Классификация туристических ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Туризм — очень разнообразное явление. Единой общепринятой классификации его видов не существует. В научной литературе встречаются классификации и группировки видов туризма на основании различных критериев (цели путешествия, характер организации туризма, правовой статус, длительность путешествия или пребывания, сезонность, способ передвижения, возраст путешествующего и т. д.).

Оглавление

1. Краткая классификация туристических ресурсов ···························· 2
2. Лечебно-оздоровительный туризм ··············································· 7 2.1. Специфика лечебно-оздоровительного туризма ······················ 7
2.2. Виды лечебно-оздоровительной деятельности ···························· 8
3. Спортивно-оздоровительный туризм ··········································· 9
3.1. Купально-пляжный отдых и туризм ········································· 9
3.2. Подводный туризм ····························································· 10
3.3. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых и туризм ········ 10
3.4. Маршрутный туризм ·························································· 11
3.5. рыболовный туризм ···························································· 12
3.6. Охотничий туризм ····························································· 12
3.7. Горнолыжный туризм ························································· 13
3.8. Альпинизм ······································································· 14
3.9. Спелеотуризм ··················································································· 14
4. Познавательный и развлекательный туризм ······································· 15
4.2. Развлекательный туризм ································································· 16
5. Событийный туризм ············································································· 17
5.1. Международные выставки и ярмарки ············································ 17
5.2. Спортивный событийный туризм ··················································· 17
5.3. Фестивальный туризм ······································································ 18
5.4. Конгрессный туризм ······································································· 19
6. Религиозный туризм ············································································· 20
7. Круизный туризм ················································································· 22
7.1. Классификация морских круизов ··················································· 23
7.2. География круизного туризма ························································ 23
8. Деловой и инсентив-туризм ································································· 24
9. Экологический туризм ········································································· 25
10. Список дитературы ············································································ 27

Файлы: 1 файл

Класификация туристических ресурсов.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

    Как правило, при организованной промыслово-прогулочной рекреации объем сбора даров природы незначителен, а в целом по миру данный вид туризма имеет в большинстве случаев подчиненное значение, обычно сопровождая другие виды.

    3.4. Маршрутный туризм

    Маршрутный туризм может быть спортивным (квалификационным) и любительским (оздоровительным).

    Спортивный туризм подразумевает походы по маршрутам определенной категории сложности с целью повышения туристического мастерства, проверки своих физических, психических сил и выносливости, выполнения спортивных квалификационных норм. Первоначально маршрутный туризм насчитывал 4 вида: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, со временем к ним добавились мото- и автотуризм. По характеру преодолеваемых препятствий чаще всего маршрутный туризм подразделяется на равнинный и горный.

    Горный  туризм более привлекателен из-за высокой эстетичности горных пейзажей, а также тем, что связан с большими трудностями, опасностями и физическими нагрузками.

    Большое развитие получил водный туризм — походы по рекам, озерам, морям на туристских судах. Среди спортсменов и любителей особенно популярны сплавы по рекам на байдарках, надувных лодках, катамаранах, плотах и других плавсредствах. Сплав на плотах различной конструкции по сложным горным рекам называется рафтинг. Водный туризм включает в себя также: водно-моторные прогулки и маршруты, гребной (байдарки, каноэ и др. суда), водно-лыжный и парусный спорт. Как правило, эти виды отдыха и туризма сочетаются с купально-пляжным туризмом и рыбалкой. Водно-моторный транспорт играет значительную роль в пригородной и местной рекреации для прогулочного, промыслово-прогулочного, рыболовного и охотничьего отдыха и туризма. Маршрутный туризм распространен повсеместно, не концентрируясь в пределах каких-то регионов и стран.

    Конечно, большей популярностью пользуются территории, мало освоенные человеком, отдаленные от больших, шумных городов. Среди увлекающихся походами очень много самодеятельных туристов.

    3.5. Рыболовный туризм

    Очень популярен рыболовный туризм. Различают  речной, озерный и морской рыболовный туризм. В пресных водах популярными и престижными объектами лова являются рыбы, обитающие в чистых и быстрых реках — форель, хариус, ленок, таймень. Рыбалка на них (особенно на тайменя) привлекает не только местное население, но и зарубежных туристов.

    Организация рыболовных туров для иностранцев  обычно отличается экологичностью. Потому, что пойманная рыба, после взвешивания, обмеривания, и фотографирования удачливого рыбака с добычей, чаще всего отпускается обратно в водоем. Нередко, одну и ту же рыбу вытаскивают из воды несколько раз. Конечно, чтобы не нанести вреда рыбе используют специальные рыболовные крючки.

    Рыбалка — это не только отдых, хобби, промысел, но еще и спорт. Во многих районах мира проводят соревнования рыболовов, в том числе чемпионаты мира.

    В высоких широтах большой популярностью пользуется подледная рыбная ловля. Так, в Канаде ежегодно проводятся чемпионаты по подледному лову.

    В некоторых случаях рыболовный туризм принимает необычные формы. Например, в китайских городах можно за плату порыбачить в бассейнах и аквариумах, расположенных в парках или даже в зданиях.

    3.6. Охотничий туризм

    Охотничий туризм очень разнообразное явление. Для значительной части охотников-любителей основная цель охоты — это прогулка по лесу, а не трофей. Такие виды туризма как фото-, кино- или видео-охота относятся не только к спортивно-оздоровительной, но и познавательной рекреации. В тоже время охотничий трофейный туризм все больше регламентируется в связи с проблемами охраны животного мира. В большинстве стран мира на основные объекты охоты существуют лицензии, ограничивающие количество и виды трофеев, а также сроки охоты.

    В развитых странах, имеющих низкую лесистость, многих животных специально подкармливают или разводят для охоты. Благодаря этому многие лесные массивы Европы и США, несмотря на небольшие размеры и высокую посещаемость туристами, имеют плотность животных выше чем, например, в естественных лесах России. Охотничий туризм — один из самых дорогих видов как по стоимости экипировки, так по ценам на предоставляемые услуги.

    Средняя стоимость обслуживания одного дня  туриста-охотника составляет примерно 200 дол., несмотря на нередко спартанские условия быта. Стоимость лицензии на отстрел животного, в зависимости от объекта охоты, составляет от первых сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Особенно дороги сафари в Африке (Кения, Танзания, ЮАР). Нередко, как при африканском сафари, объектами охоты служат охраняемые животные. В определенной степени это оправдано, так как приносит средства, необходимые для охраны животных от браконьеров, ущерб от которых значительно больше, чем от охоты.

    3.7. Горнолыжный туризм

    Горнолыжный туризм в последние три десятилетия развивается очень быстро. Привлекательность горнолыжного туризма обусловлена тем, что это единственный массовый вид спорта и отдыха в зимнее время. К тому же зимний горный пейзаж отличается высокой эстетичностью, также как и сам спуск по трассе ярко экипированных лыжников.

    Заниматься  горнолыжным туризмом в настоящее  время стало модным. Горнолыжный  туризм и отдых включает катание  на лыжах, слалом, прыжки с трамплина, фристайл, сноуборд, фрирайд и горнолыжные  походы. Наиболее подходят для развития массового горнолыжного туризма территории, обладающие определенными природными условиями.

    Современные горнолыжные центры оборудованы лыжными трассами, трамплинами и подъемниками. В штат горнолыжных курортов входят инструкторы, спасатели, служба предупреждения лавин, врачи. Горнолыжный туризм относится к дорогим видам туризма из-за высокой стоимости лыжного снаряжения и обслуживания отдыха (проживание — 300-1000 дол. в неделю, прокат снаряжения — 150-200 дол. в неделю, кроме того оплачивается пользование канатной дорогой, есть и другие статьи расходов, сопровождающие любого путешественника — сувениры, дискотеки, магазины, бары).

    Родиной горнолыжного спорта являются Альпы. В  начале ХХ в. в Сан-Антоне (Австрия), ныне известном горнолыжном курорте, был осуществлен первый спуск по горному склону. Альпийские трассы и поныне остаются самыми популярными среди горнолыжников. Лучшие альпийские горнолыжные курорты: Шамони, Валь д’Изер (Франция), Давос, Санкт-Мориц (Швейцария), Инсбрук, Сан-Антон (Австрия), Кортина-д’Ампеццо, Курмайор (Италия). Великолепны лыжные курорты в США: курорт Аспен в штате Колорадо назван международными экспертами в 2001 г. лучшим горнолыжным курортом мира, Горнолыжные курорты Канады и Японии посещаются в основном национальными туристами. Япония лидирует среди стран мира по числу любителей горнолыжного спорта (7 млн чел.). Начинают развивать этот вид туризма Китай, Турция и другие страны.

    Стремление  продлить горнолыжный сезон или перенести его на летний период приводит к росту популярности курортов, расположенных в высоких широтах (Норвегия, Финляндия, Аляска) и в южном полушарии, где зимними месяцами являются июнь-август (Чили, Новая Зеландия). Для фрирайда требуются горные территории, не оборудованные лыжными трассами, обилие снега и особая его консистенция, формирующаяся в горах вблизи незамерзающих морей. Лучшим местом для фрирайда считается Аляска, а также Новая Зеландия, Канада, США, в России — Камчатка и курорт Красная Поляна на Кавказе. Горнолыжные курорты часто используют для проведения Зимних Олимпийских игр. Популярность курортов после этого резко возрастает

    3.8. Альпинизм

    Альпинизм — разновидность горного туризма; путешествие, включающее восхождение  на вершины. Это спортивный туризм, требующий от участников хорошей физической подготовки и высокой квалификации. Возникновение альпинизма обычно относят к 1786 г., когда швейцарцы Ж. Бальма и М. Паккар достигли вершины Монблана — высочайшей в Альпах (4807 м). Высочайшую вершину Земли — Эверест (8848 м) — покорили в 1953 г. новозеландец Э. Хиллари и шерп Н. Тенцинг. Поскольку альпинизм связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, массовость его не высока. Начинающих альпинистов готовят в альпинистских лагерях, где проводят также тренировочные сборы, слеты, соревнования.

    Альпинистские лагеря бывают как временные палаточного типа, так и стационарные с летними домиками или капитальными строениями. Нередко в летний сезон используются пустующие горнолыжные базы и курорты. Альплагеря создают при проведении альпиниад — массовых восхождений альпинистов на несложные вершины.

    Разновидностью альпинизма можно считать скалолазание. Оно представляет передвижение по крутому (вплоть до отвесного) скальному грунту, как с использованием различного снаряжения, так и без него, или только со страховочными средствами. Зародилось скалолазание в Швейцарии в середине XIX в. и получило широкий размах в отличие от альпинизма. Среди скалолазов проводятся тренировочные сборы, показательные выступления, соревнования. На скалистых морских побережьях и на горных курортах скалолазание является своеобразным шоу, собирающим большое количество зрителей из числа отдыхающих и туристов. Скалолазание развито практически во всех регионах мира, где есть горы или отдельные скалы.

    3.9. Спелеотуризм

    Спелеотуризм (от греч. spelaion — пещера) — посещение пещер. В зависимости от их сложности спелеотуризм может быть экскурсионным, любительским и спортивным. Спортивный спелеотуризм подразумевает прохождение или первопрохождение технически сложных пещер, требующих для их преодоления профессиональной подготовки. Сложность подземных маршрутов обусловлена разнообразием рельефа пещеры (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и озера), отсутствием света, низкими температурами при высокой влажности воздуха (до 100 %). Нередко для путешествия в пещерах требуются навыки пешего туризма, скалолазания, ныряния с аквалангом. Спортивный спелеотуризм обычно сопровождается научным изучением пещер или составлением плана подземных ходов.

    Любительский спелеотуризм характеризуется посещением более простых и безопасных пещер, он широко распространен в местном туризме, играет существенную роль в краеведении. В познавательном экскурсионном туризме используются пещеры, имеющие хорошую транспортную доступность, просторные вход и внутренние помещения.

    Для массового посещения пещеры специально оборудуют: расчищают вход и внутренние проходы, прокладывают тропинки (настилы), протягивают ограждения вблизи опасных или природоохранных мест, проводят свет, иногда устанавливают скульптурные группы сказочных персонажей, богов, животных, первобытных людей, сценки исторических или легендарных событий.

    Многие  пещеры интересны тем, что в прошлом  служили стоянками древних людей. Использовались пещеры и как культовые  места, известны целые пещерные храмы (Индия, Турция, Китай Самые известные пещеры находятся в Альпах. Так вторая по глубине пещера мира — Лампрехтсофенлох, уходящая вглубь земли на 1634 м расположена в Австрии. Третья по глубине пещера и одна из самых известных в мире — Жан-Бернар — находится во французских Альпах (глубина 1602 м).

    4. Познавательный и  развлекательный  туризм

    Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.

    Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В чистом виде познавательный туризм обычно краткосрочен, имеет продолжительность от одиночной экскурсии до 5—7 дней. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства. Познавательный туризм концентрируется преимущественно в городах с богатой историей. Наиболее известные культурно-исторические центры сосредоточены в Европе и Азии — Париж, Рим, Венеция, Флоренция, Лондон, Прага, Иерусалим, Пекин.

    Европейские музеи — настоящие сокровищницы искусства. Среди наиболее известных и посещаемых: Лувр (Париж), Национальная галерея (Лондон), Эрмитаж (Петербург), Прадо (Мадрид), Национальная галерея (Берлин), Галерея Уффици (Флоренция), Художественно-исторический музей (Вена). Каждый год в мире появляются новые музеи, нередко с весьма экзотичными экспонатами.

Информация о работе Классификация туристических ресурсов