Экскурсия по городу Петропавловску

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальностью данной работы является большой потенциал города Петропавловска для совершения обзорных экскурсий.Цель данной работы – составление обзорной экскурсии по городу Петоропавловск, как региона с хорошо сохранившимися, уникальными памятниками истории и архитектуры. Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих взаимосвязанных задач:
1.изучение теоретического аспекта обзорной экскурсии
2.рассмотрение достопримечательностей города Петропавловск
3.составление обзорной экскурсии по Петропавловску

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Введение 

       Петропавловск – город в Казахстане, столица Северо-Казахстанской области. Петропавловск является образовательным и культурным центром Северного Казахстана.

       В настоящее время Петропавловск - крупнейший железнодорожный и автодорожный узел, красивый, зеленый город, готовый принять гостей и показать свои городские и окрестные красоты.

       Обзорная  экскурсия позволяет ознакомиться со всеми аспектами города, его историей, уникальными догстопримечательностями.

         Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют обзорной экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека. 
Любая форма культурно-просветительной работы имеет свои отличительные признаки. Основной признак экскурсии - высокая степень наглядности.

       Исходя  из этого можно сказать, что актуальностью  данной работы является большой потенциал  города Петропавловска для совершения обзорных экскурсий.

       Цель  данной работы – составление обзорной экскурсии по городу Петоропавловск, как региона с хорошо сохранившимися, уникальными памятниками истории  и архитектуры. Достижение поставленной цели предполагает рассмотрение следующих  взаимосвязанных задач:

  1. изучение теоретического аспекта обзорной экскурсии
  2. рассмотрение достопримечательностей города Петропавловск
  3. составление обзорной экскурсии по Петропавловску

       Практическая  значимость данной работы в том, что  экскурсия может использоваться как студентами учебных заведений, так и сотрудниками фирмы, экскурсоводами. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ 

       Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной  деятельностью (например, в домах  отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

       а) по содержанию;

       б) по составу  и количеству участников;

       в) по месту  проведения;

       г) по способу  передвижения;

       д) по продолжительности;

       е) по форме  проведения.

       Каждая  группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

       По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

       Обзорные  экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

       В обзорных экскурсиях события излагаются крупным  планом. Это дает общее представление  о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические  рамки такой экскурсии - время  существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

       Обзорные  экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них  формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€  их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

       Каждая  экскурсия должна иметь свою четко  определенную тему. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. 

       Подготовка  новой темы содержания экскурсии - это  многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

       Тема  играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется - как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

       Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная  площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.

       Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ  должен "работать" на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут "вторгаться" объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

       Каждая  тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы  должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная  подтема должна восприниматься экскурсантами  не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

       Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части  экскурсии.

       Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

       Многотемье  обзорной экскурсии не дает возможности  достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

       Название  экскурсии - это языковое выражение, в прямой и косвенной форме  обозначающее содержание. Название экскурсии  должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования. 

       У одной  и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия "Москва - столица России" может иметь и другое название: "Москва вечерняя" и др.).   
В работе по подготовке новой экскурсии можно  выделить два основных направления:

       - разработка  новой темы экскурсии (новой  вообще или новой только для  данного экскурсионного учреждения);

       - подготовка начинающего или уже  работающего экскурсовода к проведению  новой для него, но уже ранее  разработанной и проводимой в  данном учреждении экскурсии.

       Первое  направление - процесс создания новой  для экскурсионного учреждения экскурсии.

       Подготовка  новой экскурсии проходит три основных ступени:

       - Предварительная  работа - подбор материалов для  будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний  по данной теме, определение цели  и задач экскурсии). Одновременно  с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.

       - Непосредственная  разработка самой экскурсии включает  в себя: составление экскурсионного  маршрута; обработку фактического  материала; работу над содержанием  экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

       - Заключительная  ступень - прием (защита) экскурсии  на маршруте. Утверждение новой  экскурсии руководителем экскурсионного  учреждения, допуск экскурсоводов,  защитивших свою тему, до работы  на маршруте.

       В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

       Вступление, как правило, состоит из двух частей:

       - организационной  (знакомство с экскурсионной группой  и инструктаж экскурсантов о  правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

       - информационной (краткое сообщение о теме, протяженности  и продолжительности маршрута, времени  отправления и прибытия назад,  санитарных остановках и месте  окончания экскурсии).  

       Основная  часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

       Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

       Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы  она не была перегружена потоком  ненужной туристам информации, чтобы  способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

       В процессе подготовки новой экскурсии можно  выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

       1. Определение  цели и задач экскурсии.

       2. Выбор  темы.

       3. Отбор  литературы и составление библиографии.

Информация о работе Экскурсия по городу Петропавловску