Франчайзинг в ресторанном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучение теоретических основ организации ресторанного бизнеса.
2. Анализ эволюции, основных тенденций развития и особенностей формирования российского рынка общественного питания.
3. Исследование классификации и стандартизации предприятий общественного питания.
4. Обзор современной сферы общественного питания в России.
5. Исследование франчайзинга как новой концепции развития сферы общественного питания.
6. Изучение истории, сущности и основных направлений франчайзинга.
7. Анализ схемы взаимоотношений участников франчайзинга.
8. Исследование франчайзинга в России в сфере общественного питания.
9. Рассмотрение законодательно-правовой базы франчайзинга.
10. Оценка затрат франчайзи.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

В США франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям.

2. Производственный франчайзинг – это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. 

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г. Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер – Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути, реализуется создание крупной сети заводов на основе договора франчайзинга, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует   развитие предприятий.

3. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набо­ра продуктов и услуг под именем франчайзера.

Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзера (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.). [13]

При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзера

В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

1) франшиза-рабочее место – рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции — покупка прилавка-фургона;

2) франшиза-предприятие – коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

3) инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой – возврат первоначальной суммы инвестиций. [6]

Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца. 

Хотя  существует много вариантов классического франчайзинга, три  из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и  логотипа  франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:

1) продолжительность  отношений франчайзера и франчайзи;

2) к кому франчайзи может  обращаться за поддержкой;

3) кому он платит  установленные взносы.

Корпоративный франчайзинг – современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

Конверсионный франчайзинг – способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

Франчайзинговые системы принимают многие формы. Франчайзинговые системы могут объединять:

- производителя с производителем;

- производителя с оптовым торговцем;

- производителя с розничным торговцем;

- оптового торговца с оптовым торговцем;

- оптового торговца с розничным торговцем;

- розничного торговца с розничным торговцем;

- предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

 

2.3 Законодательно-правовая база франчайзинга

 

Рассматривая  преимущества  франчайзинга,  мы   говорим   о   том,   что сотрудничество  франчайзеров  и  франчайзи  способствует  притоку  на  рынок высококачественных товаров  и  услуг  и  в  конечном  итоге  направленно  на удовлетворение потребительского  спроса.  Однако,  не  следует  думать,  что широкое  распространение   франчайзинга   безусловно   отвечает   интересам потребителя. В какой-то степени оно может привести к нарушению  его  прав  – ведь сама идея  франчайзинга  основана  на  своеобразной  подмене  субъекта: франчайзи  фактически  выступает  на  рынке  под  чужим  именем,   используя фирменное наименование и товарный знак  франчайзера.  А  выяснить,  как  уже говорилось  в  самом  начале,  является  ли  предприятие  филиалом   крупной компании или работает по договору франчайзинга, можно только  ознакомившись с учредительными документами. [10]

Вторая причина, по которой наличие правовой базы  более  чем  желательно, заключается в необходимости защиты рынка  франчайзинга  от  злоупотреблений, возможных в связи  с  недобросовестной  реализацией  франшиз  и  заключением франшизных договоров, которые могут значительно ограничить  права  франчайзи в ущерб его деятельности.

Говорить о законодательной базе франчайзинга стало возможно с  появлением Гражданского кодекса Российской Федерации, точнее с принятием в  1996г.  его второй  части.  Однако,  сразу  же  хочется  предостеречь   заинтересованных предпринимателей: не стоит тратить  время  на  поиски  упоминаний  конкретно франчайзинга в тексте статей закона. Этот термин в  Гражданском  кодексе  не употребляется, но подробное рассмотрение одной  из  глав  позволяет  сделать вывод,  что  франчайзинг  фигурирует  в  законе  под   именем   коммерческой концессии (гл. 54, ст.  1027-1040,  ГК  РФ).  Целый  ряд  положений  Кодекса вполне отвечает международным критериям,  на  основании  которых  выделяются отношения франчайзинга:

- одна   из   сторон,   правообладатель,   предоставляет   другой    стороне, пользователю, комплекс исключительных прав, в т.ч. фирменное наименование  и/или коммерческую информацию (ст. 1027, п. 1 ГК РФ).

- пользователь   использует   деловую   репутацию   и    коммерческий    опыт правообладателя  в  определенном  объеме,  на  определенной  территории  (по договоренности), в определенной сфере: продаже  товаров,  выполнении  работ, оказании услуг (ст. 1027, п. 2 ГК РФ).

- пользователь   выплачивает   правообладателю   вознаграждение    в    форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки  или наценки на оптовую цену товаров (ст. 1030 ГК РФ).

Таким образом, заметив правообладателя по знакомой  нам  терминологии  на франчайзера, а пользователя – на франчайзи и  назвав  фиксированные  разовые платежи и периодические платежи стоимостью франшизы и  роялти,  мы  получаем отношения франчайзинга.

Задача  защиты  интересов  потребителей,  возвращаясь   к    вопросу   о необходимости   правового   регулирования   франчайзинга,    в    российском законодательстве реализуется прежде всего через положение о  государственной регистрации договора коммерческой концессии  или договора франчайзинга  (ст.1028, п. 2 ГК РФ).  Закон  также  предусматривает  обязанности  пользователя (франчайзи)  информировать   потребителей   о   присутствии   посреднических отношений и обеспечивать надлежащее качество  предлагаемых  товаров,  работ, услуг (ст. 1032 ГК РФ)  и  ответственность  потребителя  (франчайзера)  по требованиям, предъявляемым к пользователю (франчайзи) (ст. 1034ГК РФ). [27]

Отдельные  положения  Гражданского  кодекса,  отвечая  интересам  мелких предпринимателей   –    франчайзи    конкретизируют    нормы    действующего антимонопольного  законодательства  применительно  к  договору франчайзинга (например, ст. 1033, п. 2 ГК РФ) и должны рассматриваться  с  ними  в  общем контексте.

             В  условиях  нашей  страны  франчайзинг  особенно  хорошо  подходит  для расширения географии бизнеса, т.к. обеспечит  создание  сети  территориально разбросанных предприятий, обслуживающих  локальные  сегменты  рынка.  Данный эффект масштаба позволит франчайзеру добиться  максимального  охвата  любого региона  на  территории  России  или  стран  ближнего  зарубежья,   ежегодно открывая десятки франшизных предприятий при минимальных инвестициях. [16]

Франчайзи  франчайзинговая  система  гарантирует  определенную  правовую защищенность, предоставляя ему возможность  работать  под  хорошо  известной торговой  маркой  и  перекладывая  заботу  о  законодательном  оформлении  и поддержании ее статуса на плечи франчайзера. Это также  можно  рассматривать как преимущество перед конкурентами, лишенными такой возможности.

Обращение к франчайзингу отечественных  предпринимателей  вызвано  прежде всего потребностями развития в России рыночных  отношений.  Не  удивительно, что новая правовая сфера, возникающая в нашей стране в  связи  с  появлением франчайзинга, настойчиво требует специального  законодательного  оформления.

Договор франчайзинга – понятие новое  для  российского  гражданского  права, поэтому его основные положения во многом  заимствованы  из  законодательства тех зарубежных стран, где франчайзинг за последние 30 лет  получил  наиболее широкое распространение. С другой стороны, сам договор  действует  в  рамках российского договорного права, а основные  принципы  которого  закреплены  в новом Гражданском  кодексе.  К  счастью  для  предпринимателей,  франчайзинг появился  на  российском  рынке,  когда  действующая   в   бизнесе   система законодательных актов  стала  постепенно  подчиняться  определенной  логике.

Юридическое закрепление обязательственного права, в  том  числе  договорного права, Гражданским кодексом Российской Федерации, вступившем  в  действие  1 январе  1995  года,  сделано   возможным   правовое   оформление   отношений франчайзинга в целом. Право  на  интеллектуальную  собственность  и  понятие конфиденциальности коммерческой информации, предложенные законом, на ряду  с принятым ранее Законом о товарных  знаках,  составили  основу  для  создания правовой  базы  франчайзинга,  а  окончательно   правовое   оформление   его отношений как договора коммерческой концессии  в  сфере  предпринимательской деятельности было предложено во второй части Гражданского кодекса. Закон  признает   гражданско-правовым   договором   «соглашение   двух   или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении  гражданских  прав и обязанностей» (ст.420  ГК  РФ).  В  гражданском  праве  разработана  целая система договоров каждый  из  которых  учитывает  особенности  определенного вида  экономических  отношений,  регулируемых   соответствующими   правовыми нормами. В эту систему с недавнего времени  входит  и  договор,  применяемый для  установления  и  регулирования  правовых  отношений   между   сторонами отношений франчайзинга: франчайзером и франчайзи. Для заключения договора  и достижения в результате этого действия  определенного  правового  результата необходимо выражение согласованное воли двух (или более) сторон  (ст.154  ГК РФ). Однако, подчеркивая свободу граждан  и  юридических  лиц  в  заключении договора,  законодательство   оговаривает   обязанность   сторон   заключить договор,  если  это  предусмотрено   законом   или   добровольно   принятыми обязательствами (ст.421 п.1 ГК РФ). Содержание  договора  полностью  зависит от желания сторон, хотя отдельные условия  могут  определяться  законом  или иными правовыми актами.

Информация о работе Франчайзинг в ресторанном бизнесе