Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа
В работе рассмотрены резервы роста конкурентоспособности, которые состоят во внедрении информационных технологий, повышении качества предоставляемых туристских услуг и их дифференциации, сокращении управленческих расходов и внедрении систем сервисного обслуживания потребителей, основанных на взаимодействии с другими участниками туристского рынка и организациями из смежных или родственных отраслей экономики.
Введение …………………………………………………………… 3
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире... 5
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
13
3. Подготовка кадров для сферы туризма………………………… 16
4. Состояние международного сотрудничества в сфере туризма. 19
5. Сегментация туристов…………………………………………… 22
6. Перспективы развития туризма………………………………… 24
7. Заключение………………………………………………………. 32
Литература ………………………………………….……………... 33
Приложение ……………………………………………………….. 34
В настоящее время находится в стадии разработки новый образовательный стандарт «Туризм», рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствует образовательный стандарт «Гостиничный бизнес», в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. При видимости большого количества учебной литературы по туризму качество подавляющего большинства учебных пособий не выдерживает критики.
Отсутствие системы объективной рейтинговой оценки профильных учебных заведений дезориентирует молодежь при выборе учебного заведения.
Сегодня существует большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов в основном при учебных заведениях, однако эти курсы в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер. Отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма.
Ситуация, сложившаяся в настоящее время на рынке образовательных услуг для сферы туризма, особенно в период подготовки к проведению Олимпиады в Сочи в 2014 году, требует принятия безотлагательных мер по ее качественному изменению.
4 .Состояние международного сотрудничества в сфере туризма
Основой договорно-правовой базы международных связей Российской Федерации в области туризма в настоящее время являются 64 двусторонних соглашения со странами мира. Среди них 56 носят межправительственный характер и 8 - межведомственный. Сотрудничество по реализации таких соглашений ведется по всем аспектам развития туризма - взаимному продвижению туристского продукта, инвестициям в туристскую инфраструктуру, обмену опытом подготовки кадров для индустрии туризма, развитию нормативной правовой базы, стандартов туристских, гостиничных и иных услуг для сферы туризма, взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях.
Активно работают образованные в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству двусторонние рабочие группы по туризму с Норвегией, Австрией, Францией, Грецией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Чехией, Японией, Индией, Испанией, Румынией, Швецией, подкомиссия с Китаем в рамках комиссии по гуманитарному сотрудничеству с привлечением как руководства российских регионов и муниципальных образований, так и частного сектора. Эта деятельность включает в себя проведение тематических семинаров и конференций по обмену опытом, стажировок для региональных и муниципальных властей, а также для работников туристской индустрии, организацию поездок для СМИ.
Особо следует отметить перспективы работы на таких динамично развивающихся рынках с растущей экономикой, как Китай и Индия. Для обеспечения миграционной безопасности Ростуризм принял необходимые меры с целью упорядочения работы на безвизовом направлении. Так, вопросы этого обмена, наряду с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года, регулируются межправительственным Протоколом 2006 года, предусматривающим меры по пресечению нелегальных каналов миграции из КНР. Действующее в настоящее время обновленное межправительственное соглашение с Китаем по безвизовому обмену стимулирует развитие реального туристского обмена между двумя странами.
Что касается сотрудничества на многосторонней основе, то Россия активно взаимодействует с Всемирной туристской организацией – специализированным учреждением ООН (ЮНВТО) как крупнейшей межправительственной организацией в сфере туризма, а также с такими региональными экономическими организациями и форумами, как АТЭС, АСЕАН, ЧЭС, ШОС, ЕврАзЭс, Совет стран СНГ по туризму.
В декабре 2007 года в результате значительной подготовительной работы Россия вновь была избрана в состав Исполнительного совета ЮНВТО, главного рабочего органа этой межправительственной организации. Деятельность в составе Исполнительного совета ЮНВТО позволит укрепить авторитет России на международной арене, подтвердить значимость позиций российского туризма на международном рынке и улучшить образ страны как привлекательного туристского направления.
В рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) Россия ежегодно (с 2005 года) проводит в Геленджике международную конференцию по развитию туристской инфраструктуры. На конференции стран Черноморского региона проводятся также круглые столы по другим актуальным вопросам развития туризма, важные двусторонние мероприятия – заседания рабочих групп по туризму со странами-членами ЧЭС, консультации экспертов, презентации.
Россия в последние три года возглавляет Совет стран СНГ по туризму, под ее руководством заседания этого рабочего органа стали важной площадкой для обсуждения профессиональных вопросов: классификации гостиниц, подготовки кадров для сферы туризма, развития отдельных видов туризма, таких как сельский и деловой.
Важным аспектом формирования образа России как страны, открытой для мира, является ее визовая политика. В настоящее время стратегическое значение придается диалогу с ЕС об отмене в долгосрочной перспективе виз при взаимных поездках граждан России и ЕС. Вопросы упрощения визовых формальностей начинают успешно решаться и на двустороннем уровне. Примерами этому могут служить Соглашения между Правительствами России и Таиланда, а также России и Израиля о безвизовых поездках граждан.
В то же время остаются нерешенными вопросы облегчения доступа для иностранных туристов во внутренние воды Российской Федерации, в северные регионы, которые имеют значительный потенциал для развития въездного туризма.
5.Сигментация туристов.
При сегментировании туристов по их целям и моделям поведения выделяются следующие группы:
- «Активные туристы»: четко ориентированы на поездки как за пределы республики так и по внутренним маршрутам. Группа представлена не только материально обеспеченной частью населения, но и низкооплачиваемыми работниками бюджетной сферы. Для них ограниченная сумма «свободных» денежных средств не является основанием для отказа в своих желаниях. Такому поведению благоприятствуют наличие доступа в Интернет, систематический выброс «горящих путевок», доступность потребительского кредитования.
- «Опытные туристы»: выезжают в туры при наличии «проездных». Самая многочисленная группа. Как правило, здесь превалируют служащие государственных учреждений и крупных коммерческих организаций, пользующиеся своим правом проезда 1 раз в 2 года. Их поведение определяется наличием или отсутствием оплаты проезда.
- «Умеренные туристы»: выезжают «от случая к случаю». Не ориентированы на путешествия, часто проводят отпуск дома, на даче или в деревне. При наличии выбора предпочтут путешествиям вложение средств в ремонт жилья, недвижимость, покупку вещей длительного пользования или накопление средств.
- «Новички»: впервые или после продолжительного перерыва начинают открывать для себя мир путешествий. В основном это люди от 20 до 30 лет, представители старшего поколения, активно путешествовавшие в советские времена, а теперь выезжающие самостоятельно или с внуками.
В каждой из этих групп можно выделить подгруппы:
- «Минималисты»: стремятся к минимизации расходов на поездку за счет питания, условий размещения, транспорта, нацелены на приобретение «горящих туров», спецпредложения на «мертвые сезоны». Очень чувствительны к цене.
- «Экономные»: группа характеризуется высокой чувствительностью к цене, к качеству, ассортименту услуг. Ориентированы на качество и содержание тура при «разумной» цене. Также могут быть нацелены на «горящие» путевки и спецпредложения.
- «Максималисты»: предпочитают иметь в поездке максимально комфортные условия, требовательны к условиям размещения, звездности отеля. Цена не является решающим фактором, для них важно качество услуг.
Низкий уровень дохода не обязательно предполагает и низкий ценовой диапазон турпутевки. Недостаток собственных средств, клиенты могут компенсировать иными источниками финансирования. В их роли могут выступать родители – для молодежи; собственные дети – для пенсионеров; заемные средства – для остальных.
По ценовому диапазону потребителей можно сегментировать на три основные группы:
- могут заплатить за тур не более 20 тыс. руб.;
- могут заплатить за тур до 35 тыс. руб.;
- могут позволить заплатить за тур до 50 тыс. руб.;
6. Перспективы развития туризма.
Участники "круглого стола" (октябрь 2009г.), обсудив вопросы регионального развития туризма в субъектах Российской Федерации, отмечают следующее:
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года и других документах. Это:
- развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе;
- защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма;
- формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
- формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Позитивным моментом являются изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дающие право органам местного самоуправления осуществлять полномочия по развитию туризма, а также позволяющие использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства.
Среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма на ближайшую перспективу на первое место выходят задачи в области правового регулирования туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма.
Развивая туризм, нужно последовательно решать, как минимум, две ключевые задачи:
- всемерное содействие путешествиям граждан, оказанию им качественных и безопасных туристских услуг, а также создание благоприятных условий для развития индустрии и инфраструктуры въездного и внутреннего туризма;
- обеспечение безопасности личности, общества, основополагающих элементов государства, а также охрана окружающей среды от угроз безопасности, связанных с разрушительным и неупорядоченным развитием туризма, негативными последствиями такого развития.
Обсудив состояние туристского рынка, нормативно-правовой базы в сфере туризма в Российской Федерации, роль туристской отрасли в экономическом и социальном развитии государства, участники «круглого стола» отмечают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность и рекомендуют Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти, ученым и специалистам, профессиональным ассоциациям и союзам:
1. Продолжить работу по финансированию и созданию условий для развития современного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, оптимально учитывая интересы всех участников и способствуя привлечению российских и зарубежных инвестиций посредством реализации действующих и разработки новых федеральных целевых программ.
2. Разработать меры по развитию социального туризма для детей, студентов, инвалидов и пожилых граждан. Следует учитывать, что детский и молодежный туризм является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения.
3. Поддержать разработку мер по повышению безопасности российских туристов, как в России, так и за рубежом, но при этом не усугублять положение малого и среднего бизнеса в условиях кризиса.
4. Разработать и принять федеральные законы «О социальном туризме», принятие которого позволит вовлечь в сферу туризма миллионы российских семей, людей с ограниченными физическими возможностями, привлечь дополнительные инвестиции в инфраструктуру туризма, способствовать формированию новых рабочих мест, пополнению местных и региональных бюджетов и «О детском и юношеском туризме», реализация которого способствовала бы физическому, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.
5. Создать национальную систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, (в т.ч. высвобождаемых в результате кризиса) для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристической индустрии. Для этого необходимо построение системы мониторинга профессионально-
6. Разработать новые, более современные профессиональные стандарты, учитывающие необходимые квалификационные уровни подготовки, и являющиеся основой для разработки и совершенствования образовательных стандартов и программ. Чтобы повысить роль профессиональных стандартов необходимо создать нормативно-правовое обеспечение их внедрения путем закрепления правового статуса стандарта в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности".
7. Принять меры по снижению тарифов на пассажирские перевозки с учетом падения цен на энергоносители, введению более гибкой системы ценообразования и политики агентских продаж на авиационном и железнодорожном транспорте (более широкое применение групповых тарифов, бонусных систем, агентского комиссионного вознаграждения).
8. Формировать программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, праздники и т.д.), разработать план ключевых, "знаковых" событий года, и широко представлять информацию о туристских возможностях страны и субъектов Российской Федерации (Интернет, СМИ и др.).
Правительству Российской Федерации, кроме того:
1. Разработать и утвердить долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации» с входящими в нее подпрограммами по отдельным направлениям туризма.
2. Разработать и внести предложения по изменению Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в том числе, в части:
3. Разработать и внести предложения по изменению Налогового кодекса Российской Федерации;
4. Продолжить расширение действующих и строительство новых туристско-рекреационных особых экономических зон в субъектах Российской Федерации.
5. Дальнейшее упрощение процедуры регистрации путешествующих с туристскими целями иностранных и российских граждан в коллективных средствах размещения. Предоставление туроператорам по аналогии с гостиницами права оказывать содействие в регистрации туристов, проживающих в жилом фонде, при соблюдении определенных правил взаимодействия с органами Федеральной миграционной службы Российской Федерации и других требований на основе специально разработанного положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
6. Разработать и внести предложения, направленные на усиление юридической ответственности туроператоров за причинение вреда жизни и здоровью туристов, осуществление незаконного предпринимательства в сфере туризма, нарушение иных норм законодательства в области безопасности туризма.
7. Разработать и принять меры в части отмены или, как минимум, снижения ввозных таможенных пошлин на закупку транспортных средств (круизных судов, воздушных судов, в том числе среднемагистральных), предназначенных для осуществления пассажирских перевозок туристов и экскурсантов, а также оборудования, необходимого для строительства и развития инфраструктуры туризма, не производимого в России.
8. Принять меры по увеличению расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление льготных категорий граждан и детей за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов, в частности Фонда социального страхования, с учетом, как минимум, индекса инфляции.
Министерству спорта, туризма
и молодежной политики Российской Федерации:
1. В соответствии с Планом действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (п.77) от 19 июня 2009 г. № 2802п-П13 внести в Правительство Российской Федерации концепцию программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)» как эффективного инструмента антикризисных мер;
2. Провести обучающие семинары-совещания с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма по вопросам создания и модернизации региональной туристской инфраструктуры с использованием программно-целевого метода;
3. Провести анализ нормативных правовых актов, регулирующих работу туристской отрасли, в том числе смежного законодательства, и подготовить предложения по их совершенствованию, включая положения по отнесению сферы туризма к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
4. Продолжить работу в установленном порядке в рамках деятельности Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства по упрощению визовых формальностей для туристов, въезжающих в Российскую Федерацию из безопасных в миграционном отношении стран;
5. Подготовить предложения по открытию за рубежом представительств по туризму в целях продвижения российского туристского продукта и увеличения въездного турпотока, а также финансовое обоснование для внесения в установленном порядке изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».
Федеральному агентству по туризму:
1. Подготовить и внести в установленном порядке в Минспорттуризм России предложения, направленные на совершенствование законодательства о туристской деятельности, в том числе по формированию правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы реализации туристского продукта, а также предложения, предусматривающие дополнительные основания исключения сведений о туроператорах из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.
2. Подготовить и внести в Минспортгуризм России финансовое обоснование мероприятий связанных с пропагандой туризма в России, включая продолжение трансляций на общероссийских телевизионных каналах сюжетов и телефильмов о внутреннем туризме и пропаганде туризма как эффективного средства формирования здорового образа жизни в 2010г. и последующие 2011 и 2012гг.
3. С целью формирования имиджа России как страны, благоприятной для внутреннего и въездного туризма подготовить с учетом предложений субъектов Российской Федерации Комплексный план продвижения туристского продукта, в том числе с использованием современных информационных технологий, включая возможность создания общенационального интернет-портала по туризму.
4. Повысить качество работы по статистическому наблюдению и учету в туристской отрасли, проводя на постоянной основе сбор, анализ оперативных и статистических данных, характеризующих состояние туристского рынка России, с представлением в Минспортгуризм России обобщенных статистических материалов, аналитических выводов и прогнозных показателей по итогам каждого полугодия.
5. Подготовить и внести в Минспортгуризм России предложения, по повышению эффективности системы профессиональной подготовки кадров для сферы туризма.
6. Разработка правил обслуживания в сфере отдельных видов туризма (детский, спортивный, автобусный и т. д.).