Формы управления в гостиничном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении франчайзинга как одной из перспективных форм управления в гостиничном бизнесе.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. на основе анализа литературных источников рассмотреть основные формы управления в гостиничном бизнесе;
2.привести аргументы, доказывающие перспективность франчайзинга как одной из форм управления в гостиничном бизнесе;
3. рассмотреть примеры применения франчайзинга в мировых гостиничных цепях.Объектом исследования является франчайзинг как одна из перспективных форм управления в гостиничном бизнесе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
1.Основные формы управления в гостиничном бизнесе……………..4
1.1 Управление по контракту…………………………………………..5
1.2 Управление по договору аренды………………………………….8
1.3 Франчайзинг………………………………………………………….9
2. Франчайзинг как современная форма управления в гостиничном бизнесе…………………………………………………………………………..11
3. Применение франчайзинга как формы управления в мировых гостиничных цепях…………………………………………………………………20
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Баранова.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ

 КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

Факультет сервиса  и туризма

 

Кафедра социально-культурного  сервиса и туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Специальность 100103 – социально-культурный сервис и туризм

 

 

Научный руководитель______________________Е.В. Василенко 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

1.Основные формы управления в гостиничном бизнесе……………..4

1.1 Управление по контракту…………………………………………..5

1.2 Управление по договору аренды………………………………….8

1.3 Франчайзинг………………………………………………………….9

 2. Франчайзинг как современная форма управления в гостиничном бизнесе…………………………………………………………………………..11

3. Применение франчайзинга как формы управления в мировых гостиничных цепях…………………………………………………………………20

ВЫВОДЫ……………………………………………………………….26

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический подъем в различных  отраслях и  рост уровня жизни в развитых странах привели к частым передвижениям деловых людей и туристов в различные регионы мира. Все  это вызвало бурное развитие гостиничного бизнеса. Однако очень многие предприятия гостиничной индустрии не выживают в условиях жестокой конкуренции. Одной из причин такого положения является недостаточно верный выбор формы управления гостиничным предприятием.

Правильный  выбор формы управления гостиницей – залог ее успешного развития. Существует множество различных форм управления в гостиничной индустрии.  К наиболее распространенным в международной практике относятся: управление по контракту, управление по договору аренды и франчайзинг. Так как франчайзинг является самой молодой, наиболее часто встречающейся, но пока еще малоизученной формой управления, это и стало  причиной выбора темы курсовой работы «Формы управления в гостиничном бизнесе».Все вышеприведенные аргументы подтверждают актуальность данной темы. Цель работы заключается в рассмотрении франчайзинга как одной из перспективных форм управления в гостиничном бизнесе.

Для достижения поставленной цели  решаются следующие задачи:

1. на основе анализа литературных источников рассмотреть основные формы управления в гостиничном бизнесе;

2.привести аргументы,  доказывающие перспективность  франчайзинга как одной из форм управления  в гостиничном бизнесе;

3. рассмотреть  примеры применения франчайзинга в мировых гостиничных цепях.Объектом исследования является франчайзинг как одна из перспективных форм управления в гостиничном бизнесе.

Предмет исследования – формы управления в гостиничном бизнесе.

1 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

 

 

На сегодняшний  день существует большое количество  различных форм управления в гостиничном бизнесе, но к наиболее распространенным в международной практике формам управления гостиницами относятся следующие.

    1. Управление по контракту
    2. Аренда 
    3. Управление по договору франчайзинга

Охарактеризуем  каждую из этих форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 УПРАВЛЕНИЕ  ПО КОНТРАКТУ

 

Одной из основных форм управления предприятиями индустрии гостеприимства, получившей широкое распространение с начала 1970-х годов, является управление по контракту.

Под контрактом на управление понимается письменное соглашение, заключаемое между владельцем предприятия (гостиницы, ресторана) и менеджером или компанией, специализирующейся в управлении соответствующими типами предприятий.

В содержании контрактов на управление включены, как правило, семь основных моментов:

1. Наделение управляющей  компании (оператора) правом управления предприятием. При этом собственник лишается прав вмешиваться в процесс управления.

2. Возложение на собственника  всех расходов по различным  операциям, а также всех финансовых и оперативных рисков, вытекающих из его права собственности.

3. Защита или освобождение  оператора от ответственности за любые действия, за исключением тех, которые совершены с умыслом или в результате грубой неосторожности.

4. Срок управления  собственностью гостиничных предприятий. Обычно контракт на управление заключается на пять, десять или двадцать лет.

5. Управленческое вознаграждение, размер которого определяется исходя из размеров валового дохода или чистой прибыли. Обычно это 2-4,5% от валового дохода или чистой прибыли. Некоторые контракты предусматривают в первый год 2%, во второй - 2,5%, в третий и последующий годы - 3,5%. Усилившаяся конкуренция между управленческими фирмами привела к уменьшению размера контрактного вознаграждения.

6. Условия возобновления  контракта. Большинство существующих условий предоставляют преимущественное право принятия решения управленческой компании. Если собственник располагает серьезными средствами воздействия на управляющую компанию, он может получить преимущественное право принятия решения о возобновлении контракта.

7. Условия прекращения  контракта. Существуют как минимум четыре варианта прекращения контракта, дающие преимущества либо собственнику, либо управляющей компании:

  • если одна из сторон не выполняет условия контракта в течение законодательно установленного времени с момента уведомления о выявленных нарушениях, сделанного другой стороной;
  • если одна из сторон признается банкротом либо передает имущество кредиторам за долги;
  • если одна из сторон становится причиной приостановления или отзыва лицензии на право осуществления предприятием соответствующих функций;
  • контракт может быть прекращен по обоюдному желанию.

Управляющая компания, как  правило, не получает никаких прав на имущество предприятия. Однако на практике имеются случаи, когда заключение контракта сопровождалось частичным участием управляющей компании в собственности. Такие случаи характерны для транснациональных гостиничных компаний (ТНК).

Управление по контракту  имеет свои слабые и сильные стороны. Преимущества управления по контракту для владельца предприятия состоят в следующем:

1. При контрактной  системе управляющая компания  или менеджер обычно не владеет долей имущества.

2. Свобода выбора управляющей  компании или менеджера.

3. Возможность осуществления  инвестиций в предприятие, независимо от мнения управляющего.

4. Максимальная прибыль за вычетом управленческого вознаграждения.

Недостатки контрактного управления для владельца предприятий заключаются в следующем:

1. Отсутствие оперативности  контроля.

2. Максимальный риск  и необходимость выплаты управленческого вознаграждения.

3. Отсутствие права  вмешиваться в процесс управления.

4. Трудности с досрочным  расторжением контракта.

Преимущества контрактной  системы для управляющей компании (менеджера):

1. Расширение сферы  влияния.

2. Увеличение доходов  с минимальными затратами.

3. Полное отсутствие необходимости выплат владельцу.

Недостатки управления по контракту для управляющей компании (менеджера):

1. Ограничение дохода  суммой управленческого вознаграждения.

2. Зависимость от финансового  положения владельца.

3. Прекращение деятельности, потеря работы по окончании (истечении) срока контракта (в случае невозобновления контракта).

 

 

 

 

 

 

 

1.2 УПРАВЛЕНИЕ  ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ

 

 

Как организационная  форма управления предприятиями  индустрии гостеприимства, аренда стала популярной в 1950—1960-е годы. В настоящее время она применяется значительно реже. Сущность аренды состоит в том, что отель арендуется на определенный срок за оговоренный процент с продаж (обычно от 20 до 50%). Особую популярность сдача в аренду государственных предприятий приобрела в развивающихся странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ФРАНЧАЙЗИНГ

 

 

Франчайзинг - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» торговой марки. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простых, до очень сложных, содержащих мельчайшие подробности использования торговой марки. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за пользование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определенный период, процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае, франчайзи обязуется покупать у франчайзера определенное количество товара, работ, услуг. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования торговой марки или бренда. Эти требования могут быть очень простые, и жесткие (например, франчайзи обязуется использовать оборудование в магазине в точности с требованием франчайзера, от размеров и цвета полок, до униформы персонала).

Компании - франчайзоры предлагают проверенные и испытанные "рецепты бизнеса", которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании - франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.

При этом франчайзинг  — это действительно минимальные  риски для обеих сторон. Франчайзер не вкладывает в развитие сети собственные средства, а значит, не рискует деньгами. Поэтому даже очень крупные компании предпочитают выходить на региональные рынки через деловых партнеров. В свою очередь, франчайзи получает продуманную и чаще всего проверенную схему бизнеса. В результате доля банкротства здесь в разы меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку более крупная организация защищает франчайзи, предоставляя партнеру свои рекомендации (по сути — консалтинг) и установления стандартов. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса, благодаря чему банки охотно дают заемные средства под такие проекты. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме — лишь 14%.

Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых франчайзи выплачивает франчайзору первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования/ материалов и обучение технологии бизнеса. 
Юридически условия сделки регулируются франчайзинговым договором (договором коммерческой концессии), который является основополагающим документом взаимодействия сторон и заключается в среднем на 3-5 лет (для России).

 

 

 

 

 

2. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

 

Этимологически  термин "франчайзинг" имеет французские корни (Franchise - привилегия, льгота) и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг.

Наиболее развернутое  определение франчайзинга дает Международная ассоциация франчайзинговых организаций. Она определяет франчайзинг как длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзер (франшизодатель) предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзи (франшизополучателя).

Несмотря на французское происхождение термина, франчайзинг как специфическая разновидность договора зародился в США.

Первым прототипом современной  системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Основатель всемирно известной компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

На время  организации первой в мире полноценной  франчайзинговой системы,  фирма Зингера имела массовое серийное производство швейных машин, позволяющее поддерживать самые конкурентные цены, но при этом фирма Зингера не имела налаженной системы сервиса, которая позволила бы организовать обслуживание и ремонт машин на всей территории США.  В связи с этим и была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определённой территории. Эти первые франшизы, по своей сути, были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи обслуживать машины.

Информация о работе Формы управления в гостиничном бизнесе