Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:09, контрольная работа
Чай представляет собой напиток или заварку, сделанную путем погружения обработанных листьев, зародышей, или веток чайного кустарника, Camellia sinensis, в горячей воде в течение нескольких минут, после которых напиток употребляется. Четыре основных типа настоящего чая - черный чай, красный чай, зеленый чай, и белый чай. Термин "травяной чай" обычно относится к заготовлению и завариванию фруктов или трав, которые не содержат растения Camellia sinensis. Чай - один из наиболее широко употребляемых напитков в мире, второй после обычной воды.
Введение………………………………………………………………………………….3
1 История русского чаепития……………………………………………...………….. 5
Выращивание чая в Российской Империи…………...…………………………6
Развитие чайного производства в СССР………………………………………..7
Советские сорта чая…………………………………………………………….10
Конец ХХ века…………………………………………………………………..12
Современное состояние………………………………………………………...13
Традиции употребления чая в России…………………………………………14
Происхождение русских чайных традиций…………………………………...14
Общая характеристика русского чаепития…………………………………...15
Особенности чаепития в различных обстоятельствах………………………..17
Повседневное домашнее чаепитие…………………………………………….17
Чай в праздничное застолье……………………………………………………18
Отдельное специально организованное чаепитие……………………………19
Прием неожиданных гостей……………………………………………………19
Чифирь…………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………………………...20
Список использованных источников………………………………………………….21
С 1948 года были сделаны попытки
расширить ареал промышленного
культивирования чая. Экспериментальные
плантации были заложены в Зеленчукском
районе Ставропольского края РСФСР, в
Закарпатской области Украинской ССР,
в Казахстане. Во всех случаях эксперимент
увенчался относительным успехом — высаженные
чайные кусты нормально переносили зиму
и давали чайный лист приемлемого качества,
пригодный для изготовления чая, однако
для промышленного чаеводства эти районы
были признаны нерентабельными. Вследствие
этого было принято решение о повышении
выпуска чая на ранее освоенных территориях
Грузии, Азербайджана и Краснодарского
края. К началу 1970-х годов на уровне руководства
СССР уже созрело решение о специализации
этих районов именно на производстве чая,
для чего предполагалось, в частности,
передать под чайное производство земли,
используемые для других сельскохозяйственных
культур. Однако эти планы не были реализованы,
главным образом из-за сопротивления руководства
Грузинской ССР, в том числе Мжаванадзе и Э. А.
Пиком развития чайного производства в СССР следует считать, по-видимому, вторую половину 1970-х годов. В это время площадь под чаем достигла максимума — 97 тыс. га, то есть по сравнению с дореволюционными временами выросла более чем в 100 раз. В стране имелось 80 современных предприятий чайной промышленности, только в Грузии готового чая производилось 95 тыс. т в год. К 1986 году общее производство чая в СССР достигло 150 тыс. тонн, плиточного чёрного и зелёного — 8 тыс. тонн, зелёного кирпичного — 9 тыс. тонн. В 1950-х — 1970 годах СССР превратился в чаеэкспортирующую страну — грузинский, азербайджанский и краснодарский чаи поступали в Польшу, ГДР, Венгрию, Румынию, Финляндию, Чехословакию, Болгарию, Югославию, Афганистан, Иран, Сирию, Южный Йемен, Монголию. В Азию шёл, главным образом, кирпичный и плиточный чай. Потребность СССР в чае удовлетворялась собственным производством, в разные годы, на величину от 2/3 до 3/4.
Одновременно с развитием
собственного производства, продолжался
импорт чая из-за рубежа. Сначала основным
поставщиком был Китай, затем, по мере сокращения
китайского экспорта (связанного с внутренними
политическими процессами в Китае, из-за
которых в некоторые годы он вовсе не поставлял
чай на мировой рынок), начались закупки
чая в Индии, Шри-Ланке, Вьетнаме,
К концу 1970-х годов ситуация с собственным производством чая в СССР стала быстро ухудшаться. Грузия, где производилась основная доля советского чая, практически полностью перешла на механический сбор чайного листа, из-за чего качество грузинского чая упало чрезвычайно сильно. Одновременно снизилась и технологическая дисциплина, например, стал допускаться сбор листьев в дождливую погоду, что совершенно недопустимо. За последующее десятилетие, с 1981 по 1991 год, сбор чая в Грузии упал с 95 до 57 тыс. тонн в год, а прогрессирующее ухудшение качества привело к тому, что фактически производство чая упало более чем вчетверо — более половины чайного листа, поступившего на фабрики, браковалось как непригодное для производства чая. Из того, что проходило контроль, высококачественный чай было практически невозможно получить. Попытки «усовершенствовать» (фактически — ускорить и удешевить) технологию обработки чайного листа, предпринимаемые на советских чайных фабриках, в частности, введение процессов досушивания при повышенной температуре, «ускоренной ферментации» (обработки невысушенного чайного листа в расчёте на то, что он успеет ферментироваться в ходе других технологических операций) дополнительно ухудшали и без того невысокое качество сырья. В результате на прилавки попадал низкосортный чай, с большим количеством побегов (в народе именуемых «дровами»), практически не имеющий чайного аромата. Естественно, это привело к переориентации потребителей на импортный чай, но его закупалось гораздо меньше общей потребности, в результате чистый индийский и цейлонский чай быстро попал в разряд дефицита, купить его в магазинах стало практически невозможно — его завозили крайне редко и небольшими партиями, он моментально раскупался. Иногда индийский чай завозился в столовые и буфеты предприятий и учреждений.[4]
Собственное производство чая после 1980 года существенно упало, качество ухудшилось. С середины 1980-х годов прогрессирующий товарный дефицит коснулся товаров первой необходимости, в том числе сахара и чая. При этом внутренние экономические процессы СССР совпали с гибелью индийских и цейлонских чайных плантаций (подошёл к завершению очередной период роста) и повышением мировых цен на чай. В результате чай, как и ряд других продуктов питания, почти исчез из свободной продажи и стал продаваться по талонам. Лишь низкосортный чай в ряде случаев можно было купить свободно. Впоследствии в больших количествах стал закупаться турецкий чай, который очень плохо заваривался. Он продавался в крупной расфасовке без талонов. В эти же годы в средней полосе и на севере страны в продаже появился зелёный чай, который ранее в данные регионы практически не завозился. Он также продавался свободно.[3]
1.3 Советские сорта чая
Собственные сорта чая, производившиеся в СССР, являются потомками китайского сорта «Кимун», хотя проведённая советскими селекционерами работа достаточно сильно изменила этот сорт. Чёрный чай делился на следующие сорта:
По вкусу качественные грузинск
Зелёный чай, продаваемый в СССР, был исключительно собственного производства. Сорта зелёного листового чая маркировались «номерами» — от № 10 до № 125 с шагом 5 (единственное исключение — чай № 111, шедший после № 110 и перед № 125). Номер указывал на качество — № 10 соответствовал самому низкому качеству третьего сорта (фаннингс), № 125 имел лучший зелёный чай высшего сорта.
Выше № 125 стояли «Экстра» и наивысший сорт — «Букет».
Чаи высших сортов — «букет», «экстра» и высший сорт, — по всем показателям находились на лучшем мировом уровне качества зелёного чая. Чаи первого — третьего сортов имели более низкое качество, хотя даже третий сорт зелёного чая был достаточно неплох. В республиках Средней Азии был очень популярен грузинский зелёный чай № 95, обладающий характерным терпким вкусом.[1]
Помимо байхового листового чая в СССР производился также прессованный плиточный чёрный чай, обладавший высокой экстрактивностью и популярный в Зауралье, а также кирпичный зелёный чай, потреблявшийся, главным образом, в республиках Средней Азии.
Индийский чай, продаваемый в СССР, завозился оптом и фасовался на чаеразвесочных фабриках в стандартную упаковку — картонную коробку «со слоном» по 50 и по 100 грамм (для чая высшего сорта). Для индийского чая первого сорта использовалась зелено-красная упаковка. Далеко не всегда чай, продаваемый в качестве индийского в магазинах, действительно был таковым. Так, в качестве «индийского чая первого сорта» в 1980-х годах продавалась смесь, в состав которой входило: 55 % грузинского, 25 % мадагаскарского, 15 % индийского и 5 % цейлонского чая.[4]
Помимо чистых собственных
сортов и чистых и смешанных импортных
производились «официальные»
Эти марки дольше продержались
в свободной продаже, чем чистый
индийский и цейлонский чаи, и
ценились покупателями, так как были
заметно лучше чёрного
1.4 Конец XX века
Динамика потребления чая в России в последние десятилетия преимущественно отрицательная. Если в 1987 году оно составляло 1125 г на человека в год, то к 1995 году снизилось до 800 г, а к 1997 году — до 600 г. Отмена системы государственных закупок сырья и отсутствие средств у чаеразвесочных фабрик вызвали резкое падение производства чая. В 1997 году неурожай привёл к повышению цен на мировом рынке, одновременно были подняты пошлины на ввоз фасованного чая в Россию (при размере пошлины на нефасованный чай в 5 %, пошлина на фасованный поднялась с 10 % до 20 %). Предполагалось, что эта мера стимулирует закупку чая для фасовки в России, что обеспечит загрузку производства и будет способствовать наполнению бюджета. Фактически же спад производства продолжился, поступления в бюджет практически не увеличились, лишь поднялась цена чая и ещё снизилось его потребление. В 1990-е годы в России отмечено значительное снижение качества известных марок чая и появление на рынке множества новых. По некоторым оценкам, объем «серого» импорта чая составлял порядка 30-50 тыс. тонн в год. За последние три года XX века число импортеров чая в Россию, по данным Чайной ассоциации России, выросло с 500 до 1500, и большинство новых фирм-импортеров поставляют чай нелегально.[3]
Кризис 1998 года благотворно
сказался на чайном рынке России: резкое
падение курса рубля сделало
импортный фасованный чай недоступным
для широких слоёв населения,
и ведущие производители
С января 1999 года ситуация стабилизировалась, впоследствии начался рост спроса на качественные и элитные сорта чая. Одновременно начался рост потребления пакетированного чая, который до этого особым спросом в России не пользовался (если в целом по миру пакетированный чай составляет до 90 % рынка, то в России на 1999 год его доля не превышала 9 %).
1.5 Современное состояние
На начало XXI века доля потребления листового чая в России составляет 73 %, гранулированного — 27 %. Несмотря на популяризацию зелёного чая, на его долю приходится всего 2 % потребления (94 % — чёрный чай, 4 % — различные ароматизированные чаи). Основным поставщиком чая является Индия (около 50 % импорта), далее следует Шри-Ланка (около 20 %), кроме того, Россия массово закупает чай в Китае, Кении и Индонезии. После десятилетия упадка восстанавливается собственное производство чая, которое сосредоточено исключительно в Краснодарском крае; объёмы производства краснодарского чая крайне невелики.[4]
2 Традиции употребления чая в России
2.1 Происхождение русских чайных традиций
Первые традиции и ритуалы,
связанные с употреблением чая,
были сформированы в России на рубеже
XVIII—XIX веков двумя богатейшими
сословиями тогдашнего русского общества:
дворянами-аристократами и