Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении франчайзинга как одной из перспективных форм управления в гостиничном бизнесе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. на основе анализа литературных источников рассмотреть основные формы управления в гостиничном бизнесе;
2.привести аргументы, доказывающие перспективность франчайзинга как одной из форм управления в гостиничном бизнесе;
3. рассмотреть примеры применения франчайзинга в мировых гостиничных цепях.Объектом исследования является франчайзинг как одна из перспективных форм управления в гостиничном бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1.Основные формы управления в гостиничном бизнесе……………..4
1.1 Управление по контракту…………………………………………..5
1.2 Управление по договору аренды………………………………….8
1.3 Франчайзинг………………………………………………………….9
2. Франчайзинг как современная форма управления в гостиничном бизнесе…………………………………………………………………………..11
3. Применение франчайзинга как формы управления в мировых гостиничных цепях…………………………………………………………………20
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….28
Современный франчайзинг испытал настоящий подъём в 1898, когда компания «Дженерал моторс» начала применять франчайзинговое дилерство.
В 20х годах прошлого века в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным предпринимателям на условиях аренды.
В 1945 году Рэй Крок, будущий основатель компании McDonald's, заинтересовался причинами популярности одного небольшого ресторана в Сан – Бернардинью на Западе США. В результате он обратился к владельцам успешного ресторана и вскоре получил лицензию на право купли-продажи таких же ресторанов. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата, то есть франчайзинга в его современном виде, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.
В гостиничной индустрии система франчайзинга впервые стала применяться в 1907 году, когда Ritz Development Company купила у нью-йоркской фирмы право называться Ritz-Cariton.
Хоурд Джонсон начал управлять своими отелями, заключая договор франчайзинга, в 1927 году. Это позволило ему быстро расширить дело - сначала на Восточном побережье, затем - на Среднем Западе, и в 60-х годах - в Калифорнии. Сейчас его сеть включает более 900 предприятий.
В 60-е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей. Эта тенденция сохраняется и по сей день.
Крупнейшей компанией, занимающейся франчайзингом в гостиничной индустрии, считается Hospitality Franchise System в Парсиппани (штат Нью-Джерси) (3413 отелей). За ней следует Choice Hotels International (2487 отелей, дочерняя компания Блэкстоунской группы - Нью-Йорк). Третья в этом списке - Holiday Inn Worldwide.
В каждом договоре франчайзинга франчайзер предоставляет франчайзи право использования своего фирменного знака, технологии и методов работы, системы резервирования, отработанных маркетинговых процедур, системы скидок и т.д. Обычным условием является участие в рыночной стратегии франчайзера.
Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно специально готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является Заявление об условиях. Этот документ предоставляет предполагаемым франчайзи информацию о том, кем является франчайзер, какой характер носит осуществляемый им бизнес. В Заявлении об условиях также говорится о квалификации руководящего состава предприятия - франчайзера, о его финансовой стабильности, непосредственно затрагиваются вопросы франчайзинга: в чем будет заключаться суть отношений в случае заключения контракта; в каких конкретных вопросах франчайзер будет помогать франчайзи; какое дополнительное оборудование обязан приобрести франчайзи и т.д.
Правоотношения между франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора. Договор может касаться работы предприятий в конкретной географической или рыночной среде, количества предприятий, охватываемых франчайзингом, сроков действия договора и ряда других моментов. Для гостиничной индустрии договор франчайзинга определяет требования к внешнему виду гостиничных зданий, интерьеру номеров, холлов и других помещений; количество номеров и предлагаемые услуги; уровень обслуживания. Очень сложно в договоре изложить все нюансы, которые могли бы гарантировать установленные стандарты качества.
Важнейшим элементом договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В зарубежной практике используются такие формы оплаты, как вступительный взнос, отчисления или годовые фиксированные выплаты (роялти) и плата за маркетинговые услуги. С гостиниц, кроме того, взимается плата за пользование централизованной системой бронирования номеров.
Взнос является единовременной фиксированной выплатой за предоставленные права и оказанные услуги. Как правило, он включает стоимость комплекта проектных документов, полного набора инструкций по управлению предприятием, повышения квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучения обслуживающего персонала до открытия предприятия, а также стоимость периодической подготовки персонала обслуживания в течение всего времени действия договора. Выплата вступительного взноса осуществляется сразу же по подписании договора франчайзинга или делится на две части: 50 % до обучения, 50 % во время обучения.
В дополнение к вступительному взносу франчайзи обязан осуществлять роялти (отчисления), размеры которых напрямую зависят от объемов операций. Для гостиничной индустрии они составляют в среднем 3-4 % от дохода с каждого сданного номера.
В целях получения больших роялти франчайзер проводит периодические проверки предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения производительности. Франчайзер может порекомендовать новые продукты или виды обслуживания, новое оборудование или изменения во внешнем оформлении предприятия для создания необходимого имиджа.
Бывают случаи, когда проводится дополнительный рекламный сбор, который обычно не превышает 1-5 % валового дохода. На средства из рекламного фонда проводятся рекламные кампании, осуществляется стимулирование продаж и организуется осуществление специальных программ. Наблюдательный совет франчайзера следит за проведением рекламной программы и дает соответствующие рекомендации. Стало нормой при проведении рекламных кампаний не указывать, является ли предприятие собственностью цепи франчайзера или только его договорным членом. Это делается с целью предотвращения злоупотреблений рекламными средствами, принадлежащими франчайзи, в интересах собственных предприятий франчайзера.
Договор франчайзинга предусматривает также условия его расторжения. Потенциальные причины расторжения договора могут быть различными. Наиболее часто встречаются случаи, когда:
1) невозможно достичь уровня стандартов, установленных франчайзером;
2) имеются отклонения от установленных технологий обслуживания, набора услуг, меню в ресторане;
3) отсутствуют платежи по договору.
Практика показала, что неуплата платежей и невыполнение иных финансовых обязательств по договору были главными причинами расторжения договоров франчайзинга предприятиями общественного питания. Для гостиничной индустрии более характерной причиной расторжения договоров франчайзинга было нарушение качественных показателей.
Какие же преимущества дает использование франчайзинга?
Для составления наиболее четкой картины о достоинствах применения франчайзинга необходимо проанализировать отдельно те преимущества, которые получают от его использования франчайзер и франчайзи.
Преимущества для франчайзера.
1. Франчайзер (правообладатель) получает уникальную возможность расширять сеть своих предприятий и продвигать собственный бренд без прямых затрат на создание предприятия.
2. Привлечение
франчайзи и передача им своих
технологий позволяют
3. Франчайзинг
позволяет получить
Также франчайзинг способствует формированию специальных фондов с помощью франчайзи — например, специального рекламного фонда.
4. Франчайзи,
будучи собственником
Преимущества для франчайз.
1.Франчайзинг
предоставляет франчайзи
2. Франчайзи получает право пользоваться известной торговой маркой.
3. Методическая
и информационная поддержка
4. Франчайзи, владея собственным предприятием, обладает уникальной возможностью работать в сети, что значительно повышает его конкурентоспособность.
5. Франчайзи
получает возможность
6. Франчайзи
получают доступ к кредитным
ресурсам. Предприятия франчайзи
более привлекательны для
Но наряду с преимуществами франчайзинга, есть и его недостатки.
Недостатки для франчайзера
1. Влияние деятельности
франчайзи на всю франшизную
систему в целом. Клиент
2. Франчайзи
является самостоятельным
3. Трудность сохранения конфиденциальности и коммерческой тайны. Чем больше франчайзи функционирует во франшизной системе, тем больше вероятность, что секрет функционирования предприятия станет достоянием конкурентов. Также есть вероятность, что франчайзи, вышедшие из системы, будут использовать бизнес — технологию франчайзера в своем новом бизнесе либо передадут ее конкурентам.
Недостатки для франчайзи
1. Зависимость
франчайзи от франчайзера и
его планов по ведению и
развитию бизнеса. Франчайзи
2. Полученная от франчайзера бизнес-технология требует немалых усилий и затрат на адаптацию и дальнейшее развитие предприятия франчайзи
3. Легкость приобщения новых франчайзи к бизнесу может привести к быстрому росту количества франчайзи и, как следствие, — к конкуренции между ними. Выходом из такой ситуации может являться подписание эксклюзивного франчайзингового договора на определенную территорию.
4. Договор франчайзинга, как правило, заключается на длительный срок, что делает невозможным быстро выйти из бизнеса, т.е. франчайзи не имеет возможности попробовать, подходит ли ему данный вид бизнеса или нет, и если не подходит, выйти из него.
5. Успех деятельности франчайзи неразрывно связан с успехом франчайзера и его финансовой стабильностью. Перед вступлением в систему франчайзи должен тщательно изучить финансовую мощь потенциального франчайзера. В случае если франчайзер объявит о своем банкротстве, франшиза будет аннулирована, а франчайзи также не сможет работать под маркой франчайзера, так как имидж данной торговой марки упадет.
Но несмотря на имеющиеся недостатки, форма управления предприятиями индустрии гостеприимства через договор франчайзинга является одной из наиболее перспективных. Исследования, проведенные американскими учеными, свидетельствуют, что половина новых компаний прекращает свое существование уже через 2-3 года после открытия, а уже через 5 лет уровень банкротств достигает 70%. Для компаний, работающих в системе франчайзинга, верны другие данные. Закрытие предприятий - франчайзи в первые пять лет их работы составляет 4%. Общее исследование, проведенное Международной организацией франчайзинговых организаций, показало, что среди ее членов количество банкротов составляет менее 1%.
3.ПРИМЕНЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В МИРОВЫХ ГОСТИНИЧНЫХ ЦЕПЯХ
Важное значение в развитии индустрии гостеприимства имеют гостиничные цепи. Они позволяют продвигать на мировой туристский рынок высокие стандарты обслуживания, а так же способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов.