Франчайзинг в ресторанном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучение теоретических основ организации ресторанного бизнеса.
2. Анализ эволюции, основных тенденций развития и особенностей формирования российского рынка общественного питания.
3. Исследование классификации и стандартизации предприятий общественного питания.
4. Обзор современной сферы общественного питания в России.
5. Исследование франчайзинга как новой концепции развития сферы общественного питания.
6. Изучение истории, сущности и основных направлений франчайзинга.
7. Анализ схемы взаимоотношений участников франчайзинга.
8. Исследование франчайзинга в России в сфере общественного питания.
9. Рассмотрение законодательно-правовой базы франчайзинга.
10. Оценка затрат франчайзи.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Особое значение имеет качество исходных продуктов: оно должно отвечать требованиям стандарта. Некачественные продукты ведут к нарушению технологического процесса. Качественные продукты дороги. Это обстоятельство не позволяет сетевикам конкурировать по ценам с «уличным фаст-фудом», но рестораны быстрого обслуживания продают не просто еду, но и востребованные сегодня комфорт, уют, безопасность, ассортимент и гарантированное качество, высокий уровень сервиса и санитарно-гигиенических условий, доступность. Вместе с быстрым обслуживанием, приемлемыми ценами и демократичной атмосферой именно это определяет современную концепцию общественного питания. [20]

 

   3.2 Оценка затрат франчайзи

 

Предприниматели должны обязательно  приложить  все  силы  для  оценки  того, сколько  будет  стоить  франшиза,  так  как   франчайзеры   часто   не   все рассказывают предпринимателям. Предприниматели могут избежать проблем  путем  подготовки  бизнес-плана.  Кассовый бюджет – ключевой компонент бизнес-плана – определит все  наличные  расходы, включая   франчайзный   взнос,   оборотный   капитал,   стоимость    зданий, оборудования и роялти. Франшизный взнос дает  франчайзи  право  вести  дело  по конкретному адресу или на конкретной территории. В зависимости  от  франшизы этот взнос может  начинаться  с  нуля  и  доходить  до  миллионов  долларов.

Понятие  оборотный капитал определяет,   сколько денежных средств необходимо для приобретения  товарно-материальных  запасов, оплаты торгового персонала, арендных  платежей  и  т.п.  до  тех  пор,  пока потребители        не        начнут    покупать        и        платить.

Стоимость  зданий   и   оборудования. Предприниматель может оплачивать  данные  расходы  полностью  или  частично.

Некоторые франшизеры предоставляют франчайзи в  аренду  как  здание,  так  и оборудование,  таким  образом  избавляя  предпринимателя  от   необходимости производить крупные первоначальные затраты. [6]

Роялти. Они составляют от 0 до 15% прибыли. В обмен  на  выплату роялти франчайзи может  получить  такие  услуги,  как  реклама,  составление финансовых отчетов и консультации по вопросам управления.

Стоимость определяется   и    размером    эксклюзивной    территории,    расположением франчайзингового предприятия  и  результатами  исследования  местного  рынка маркетологами компании. Не следует недооценивать и субъективный  фактор,  то есть личное мнение франчайзодателя о ценности своего бизнеса.  

Размер текущих платежей (роялти) определяется теми же  факторами,  что  и стоимость  франшизы.  При  наиболее  распространенном   способе   оплаты – ежемесячных отчислениях процентов – они составляют  в  расчете  от  валового объема продаж,  во  франчайзинговой  системе  Макдоналдс  минимальная  цифра составляет  12,5%.  В  отдельных  редких  случаях  величина   роялти   может достигать и 35-40% от валового дохода.  Правда,  тогда  можно  рассчитывать, что  компания-франчайзер  окажет  всевозможную  финансовую   поддержку   при приобретении франшизы и создании предприятия. [17]

В 1997г.  в  ежегодный  список  американских  и  канадских  франчайзеров, предложенный журналом Entrepreneur,  вошли  920  компаний,  500  из  которых участвовали в рейтинге. Основными критериями присвоения ранга  стали  прежде всего  финансовые   показатели   компании,   ее   финансовая   устойчивость.

Коэффициент роста и размер франчайзинговой системы.  Учитывая  также  период деятельности в бизнесе и франчайзинге, начальные  расходы,  необходимые  для организации  франчайзингового  предприятия,  процент  расхождения  договоров франчайзинга  или  банкротств  владельцев  франшиз,  а   также   оказываемая франчайзи финансовая поддержка. По этим показателям  в  десятку  сильнейших, вошли следующие франчайзинговые системы:

1. McDonald’s – ресторан  быстрого  обслуживания  (гамбургеры,    курица, салаты);

             2. Subway –  рестораны  быстрого  обслуживания  (бутерброды  и салаты);

              3. Yogen Fruz / Bresler’s Ice Cream / ICBIY (I Can’t Believe It’s Yogurt)      кафе-мороженое (замороженный йогурт и мороженое);

              4. 7-Eleven Convenience Stores  – миниуниверсамы,  продуктовые  магазина широкого профиля;

5. Snap-On Tools – магазины по продаже инструментов и оборудования;

6. Burger King Сorp. – рестораны быстрого обслуживания (гамбургеры);

7. Jani-King – агенства по уборке производственных площадей и   помещений коммерческих организаций;

8.  Dairy  Queen  –  кафе-мороженое   (блюда   из   молочных   продуктов, бутерброды);

9.  KFC  (Kentucky  Fried  Chicken)  –  рестораны  быстрого  обслуживания (курица);

10. CleanNet USA Inc. – агенства по уборке офисных помещений.

  Для  отечественных  предпринимателей  наибольший   интерес,   несомненно, представляют те компании-франчайзеры,  которые  присутствуют  на  российском рынке в качестве действующих или потенциальных  франчайзодателей.  При  этом начальные расходы  франчайзи  (представленные  в  приложении 4)  зависят  от многих факторов и однозначно определить их размер не  всегда  представляется возможным. [23]

Из  перечисленных  компаний  1,  2,  3,  4  и  10  оказывают  содействие покупателям франшиз  в  финансировании  создания  франшизных  предприятий  с помощью  кредитных  учреждений  и  банков.  Dunkin  Donuts,  помимо   этого, предоставляет  своим  франшизодателям  льготы  при   приобретении   франшиз, оборудования  и  начальных  запасов  продукции,   а   Subway   предоставляет оборудование в лизинг. Остальные компании финансовой поддержки франчайзи  не оказывают.

Трудно  привести  точные  цифры,  характеризующие  объем   разнообразных платежей  в  системе  финансовых  взаимоотношений  франчайзинга.  Их  размер определяется прежде всего условиями конкретного договора, хотя и зависит  во многом от рассматриваемого вида деятельности. Не зависимо от вида платежа,  его  размер,  предложенный  франчайзером  в договоре  франчайзинга,  обычно  обсуждению  не   подлежит.   Но   поскольку отношение между сторонами все-таки партнерские, наверное, франчайзеру  имеет смысл открыто объяснить владельцу франшизы схему его  платежей  и  структуру собственного дохода. Справедливый и разумный баланс между доходами  компании - франчайзера и его франшизными предприятиями существовать должен, и  задача франчайзера определить его как можно точнее. Можно предложить, чтобы  доходы партнеров  по  рыночным  мерам  соответствовали  следующим  критериям:   для франчайзера – доходу  на   работающий   капитал,   для   фанчайзи  –  на инвестированный капитал. Другими словами, доход  обоих  сторон  должен  быть сравним с теми  поступлениями,  которые  каждый  из  них  мог  бы  получить, использовав свои средства иными способами.

С учетом всех необходимых затрат  открытие  франчайзингового  предприятия требует от будущего владельца значительных инвестиций  даже  в  том  случае, если стоимость самой франшизы минимальна. Общая  сумма  стартового  капитала существенно зависит от вида деятельности и конкретной схемы  франчайзинга  и может находиться в пределах от нескольких тысяч до  нескольких  сотен.  Не  случайно  огромное   значение   для организации   франчайзингового   бизнеса,   помимо    собственных    средств франчайзера, имеют дополнительные источники  финансирования,  прежде  всего, финансовая поддержка компании - франчайзера, кредиты коммерческих  банков  и помощь государственных или частных фондов.

К  сожалению,  на  поддержку  со  стороны   франчайзеров   отечественным предпринимателям  пока  рассчитывать  не  приходится.  К  примеру,   Baskin-Robbins,   одна   из   крупнейших   франчайзинговых   систем,    традиционно поддерживает  своих  франчайзи  за  рубежом.  Однако,  в   России   компания практически полностью отказалась от  этой  практики,  несмотря  на  то,  что здесь  среди  зарубежных  франчайзеров  она представлена  наиболее  широко.

Российским предпринимателям компания свое оборудование не продает  в  кредит и  не  предоставляет  в  лизинг;  максимальная  льгота,  на   которую  могут рассчитывать местные франчайзи – это  оплатить  требуемую  сумму  частями  в течение месяца.  Понять  такую  позицию  можно:  нестабильность  российского инвестиционного рынка еще слишком высока и зарубежные франчайзеры  опасаются рисковать, не имея надежных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Стремительный рост франчайзинга, который наблюдается практически во  всем мире,  похоже,  будет  продолжаться.  Однако  весьма  мало  вероятно,  чтобы франчайзинговые системы завтрашнего дня были полностью идентичными тем,  что существуют сегодня. При стремительно изменяющейся экономике и  в  то  время, когда идея создания единого мирового рынка  практически  стала реальностью, некоторые внутренние аспекты природы франчайзинга как такового находятся  на грани изменения.

Одним из ключевых факторов,  стимулирующих  рост  франчайзинга,  является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его  сектором  сферы услуг.  Франчайзинг  особенно  хорошо   подходит   для   бизнеса   в   сфере общественного  питания,  поэтому  большую  популярность,   в   наше   время, приобретает  деловой  франчайзинг.  Он  предполагает   приспособляемость   к условиям  рынка.  Передача  полной  концепции  бизнеса  облегчает  вхождение франчайзинга в предпринимательскую деятельность, по той причине, что  данный вид  франчайзинга  регламентирует  практически  все   аспекты   деятельности данного  предприятия.  Также  при  использовании,   делового   франчайзинга, франчайзер предлагает различные льготы  франчайзи,  что  в  итоге  не  может оказать положительное влияние как на деятельность отдельного франчайзи,  так и на функционирование всей системы в целом.

Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит  должной поддержки  на  государственном  уровне.  Первое,   что   тормозит   развитие франчайзинга, – российское законодательство. Если в зарубежных странах  этот вид деятельности не требует никаких официальных  оформлений  и  регистраций, то  согласно  Гражданскому  кодексу  РФ  договор  о  коммерческой  концессии необходимо  регистрировать  в  Роспатенте,  что  приводит  к   возникновению бюрократических   проволочек.   Помимо   этого,   отсутствует    необходимая законодательная база. Например, а США только на  федеральном  уроне  создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то  время  как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

На ряду с этим, для франчайзи все складывается не так уж  и  гладко.  Как показывают  исследования,  примерно  половина  из  регистрируемых  в  России предприятий малого бизнеса так и не смогли развернуть свою деятельность  из-за  недостатка  стартового  капитала.  Очевидно,  что   франчайзи   придется столкнуться с теми же проблемами, что и остальным  мелким  предпринимателям. Отсутствие собственных средств,   сдерживало  и  будет  сдерживать  успешное развитие франшизных предприятий, но есть основания полагать,  что  благодаря специфическим    особенностям     франчайзинга     рынок     альтернативного финансирования в настоящий момент для них более благоприятен.  К  сожалению, на поддержку со стороны  франчайзеров  отечественным  предпринимателям  пока рассчитывать  не  приходится.  Такая  позиция  основана  на   нестабильности российского  инвестиционного  рынка  и  зарубежные   франчайзеры   опасаются рисковать, не имея надежных гарантий.

Тем  не  менее,  несмотря  на  наличие  отдельных  тормозящих  факторов, франчайзинг   в    России    уже    успешно    развивается.    Все    больше предпринимательских  кругов  обращается  к  использованию  этой  эффективной формы  ведения  бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.   Конституция Российской Федерации – принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – СПС «Консультант-Плюс» – май 2007 г.;

2.   Постановление Госстандарта России ГОСТ Р 50762-95 от 05.04.95 N 198. 3.

3.   Борисов М. В поисках национального монопродукта //Эксперт, 17 февpаля 2003.

4.   Васильев С.С. Экономика общественного питания. – М.: Экономика, 2004. – 253с.

5.   Журнал «Гостиница и ресторан» – 2003.- № 4.

6.   Введение во франчайзинг /Под ред. С. А. Силинга. – Санкт-Петербург, 2003. – 376с.

7.   Исаенко А.В., Исаенко Е.В. Направления стабилизации и развития общественного питания потребительской кооперации. – Белгород, 2005. – 328с.

8.   Карнакова Г.Кофейный бум - продолжение следует.//Ресторанные ведомости. –2002. –№ 10.

9.   Карякина И. Концепция общественного питания в торговых центрах //Материалы 2-ой Конференции «Концепция российского торгового центра» 19-20 Апреля 2002 года, организатор – «Русский проект».

10. Козак В.Э. Производительный и непроизводительный труд. – Киев:   Наукова думка, 2006.

11. Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 497с.

12. Львова Е. Первый блин инвестирования// Санкт-Петербургский строительный еженедельник № 35 14.10.2006.

13. Майоров  А. Франчайзинг «по-русски» //Ресторанные ведомости.-2005. – № 9.

14. Марченко А. Современные тенденции развития торговли, общественного питания и рынка оборудования в России //Российская торговля, N 8 (14), 2002.31 октября 2002 г.

15. Материалы журнала «Ресторанное дело» –1911. –№№ 1-4.

16. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2002. – 539с.

17. Мировому лидеру сетей быстропита McDonald's последнее время приходится нелегко // Известия. 31.03.2003.

18. Муздыбаев К. Динамика уровня жизни в Москве и области. – М.: Изд-во «СМАРТ», 2005. – 237с.

19. Мусатов А.Трапезников М. Петербургский GrillMaster будут спасать москвичи//Ведомости. – 23 сентября 2002 г.

20. Насонкина М., Волкова Л. Аппетит приходит во время... экскурсии  //Невское время No 223(2445) 6 декабря 2000 г.

21. Особенности русской национальной кухни //Продовольственная газета. –2005. –№ 8.

22. Петраков А.А. Сравнительный анализ тенденций развития индустрии питания в Москве и регионах //Тезисы доклада на пленарном заседании III Всероссийского конгресса рестораторов и руководителей предприятий питания в Москве 25-26 октября 2002 г.

23. Журнал «Ресторан Эксклюзив». –2003. –№ 1.

24. Рынок Фаст-фуд //Оптовик №41, 12-18 октября 2004 г.

25. Триста процентов прибыли //Торговое оборудование. –2000. –№ 3.

26. У русской «фаст-фуд» – свои «изюминки». //Торговое оборудование. –2004. –№ 2.

27. Гражданский кодекс Российской Федерации.  Части  первая  и  вторая.  . – М.Инфра-М . – Норма. 1997.

52

 



Информация о работе Франчайзинг в ресторанном бизнесе