.8. Альпинизм ······································································· 14
3.9. Спелеотуризм ··················································································· 14
4. Познавательный и развлекательный туризм ······································· 15
4.2. Развлекательный туризм ································································· 16
5. Событийный туризм ············································································· 17
5.1. Международные выставки и ярмарки ············································ 17
5.2. Спортивный событийный туризм ··················································· 17
5.3. Фестивальный туризм ······································································ 18
5.4. Конгрессный туризм ······································································· 19
6. Религиозный туризм ············································································· 20
7. Круизный туризм ················································································· 22
7.1. Классификация морских круизов ··················································· 23
7.2. География круизного туризма ························································ 23
8. Деловой и инсентив-туризм ································································· 24
9. Экологический туризм ········································································· 25
10. Список дитературы ············································································ 27

Файлы: 1 файл

Класификация туристических ресурсов.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

    Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон). 

    В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж — паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Лишь приверженцы ислама имеют право посещать самый священный из всех городов. Здесь находится храм Кааба. Храм Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Медина (Саудовская Аравия) — второй по значению священный город мусульман, куда они совершают паломничество (место захоронения Мухаммеда). 

    В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Одно из культовых мест в буддизме — город Лхаса на Тибете. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы — духовного главы буддистов. Дворец Потала — 13-этажное здание, возведенное в XVII веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами. Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды — храм Борободур (что означает «много будд») находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды — самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.

    В южной Азии располагается обширный ареал индуизма — религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона — Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.

    В географии религиозного туризма  имеются некоторые особенности.

    Во-первых, активная зона циркуляции паломников включает, прежде всего, большую часть  Западной и Южной Европы, Северной Африки, Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию. Значительные районы мира, например, страны Латинской Америки или Африки международным паломничеством в силу ряда социально-исторических причин почти не охвачены.

    Во-вторых, основные религиозные потоки тянутся с запада на восток, что объясняется широтным распространением зоны стран развитого паломничества.

    В-третьих, зона христианско-католического паломничества локальна, компактна и имеет лучшие условия для путешествий в сравнении с зонами паломничества других конфессий. Значительная часть католических центров посещается не только с религиозными, но и с образовательно-культурными целями в рамках познавательного туризма. Религиозные центры — это еще и памятники архитектуры, живописи, исторические места. Многие религиозные обряды и праздники любых конфессий воспринимаются туристами как культура народа, интересная форма фольклора и охотно ими посещаются.

    В последние десятилетия вырос интерес к традиционным восточным религиям — конфуцианству, даосизму, буддизму. Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов — теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство. Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.

    7. Круизный туризм

    Круиз представляет собой туристскую поездку на борту специального пассажирского судна. Первоначально под круизом понимали морское путешествие на одном и том же судне по замкнутому маршруту с остановками в портах представляющих интерес, иногда с кратковременными радиальными экскурсиями во внутренние районы. Позже к категории круизов стали относить и путешествия по рекам.

    7.1. Классификация морских круизов Морские круизные маршруты различаются по особенностям их организации. Различают: - кольцевые маршруты в определенном бассейне, например, Средиземного моря, с заходом в 8-12 портов различных приморских стран и популярных морских курортов; - маршруты open jaw, например, вокруг Европы, Скандинавии и другие, когда туристы следуют только в один конец маршрута; - кратковременные выходы в море на 2-3 дня. Нередко такие рейсы используются для специальных целей, например, для организации игорного бизнеса.

    7.2. География круизного туризма

    По географии активной круизной деятельностью выделяются Карибский бассейн (Мексиканский залив, Карибское море и Панамский канал), бассейн Средиземного моря (старейший круизный район мира), круизы вокруг Скандинавии с заходом в глубокие норвежские фьорды, круизы вокруг Европы с посещением столичных городов, круизы в Балтийском море, продолжительные круизы из Северной Америки вокруг мыса Доброй Надежды в Индийский океан и далее в Юго-Восточную Азию и Австралию, круизы в Океании и Австралии.

    Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, выделяются Майами (США), Акапулько (Мексика), Генуя (Италия), Сингапур, Дубай (ОАЭ), Ванкувер (Канада), Гонолулу (Гавайские острова, США).

    Появились круизные маршруты в высоких широтах. Так на Аляске обслуживают до 400 тыс. круизных туристов в год. Наиболее экзотичными являются круизы в Арктике и Антарктике. На атомоходах «Россия» и «Ямал» из Мурманска регулярно осуществляется туристический маршрут к Северному полюсу. Маршрут проходит из Мурманска через Землю Франца Иосифа, на Северный полюс и далее возвращается с остановкой на северной и южной оконечности островов Северная Земля — обратно в Мурманск. На Северном полюсе туристам организуется дневная стоянка и широкий ассортимент развлечений, вплоть до купания в полынье. Несмотря на стоимость от 15 тыс. долл. и выше, спрос на круиз очень высок. Популярны круизы к ледникам Гренландии и Исландии. В Антарктике туристы с круизных лайнеров на вертолете или катере посещают побережье Антарктиды. Для подобных круизов используются российские научно-исследовательские суда («Академик Иоффе»). Во время круизов осуществляют спуски на большие глубины в специальных аппаратах. Наиболее известный пример этого — осмотр туристами затонувшего «Титаника».

    Ведущими странами круизного туризма являются США, Великобритания, Норвегия, Италия, Франция. Основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55 %) и значительно меньше на Средиземноморский (10 %). Но высокая комфортабельность круизного отдыха делает его дорогим и поэтому малодоступным для россиян. Россия имеет неплохой круизный флот, но в настоящее время он преимущественно фрахтуется иностранными кампаниями.

    Также круизный туризм должен быть обеспечен качественным портовым хозяйством. Низкий уровень портового хозяйства и сервиса ограничивает посещение иностранными туристскими лайнерами российских портов.

    Речные круизы, в отличие от морских, менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор. Наибольшее развитие речные круизы получили в Европе, где имеется протяженная судоходная сеть водных путей. Наиболее популярные маршруты речных круизов проходят по Сене, Эльбе, Дунаю (через семь стран), Рейну (и его притокам). Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее следуют Великобритания, Нидерланды, Швейцария, Австрия.

    8. Деловой и инсентив-туризм

    Деловой туризм — поездки людей, чаще всего бизнесменов и государственных служащих с деловыми целями: подписания договоров, контрактов, проведения переговоров, консультации, обмен опытом и т. д. Нередко к деловому туризму относят так же поездки на съезды, конгрессы, конференции, ярмарки и выставки (событийный туризм). Туры, ориентированные на посещение деловыми туристами различного рода мероприятий — конгрессов, семинаров, выставок — получили название интенсив-туры.

    В деловом туризме заняты люди хорошо обеспеченные, тратящие много денег на транспорт, дорогие номера в отелях, на сувениры и покупки, экскурсии и др. Необходимо отметить, что деловые туристы всегда открывают новое туристическое направление. Для нетуристских стран доля лиц, въезжающих с деловыми целями, составляет до 70-75 %, в развитых в туристском отношении странах 10-15 % и меньше, а в целом по миру достигла 20 %, что составляет более 100 млн прибытий со служебными целями. Основная их часть падает на Европу, Северную Америку и Юго-Восточную Азию Шопинг всегда присутствовал в туризме, но до последнего времени как самостоятельный вид туризма не выделялся, так имел второстепенное значение в туристских поездках. С развалом мировой системы социализма, открытием границ, упадком национальных экономик и обнищанием населения бывших социалистических стран значительная часть туристов стала выезжать исключительно с коммерческой целью.

    В отличие от западноевропейских стран, где поездки с целью покупок в соседнюю страну осуществлялись в индивидуальном порядке, в бывших соцстранах, в связи с сохранением пограничных и таможенных формальностей, коммерческий туризм стал носить преимущественно организованный порядок и осуществлялся через туристские фирмы.

    9. Экологический туризм

    Экологический туризм (или экотуризм) — это особая форма путешествий, в которых отдых на природе сочетается с познанием ее объектов и явлений. Термин экотуризм был предложен мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллос-Ласкурьей в 1980-е гг., когда в приоритетах туристов наметились явные перемены. Вместо жаркого солнца все чаще предпочтение стало отдаваться тенистым лесам, а вместо больших городов — поселениями традиционных народностей.

    Экологический туризм — особый сектор туристкой отрасли, который, по оценкам, охватывает около 12 % туристского рынка при темпах роста в 2-3 раза превышающих темпы роста всей индустрии туризма. Ежегодно на нужды экотуризма производится товаров и услуг на сумму 55 млрд долларов, что составляет 25 % международной торговли в сфере услуг и 12 % валового мирового продукта.

    В основу развития экологического туризма положены три главных принципа. Первый — часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; второй — обязательным является соблюдение в путешествии природоохранных требований, которые формулируются в специальных законах; третий — туристская экологическая поездка совершается с исследовательскими и познавательными целями. Таким образом, одной из важнейших характеристик экологического туризма является экологическое просвещение. Выделяют несколько разновидностей экологического туризма.

    Научный экотуризм — позволяет получать информацию об удаленных и малоизученных районах. Она используется в научных исследованиях, а также при планировании развития и организации самого экологического туризма. Чисто научным экотуризмом занята небольшая часть туристов. В последнее время в научных полевых исследованиях, не требующих высокой квалификации, все чаще стала использоваться помощь обыкновенных туристов-добровольцев.

    Познавательный экотуризм. Каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного, как и научного, экотуризма становятся отдельные наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, такие как, например, слоны, львы, другие крупные виды хищников и копытных в Восточной Африке и Азии.

    Рекреационный экотуризм позволяет помимо познавательного, реализовать рекреационный элемент экотуризма, который включает спортивный туризм, альпинизм, лыжные, конные, водные и пешие походы и другие виды активного и пассивного отдыха. В развитии рекреационного экотуризма большую роль играют такие природные объекты как горы, каньоны, пещеры, реки, озера.

    Все большее распространение получает агротуризм (или агроэкотуризм) — туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на хуторах и фермах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы и США. География экологического туризма характеризуется определенным своеобразием. Если традиционные туристские потоки в международном туризме направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих туристов стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Здесь среди лидеров — Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, Бразилия, Филиппины, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. Практически каждая страна имеет возможности для организации экологических путешествий. В развитых странах Европы и Америки экотуристы очень часто путешествуют по своим странам. И самыми популярными для посещений туристскими объектами в этих странах стали национальные парки. Некоторые из них настолько популярны, что посещение их приходится заказывать заранее.

Информация о работе Классификация туристических ресурсов