Экономическое воздействие государства на предпринимательскую деятельность туризма и политика развития туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
Возросшая роль туризма в социально-экономической жизни общества объективно обуславливает необходимость более глубокого исследования методологических и теоретических вопросов механизма функционирования этой отрасли. Актуальность исследований эффективности работы турфирм особенно возрастает в современных условиях перехода к рыночным отношениям и рыночным методам управления.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты воздействия государства на предпринимательскую деятельность
1.1 Государственная политика по регулированию деятельности предприятий СКСТ
1.2 Особенности предпринимательской деятельности в сфере СКСТ
1.3 Существующие программы развития туризма в России
2. Перспективы развития туристической фирмы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр.раб..docx

— 204.09 Кб (Скачать)

- налогового и таможенного  регулирования; представления льготных  кредитов, установления налоговых  и таможенных льгот туроператорам  и турагентам, занимающимся туристической  деятельностью на территории  РФ и привлекающим иностранных  граждан для занятия туризмом;

- содействия кадровому  обеспечению туристической деятельности;

- развития научных исследований  в сфере туристической индустрии; 

- содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их  объединений в международных  туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Координацию туристической  деятельности в РФ осуществляет федеральный  орган исполнительной власти в сфере  туризма.

Таким образом, в законе определены принципы, цели и формы государственного регулирования ее. Необходимо, чтобы  сформированные принципы, цели и формы  государственного регулирования столь  же четко исполнялись на практике. Для этого нужны инструкции, подзаконные акты и т.д. Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Туруслуги оказываются, как  известно, в местах представляющих географическую территорию, которую  туристы или рыночный тур, сегмент  выбирают с целью путешествия. Такая  территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким  образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная  рыночная единица.

Распределение муниципальных  задач по оказанию туристических  услуг могут быть при этом следующими. (Таблица 1)

Таблица 1. - Распределение  муниципальных задач по оказанию туристических услуг

Уровень

Задачи

местный уровень

планирование местности  для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия маркетинг (рыночное предложение  местности)

координация работы турфирм  информация для туристов, их сопровождение 

организация досуга туристов организация собраний конгрессов туристов

региональный и 

развитие области, туррегиональное  планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры

межрегиональный уровни

анализ рынка, разработка концепции маркетинга

меры по осуществлению  кооперации и предоставление интересов  в объединенных службах, управлениях

профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга

работа с прессой, с  отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация  услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками


Существует несколько  форм государственного регулирования  туризма, таких как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти.

Правотворчество следует  рассматривать как более широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку  законодательство Российской Федерации  о туристской деятельности состоит  из «Федерального закона, принимаемых  в соответствии с ним федеральных  законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации» [1].

Поддержка субъектов сферы  туризма со стороны органов государственной  власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию  туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких  предприятий в государственных  образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.

Поскольку, как отмечалось выше, регулирование является одной  из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере  туризма. На федеральном уровне таким  органом является Федеральное агентство  по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации  сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.

В любом случае структура  органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере туризма  должна оптимально соответствовать  объему и характеру решаемых этим органом задач. В его составе могут быть несколько отделов, например, отдел маркетинга, отдел планирования и организации туристской деятельности, отдел развития туристской деятельности, общий отдел, а также бухгалтерский отдел.

Система государственного регулирования  туризма наряду с рассмотренным  выше органом исполнительной власти в сфере туризма, являющимся субъектом  регулирования, включает объекты и  средства регулирования. Практическое воздействие государства на сферу  туризма осуществляется через механизм государственного регулирования, базой  которого является система, рассмотренная  выше. Основными элементами этого  механизма являются субъекты регулирования - органы государственной власти (законодательные  и исполнительные) субъектов Федерации, объекты регулирования, а также  формы, методы и средства регулирования.

Регулирование направлено как  на объекты внутренней среды, так  и на объекты внешней среды. Под  внутренней средой следует понимать сферу туризма региона, которая  связана с приемом туристов и  оказанием туристических услуг  местному населению, решившим совершить  путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования  внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда  дестинации, муниципальные образования  и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы  и, наконец, население.

Каждый из перечисленных  объектов имеет свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они в совокупности определяют уровень развития туризма в регионе  и его привлекательность для  туристов. Поэтому в зависимости  от конкретной ситуации, сложившейся  в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.

Рис. 1. - Структура механизма  государственного регулирования туризма  субъектов Федерации

1.2 Особенности предпринимательской  деятельности в сфере СКСТ

 

Сфера СКСТ довольно сильно отличается от других. Это обусловлено  специфичностью предоставляемого продукта (услуги). Особенностью туристического продукта является то, что никогда  нельзя узнать заранее каким он будет, какой результат принесет. Выводы о том качественный он или нет  можно, сделать лишь после его  реализации. Именно поэтому предпринимательская  деятельность в этой сфере довольна сложна и требует огромных затрат времени и сил.

В туристическом бизнесе  существует также ряд обстоятельств, которых невозможно предугадать, что  делает работу в этой сфере более  проблематичной.

Обратимся подробнее к  условиям договора о реализации туристского  продукта, а также обстоятельствам, которые могут помешать реализации туристического продукта.

Реализация туристского  продукта осуществляется на основании  договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и  туристом и (или) иным заказчиком, а  в случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. (Таблица 3) Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе  законодательству о защите прав потребителей.

 

Таблица 3.- Существенные пункты договора о реализации туристского  продукта

Условия договора

полное и сокращенное  наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер  туроператора

размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение

сведения о туристе, а  также об ином заказчике и его  полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом  для реализации туристского продукта

общая цена туристского продукта в рублях

информация о потребительских  свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая  информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке  туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах

права, обязанности и ответственность  сторон

условия изменения и расторжения  договора

сведения о порядке  и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором  условий договора 

сведения о порядке  и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате  страхового возмещения по договору страхования  ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы  по банковской гарантии, а также  информация об основаниях для осуществления  таких выплат по договору страхования  ответственности туроператора и  по банковской гарантии.


Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.

Условия путешествия и  общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения  договора о реализации туристского  продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых  исходили стороны при заключении договора. (Таблица 4)

Таблица 4.- Существенные изменения  обстоятельств 

Обстоятельства

ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке

изменение сроков совершения путешествия

непредвиденный рост транспортных тарифов

невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства)


 

Претензии к качеству туристского  продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в  письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

 

1.3 Существующие программы  развития туризма в России

 

В России существует огромное множество по развитию туризма, как  в целом по стране, так и в  каждом субъекте Федерации. Вот только некоторые из них.

1) Программа развития туризма в г. Казань (2010-2015).

Основные цели и задачи программы.

Главная стратегическая цель Программы заключается в формировании в Казани конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Разработка Программы  исходит из модели устойчивого туризма. Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в следующих целях:

1. Увеличение доходов  от туризма, совершенствование  системы налогообложения. Городской  бюджет должен формироваться  в значительной степени за  счет поступлений от туристской деятельности в Казани: на 10% к 2010 году.

2. Повышение качества  жизни местного населения, благосостояния  москвичей. Использование социальной  роли туризма (отдых россиян,  развитие социальных контактов,  связей между людьми).

3. Приток инвестиций и  создание новых рабочих мест.

4. Обеспечение комфортных  условий пребывания туристов.

5. Рост национального  достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию.

В качестве основных задач  программы выступают:

1. Определение основных  направлений деятельности Правительства Казани по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией.

2. Формирование нормативно-правовой  базы туристской отрасли. 

3. Развитие предпринимательства  в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства

4. Стимулирование развития  материальной базы туристкой  отрасли путем привлечения российских  и иностранных инвестиций для  реконструкции действующих и  создания новых туристских объектов и средств размещения.

5. Развитие инфраструктуры  туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Казани на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры города.

6. Создание условий для  развития туристских зон на территории Казани и в соседних регионах России на основе соглашений в области туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами.

7. Развитие событийного  туризма, опирающегося на привлечение  массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием  в жизни города. Формирование  программы событийного туризма  (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка  ключевых, "знаковых" событий года  и своевременное информирование  о них. 

8. Возрождение в Казани социального туризма, подъем внутреннего туризма в городе и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды.

9. Превращение столицы  в современный международный  центр деловой активности, привлечение  бизнес-туристов из-за рубежа  и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют  наиболее платежеспособную категорию  туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города.

Информация о работе Экономическое воздействие государства на предпринимательскую деятельность туризма и политика развития туризма