Франчайзинг в ресторанном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Изучение теоретических основ организации ресторанного бизнеса.
2. Анализ эволюции, основных тенденций развития и особенностей формирования российского рынка общественного питания.
3. Исследование классификации и стандартизации предприятий общественного питания.
4. Обзор современной сферы общественного питания в России.
5. Исследование франчайзинга как новой концепции развития сферы общественного питания.
6. Изучение истории, сущности и основных направлений франчайзинга.
7. Анализ схемы взаимоотношений участников франчайзинга.
8. Исследование франчайзинга в России в сфере общественного питания.
9. Рассмотрение законодательно-правовой базы франчайзинга.
10. Оценка затрат франчайзи.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Для заключения гражданско-правовых договоров,  в  том  числе  и  договора франчайзинга,     установлена     определенная      процедура.      Согласно законодательству,  договор  считается  заключенным,  если  стороны  достигли соглашения по всем его существенным условиям, при том,  что  форма  договора соответствует  подлежащему  случаю  (ст.432  п.1  ГК  РФ).   Закон   считает существенными три категории условий:

  1. Условия о предмете  договора  (например,  комплекс  исключительных  прав, закрепленных за франчайзером для договора франчайзинга);

2. Условия, существенные  или  необходимые  для  договоров  данного  вида  в соответствии  с   законом   или   иными   правовыми   актами   (например, предоставление по договору франчайзинга комплекса исключительных прав  за вознаграждение);

3. Условия, по которым должно быть  достигнуто  соглашение  (например,  если одна из сторон настаивает на нотариальном удостоверении договора, договор считается законным именно  с  момента  заверения  нотариусом,  даже  если закону этого не требуется).

При несоблюдении вышеуказанных условий договор признается  незаконным,  а сделка  считается  недействительной  со  всеми   вытекающими   последствиями недействительности  сделки.  Порядок  заключения  договора   предусматривает направление оферты, т.е. предложения заключить договор, одной  из  сторон  и ее акцепта, т.е. принятия, другой (ст.432 п.2  ГК  РФ).  Предложение  должно содержать все существенные условия договора, о  которых  говорилось  выше,  и четко выражать намерение того, кто сделал предложение,  например,  франчайзи (ст.435 ГК РФ). С офертой может выступить  и  покупатель  франшизы,  если  в соответствии  с  законодательством   рассматривать   рекламные   предложения франчайзеров как приглашения делать оферты (ст.437 п.1 ГК РФ).

Предметом договора франчайзинга является  комплекс  исключительных  прав, закрепленных  за  франчайзером  (правообладателем)  (ст.1027  п.1  ГК   РФ). Предоставляемый комплекс прав включает права  на  фирменное  наименование  и (или) коммерческое обозначение, товарный знак. Знак  обслуживания,  а  также охраняемую коммерческую информацию, прежде всего  технологии  и  ноу-хау.  В договоре  может  быть  предусмотрена  передача  прав  и  на  другие  объекты интеллектуальной  собственности,  к  примеру,   промышленный   образец   или программу  ЭВМ.  В  дополнение  к  комплексу   заключительных   прав   закон оговаривает  использование   деловой   репутации   и   коммерческого   опыта франчайзера при организации франшизного  бизнеса,  а  также  предусматривает возможность ограничений по территории и объему  использования  применительно к конкретной предпринимательской деятельности (ст.1027 п.2 ГК РФ).  В  связи с финансовыми аспектами франчайзинга, условная стоимость  деловой  репутации франчайзера может значительно повлиять на стоимость передаваемой франшизы.

Нематериальный  характер  объектов  исключительных  прав  позволяет   их использовать одновременно неограниченному  кругу  лиц.  Поэтому  в  договоре франчайзинга  объем  передаваемых  прав  подлежит   согласованию   по   виду деятельности, количеству выпускаемых или продаваемых товаров,  объему  работ и  услуг,  а  также  по  размеру  эксклюзивной  территории  функционирования франшизного предприятия. С точки  зрения  закона, неурегулированность  этих вопросов может  создать  неопределенность  в  отношениях  сторон  по  поводу предмета договора. Однако,  за  пределами  согласованной  в  договоре  сферы деятельности   пользователя   франшизы   франчайзера   вправе    по-прежнему распоряжаться  перечисленными  объектами  исключительных  прав   по   своему усмотрению.

       В соответствии  с  договором  франчайзер  предоставляет  франчайзи  право использования комплекса исключительных прав за  вознаграждение  (ст.1027  ГК РФ). Порядок  выплаты  вознаграждения,  изложенный  в  Гражданском  кодексе, следует  рассматривать  как  рекомендацию.  Закон  предлагает  фиксированные разовые или периодические платежи, отчисления  от  выручки  или  наценку  на оптовую цену товаров, которыми франчайзер  снабжает  франшизное  предприятие (ст.1030 ГК РФ). Эти положения с некоторыми оговорками отражают  сложившуюся практику финансовых отношений в рамках франчайзинга.

Рассматривая опыт международного  регулирования  франчайзинга,  нельзя не  отметить,  что  развитие  его  законодательно-правовой  базы   протекало несколько однобоко –  в  основном  в  сторону  защиты  интересов  франчайзи.

Чрезмерное правительственное регулирование  оказалось  в  некоторой  степени негативным фактором, снижающим привлекательность  франчайзинга  для  крупных предпринимателей. Поставленные в жесткие условия, франчайзеры  обратились  к поиску  новых,  перспективных  форм,  отвечающих   требованиям   современной ситуации. Именно тогда возникли и получили преимущественное  распространение такие  разновидности  франчайзинга,  как  конверсионный  и   другие.   Таким образом, формирование  законодательно-правовой  базы  оказало  многоплановое влияние на дальнейшее совершенствование системы.

Закон может обязать франчайзера предоставлять  инвестору  любую  информацию, но не может гарантировать достоверность этой информации. Закон  не  в  силах ни оценить реальную жизнеспособность и перспективность бизнеса,  ни  вернуть жертве обмана или недобросовестности потраченные средства. Поэтому  в  любом случае ответственность  за  принятие  окончательного  решения  о  заключении договора франчайзинга лежит на будущем франчайзи.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЗАТРАТ ФРАНЧАЙЗИ НА РОССИЙСКОМ                 РЫНКЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

                              3.1 Франчайзинг в России в сфере общественного питания

 

Использование франчайзинговой системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной чертой современного бизнеса в сфере общественного питания. В частности, в России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют франчайзинг как способ развития сети своих заведений. [13]

Прежде всего, продажа франшизы – это особый бизнес, требующий исключительно профессиональный подход.

Франчайзинг имеет только косвенную связь с основным бизнесом.  Франчайзинг по сути своей направлен на объединение и тесное сотрудничество предпринимателей, на развитие их взаимодействия в решении общих проблем. Франчайзер и все его франчайзи традиционно выступают единым фронтом против натиска конкурентов, и их сотрудничество основано на позитивном уважительном отношении друг к другу.

Ниже описывается российский франчайзинг в сфере общественного питания. Необходимо отметить, что у российских предпринимателей очень своеобразный подход к франчайзингу. В современной России правильное представление о франчайзинге коренным образом искажается. Для нашего франчайзинга более адекватным является правило «каждый сам за себя».

Как правило, иностранные компании работают в России по двухуровневой системе, предоставляя одному российскому предпринимателю по Генеральному договору коммерческой концессии «Мастер-франшизу», т.е. передавая исключительные права на продажу и «эксплуатацию» своих франшиз другим предпринимателям на территории РФ уже по договорам коммерческой субконцессии. По этому пути идут, к примеру, правообладатель товарного знака «Сбарро», который предоставил Мастер-франшизу российской компании «Бразерс и компания», или уже упомянутый «классик франчайзинга» компания «Сабвей», ведущая дела в России через «Subway Russia Franchising Company, LLC». [14]

«Lights»-вариантом ухода от проблем коммерческой концессии пользуются компания «Ростикс Групп» (товарные знаки «Il PATIO», «Планета СУШИ»), компания «Yum! Brands» (товарный знак «Ростикс-KFC»). Указанные франчайзеры выделяют из своего договора коммерческой концессии лицензионный договор, в том числе с тем, чтобы юридическая судьба этих договоров была независима, то есть действительность и наличие регистрации одного из них не влияли на действительность другого. Компания ЗАО «Ланч» (сеть трактиров русской кухни «Ёлки-Палки») также оформляют свои взаимоотношения с партнером с помощью сочетания лицензионного договора и договора коммерческой концессии.

В целом, можно сказать, что, несмотря на указанные негативные моменты коммерческой концессии, наши рестораторы-франчайзеры не стараются избегать ее применения с помощью альтернативных договорных конструкций, когда речь идет о клонировании бизнеса, однако российское законодательство позволяет обходить коммерческую концессию, в частности, с помощью лицензионного договора, консалтингового договора, договора на обучение сотрудников франчайзи и др. Лицензионный договор, будучи классическим договором, применяемым при оформлении франчайзинговых отношений, не обладает недостатками российского договора коммерческой концессии, за исключением пожалуй обязательной регистрации в Роспатенте под угрозой ничтожности, что сделано само по себе в интересах франчайзера, но трудности возникают из-за традиционной для России длительности самой регистрации.

Тема взаимоотношений франчайзеров и франчайзи с государством продолжает оставаться актуальной для России. Не секрет, что часто возможность франчайзи работать находится в прямой зависимости от его способности договориться с властями.

В России по прежнему на ура идут недорогие франшизы. Исходя из своей практики, сейчас российские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят 3 млн. 690 тыс. руб. [12]

Для сравнения, франшиза «Ростик'с- KFC» стоит 1 млн. 260 тыс. руб. –паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживаня «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере   от 7 млн. 700 тыс. рублей, для предприятия с  отдельным залом площадью 250-300 кв.м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от 13 млн. 874 тыс. рублей.

При заключении договора на покупку франшизы «IL Патио» лицензиат оплачивает паушальный взнос в размере 1 млн. 240 тыс. рублей. После открытия предприятия лицензиат ежемесячно выплачивает лицензионное вознаграждение в размере 6% от выручки и от 2 до 4% на национальный маркетинг и рекламу. Стандартный ресторан «IL Патио» общей площадью 320-350 кв.м. требует затрат из расчета 46 тыс. 200 рублей на кв.м.

Примерные инвестиции для открытия кафе «Baskin 31 Robbins» составляют 616 тыс. 200 рублей – 1 млн. 848 тыс. 600 рублей в зависимости от площади помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет 338 тыс. 910 рублей.

Франшизный бутербродный ресторан «SUBWAY» при размере паушального взноса за франшизу в 308 тыс. 100 рублей и роялти 8% требует инвестиций от 3 млн. 387 тыс. 200 рублей на фуд-кортах до 7 млн. 733 тыс. 240 рублей для отдельно стоящего здания ресторана. [15]

Таковы реалии современного российского франчайзинга в сфере общепита. Есть множество аргументов, позволяющих надеяться на позитивные изменения в рассматриваемой области. Российский бизнес «взрослеет», увеличивается «покупательная способность» российских франчайзи, в Россию проникают лучшие черты западной деловой культуры. Потребитель также повышает требования  к качеству еды и способу ее подачи, т.е. к обслуживанию. Ускорение темпа жизни людей порождает моду и порой даже необходимость питания вне дома. Наблюдается явная тенденция к увеличению франчайзинговых точек рестораторов по отношению к собственным: у предприятий уже упомянутой «Веста-Центр Интернешнл» (торговые марки «Гин-но Таки», «Якитория» и др.) на данный момент соотношение 50/50, у Росинтера - 20% собственных по отношению к 80% франчайзинговых точек, Сабвей как во всем мире, так и в России традиционно применяет исключительно франчайзинг (100% франшизных предприятий). [13]

Традиционный способ развития предприятий «быстрого питания» во всем мире – франчайзинг – продажа лицензии на воспроизводство продукта или услуги под определенной маркой. Однако российское законодательство сегодня не стимулирует развитие предприятий на основе франчайзинга. Согласно законодательным актам, регламентирующим франчайзинг, компания, предоставляющая право на использование своей марки и технологии, несет материальную ответственность за нарушения, которые допускает предприятие, пользующееся маркой. Но предприятие-владелец марки и технологии и предприятие-пользователь – две разные структуры, с разными владельцами. По мнению рестораторов это сдерживает распространение технологий: компании долго ищут партнеров, надежность которых у них не вызывала бы сомнения. Кроме того, по истечении срока действия договора (а этот срок обычно составляет 5-10 лет) его следует продлевать на тех же условиях, которые были предусмотрены ранее. В нашей стране, где экономическая ситуация меняется очень быстро, это очень большой риск для обеих сторон. [6]

Размышляя над перспективами ресторанной отрасли в регионах, приходишь к выводу, что в первую очередь нужно концептуально решить вопрос о том, как сделать эту отрасль доступной и привлекательной для массового потребления, сохранив при этом прибыльность и потенциал роста для отдельного предприятия.

Назревший качественный скачок в сфере общественного питания, похоже, состоит в том, чтобы объединить ресурсы и создать технологии производства и сбыта, кардинально снижающие цены за счет объемов реализации. Пришло время для множества концепций популярного питания, имеющих единые центры по организации новых торговых предприятий и последующему централизованному сбыту основных продуктов и оборудования. Групповые инвестиции в сетевые заведения демократичного стиля чрезвычайно перспективны благодаря очевидному спросу и очень ограниченному предложению. Эту ситуацию иллюстрирует развитие кинотеатров, клубов и разрозненных «спутниковых кафе» в любых местах скопления публики. Для сетевых проектов не хватает одного – открыто мыслящих инвесторов-профессионалов, не боящихся своих потенциальных партнеров и готовых делиться с ними для того, чтобы вместе заработать больше.

Информация о работе Франчайзинг в ресторанном бизнесе