Классификация туристических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Туризм — очень разнообразное явление. Единой общепринятой классификации его видов не существует. В научной литературе встречаются классификации и группировки видов туризма на основании различных критериев (цели путешествия, характер организации туризма, правовой статус, длительность путешествия или пребывания, сезонность, способ передвижения, возраст путешествующего и т. д.).

Оглавление

1. Краткая классификация туристических ресурсов ···························· 2
2. Лечебно-оздоровительный туризм ··············································· 7 2.1. Специфика лечебно-оздоровительного туризма ······················ 7
2.2. Виды лечебно-оздоровительной деятельности ···························· 8
3. Спортивно-оздоровительный туризм ··········································· 9
3.1. Купально-пляжный отдых и туризм ········································· 9
3.2. Подводный туризм ····························································· 10
3.3. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых и туризм ········ 10
3.4. Маршрутный туризм ·························································· 11
3.5. рыболовный туризм ···························································· 12
3.6. Охотничий туризм ····························································· 12
3.7. Горнолыжный туризм ························································· 13
3.8. Альпинизм ······································································· 14
3.9. Спелеотуризм ··················································································· 14
4. Познавательный и развлекательный туризм ······································· 15
4.2. Развлекательный туризм ································································· 16
5. Событийный туризм ············································································· 17
5.1. Международные выставки и ярмарки ············································ 17
5.2. Спортивный событийный туризм ··················································· 17
5.3. Фестивальный туризм ······································································ 18
5.4. Конгрессный туризм ······································································· 19
6. Религиозный туризм ············································································· 20
7. Круизный туризм ················································································· 22
7.1. Классификация морских круизов ··················································· 23
7.2. География круизного туризма ························································ 23
8. Деловой и инсентив-туризм ································································· 24
9. Экологический туризм ········································································· 25
10. Список дитературы ············································································ 27

Файлы: 1 файл

Класификация туристических ресурсов.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

    Объектами просветительных экскурсий становятся «чудеса», созданные человеком, демонстрирующие достижения технического прогресса. Например, знаменитая башня, творение А. Г. Эйфеля, украшающая Париж с 1889 г. Эйфелева башня — самый посещаемый объект в мире (6,1 млн человек в 2001 г.).

    Одним из популярных направлений познавательного туризма является этнографический туризм — посещение мест традиционного проживания аборигенов. Великолепные условия для этнографического туризма имеются в странах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, Австралазии, Океании, в северных и восточных районах России. Наиболее успешно этнографические путешествия развиваются в США, где культура американских индейцев стала неотъемлемой частью индустрии туризма. Растет интерес и к познанию природных объектов. К таковым можно отнести редкие и интересные явления (объекты) природы: водопады, пещеры, гейзеры, лежбища котиков, птичьи базары.

    Познавательный туризм тесно смыкается с экологическим, так как главная цель посещения ненарушенных человеком территорий — познание природы. Посещение природных объектов предъявляет особые требования к туристской инфраструктуре. Например, гейзеры должны быть огорожены леерами, проложены тропинки с настилами и т.д.

    4.1. Развлекательный туризм

    Как правило, любой туристской поездке  присущи развлечения. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, острыми ощущениями и положительными эмоциями. Отдых в сочетании с развлечениями преобладает среди других целей путешествий и формирует наиболее массовые туристские потоки в мире. Они зарождаются в странах Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и одновременно тяготеют к этим же регионам. Центрами развлечений все чаще становятся курортные районы, привлекающие тысячи людей для отдыха и лечения. Всемирно известными центрами развлекательного туризма стали города-курорты Майами, Монте-Карло, Сан-Диего.

    Развлечения в туристской поездке могут быть связаны с посещением различных мероприятий (спортивные состязания, фестивали, конкурсы, шоу, карнавалы) и учреждений (магазины, бассейны, кинотеатры, тематические парки и парки аттракционов, казино). В настоящее время развлечения превратилось в мировую индустрию с огромными, быстро растущими доходами.

    Особое место в этой индустрии занимают тематические парки. Идея тематических парков зародилась в Европе еще в конце ХIХ в. На Всемирной выставке в Брюсселе впервые появился уголок аттракционов (от франц. Attraction — «притяжение») — карусели, колесо обозрения. Немного позднее в Париже появился первый в мире аттракцион на литературной основе — «Из пушки на Луну». Посетители по одному залезали в тесный «космический аппарат», их окутывал дым, а потом за иллюминатором появлялся лунный пейзаж. Вместе с каруселями, расположенными по соседству, это стали называть Луна-парком. Европейские тематические парки принимают в год около 60 млн гостей (доходы — 1,8 млрд долл.). За год Европейский Диснейленд принимает посетителей в 2 раза больше, чем Лувр и Эйфелева башня. 

    5. Событийный туризм

    Туристические потоки часто определяются такими специальными мероприятиями как международные выставки, ярмарки, совещания, конференции, конгрессы, спортивные мероприятия, конкурсы, фестивали, посещение которых и составляет суть событийного туризма.

    5.1. Международные выставки  и ярмарки

    Международные выставки и ярмарки являются своеобразным смотром достижений в важнейших областях человеческой деятельности. Основные функции международных выставок и ярмарок — распространение мировой культуры, обмен научно-технической информацией, реклама продукции и расширение внешнеторговых связей. Многие выставки и ярмарки проводится систематически в одно и то же время, а иногда и два раза в год. Самое популярное время для подобных мероприятий — весна и осень, что позволяет расширить туристский сезон. Продолжительность выставки или ярмарки составляет обычно 2 недели. За это время их посещают от десятков тысяч до нескольких миллионов человек.

    Статусом  «выставочных» и «ярмарочных» городов обладают, прежде всего, столичные и крупнейшие города, в которых значителен собственный потенциал посетителей (жителей города) и бывает много иностранных туристов. Очень часто такие мероприятия организуют в приморских городах, которые включаются в программу посещений круизного туризма. Около 80% выставочных мероприятий приходится на страны западной Европы и Северной Америки. Особенно много их проводится на территории США, Франции, Германии и Великобритании.

    Выставки и ярмарки организуются чаще всего для демонстрации достижений науки и техники, промышленного и сельскохозяйственного производства. С конца XIX в. столетия регулярно проводятся Всемирные выставки, на которых демонстрируются достижения человечества в разных сферах. В последние три десятилетия в связи с бурным развитием международного туризма все чаще проводят туристские выставки и ярмарки с целью ознакомления с туристской продукцией различных фирм, заключения коммерческих сделок и договоров, установления деловых контактов, обмена информацией, рекламы. Число подобных мероприятий постоянно растет.

    5.2. Спортивный событийный туризм

    Международные спортивные состязания (Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов, универсиады) привлекают миллионы людей. И даже развитие современных систем связи и телевидения не уменьшают потока туристов, отправляющихся в другие страны с целью лично поучаствовать в спортивном празднике и поддержать команду своей страны. Можно считать, что посещение спортивных состязаний — один из древнейших видов путешествий.

    В современном потоке спортивного  событийного туризма спортсмены и сопровождающие их лица составляют незначительную часть, в основном они представлены болельщиками. Например, на матчах футбольных чемпионатов Европы присутствуют до нескольких десятков тысяч болельщиков команды прибывшей из другой страны. Поездки на спортивные мероприятия, как правило, кратковременны и не сопровождаются большими денежными тратами в расчете на одного туриста, но в связи с массовостью дают соответствующей стране немалый туристский доход.

    Среди всех спортивных мероприятий по размеру туристских потоков и доходов выделяются зимние и особенно летние Олимпийские игры. Олимпийские игры в Древней Греции проводились с 766 года до нашей эры и привлекали множество зрителей из разных частей Эллады. Притягательную силу для туристов имеют также Королевская регата в Лондоне, проводимая ежегодно по р. Темзе с 1839 г. (пять дней захватывающих гонок обходятся устроителям в 1,2 млн дол.), крупнейшие в Европе гонки на яхтах по Женевскому озеру (Швейцария), турниры Большого Шлема (самые престижные игры в большом теннисе, проводимые в Мельбурне, Уимблдоне, Мюнхене и Париже), чемпионаты мира по футболу и фигурному катанию, Формула-1 (самые значительные соревнования в мире автоспорта).

    5.3. Фестивальный туризм

    По роли и месту в туризме спортивным мероприятиям аналогичны различные театральные: карнавалы, фестивали (французское слово от латинского festivus — праздничный), национальные праздники, конкурсы песни и красоты. К числу известнейших событий в современной культурной жизни относится Эдинбургский фестиваль. В Эдинбург (Великобритания) съезжаются лучшие в мире оперные, балетные и театральные коллективы, а также различные фольклорные ансамбли. Сюда же стекаются и поклонники вечного искусства. Среди любителей классической музыки популярностью пользуются международные фестивали в Сантандере (Испания; проводится уже 50 лет) и Люцерне (Швейцария). Важнейшими событиями в мире творчества стали фестивали киноискусства. Они традиционно проводятся в Каннах (Франция), Венеции (первый в мире международный кинофестиваль в 1932 г.), Берлине, Токио, Москве, Каире (крупнейший кинофестиваль в арабском мире).

    Но поистине мировой славой пользуются карнавалы. Происхождение карнавалов берет начало от церемонии в честь древнеегипетского бога Осириса. Происхождение слова «карнавал» (с итальянского carne vale — прощай мясо) связано с праздником чревоугодия накануне 40-дневного христианского поста перед Пасхой, когда можно есть мясо, пить вино и веселиться.

    Карнавалы исторически подразумевают раскрепощение в развлечениях и сексе. Отсюда идет широкое распространение на карнавалах маскарадов — мужчины и женщины надевают причудливые костюмы и маски, стремясь быть привлекательными и не узнанными. Высокая эстетичность, а часто и экзотичность карнавалов привлекают множество туристов. Многие из них проводятся регулярно в определенные сроки, к которым и приурочиваются многочисленные туристические поездки. Примерами могут служить знаменитые карнавалы в Бразилии, карнавалы и маскарады в Италии.

    Самое известное фестивальное мероприятие  мира — Бразильский карнавал. Этот национальный праздник олицетворяет особый дух и стиль жизни уникальной страны. Зарождение бразильского карнавала относится к 1641 г., когда губернатор Рио-де-Жанейро объявил целую неделю всенародным праздником в честь коронации короля Португалии. В настоящее время карнавал проводится в феврале, официально в течение 4 дней, а фактически — неделю и больше. Улицы и площади всех городов заполнены парадами и шествиями, танцующими и веселящимися людьми в разнообразных ярких и фантастических костюмах в независимости от их национальности, положения, возраста и пола.

    5.4. Конгрессный туризм

    Интернационализация хозяйственной и культурной жизни проявляется в расширении контактов между специалистами разных направлений и проведении многочисленных конгрессов, съездов, совещаний, симпозиумов, конференций. В 30-е годы ХХ в. в мире проводилось ежегодно около 200 международных конференций. В настоящее время число подобных мероприятий перевалило за 8 тысяч в год, а число участников — за 10 млн (примерно 1,5 % от общемирового туристического потока). Наибольшее число участников международных конгрессов, конференций, совещаний дают развитые страны, преуспевающие в науке, технике, бизнесе; для них потребность в обмене информацией проявляется особенно ярко.

    Однако география конгрессных центров неуклонно расширяется. Центрами конгрессного туризма становятся города, отвечающие следующим требованиям: выгодное географическое положение, удобное транспортное сообщение, высокое качество индустрии гостеприимства, наличие необходимых помещений для заседаний, лидерство или значимость в определенном виде человеческой деятельности (науки, культуре, бизнесе и пр.), архитектурная привлекательность, наличие в самом городе или вблизи него экскурсионных объектов. Как правило, таким условиям отвечают крупные города (часто столичные), поэтому они и стали важнейшими центрами проведения конгрессов. Конгрессы часто проводят в научных, университетских, культурных и индустриальных центрах, курортах. Международные встречи проходят в отелях, театрах, концертных залах, университетах. В 80-е годы, когда наметилась тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности, возникла и получила широкое распространение американская модель центра съездов. Это — специальные здания, состоящие из больших залов, которые могут быть использованы под выставки и одновременно рассчитаны на прием участников конференций.

    В последние голы международные мероприятия все чаще проводятся в зданиях, имеющих историческое значение, в замках; пользуются популярностью конгрессы на борту судов.

    6. Религиозный туризм

    Религиозный туризм развивается в нескольких формах: паломничество, экскурсионный туризм религиозной тематики, научный туризм с религиоведческими целями и миссионерство.

    Паломничество — это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий.

    К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним. История религиозного туризма исчисляется тысячами лет. В настоящее время религиозная мотивация оказывает большое влияние на развитие туризма. Свыше 200 млн чел. ежегодно совершают паломничество. При этом около 150 млн чел. в этом потоке составляют христиане. Каждая религия имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религиозный район — центры паломничества мирового значения. В них собираются потоки паломников со всего света.

    Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий — иудаизма, христианства и ислама.

    Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они  совершают паломничество: священным считается весь город. Но любой верующий обязательно помолится у Стены Плача.

    Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям — Голгофе, Камню Миропомазания.

    Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Отсюда обилие Соборов Девы Марии (Сбор Нотр Дам). Две трети святых мест в Европе посвящены ей. Один из них — Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева.

Информация о работе Классификация туристических ресурсов