Анализ современных тенденций туристского рынка и перспективы развития агентского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены резервы роста конкурентоспособности, которые состоят во внедрении информационных технологий, повышении качества предоставляемых туристских услуг и их дифференциации, сокращении управленческих расходов и внедрении систем сервисного обслуживания потребителей, основанных на взаимодействии с другими участниками туристского рынка и организациями из смежных или родственных отраслей экономики.

Оглавление

Введение …………………………………………………………… 3
1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире... 5
2. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..
13
3. Подготовка кадров для сферы туризма………………………… 16
4. Состояние международного сотрудничества в сфере туризма. 19
5. Сегментация туристов…………………………………………… 22
6. Перспективы развития туризма………………………………… 24
7. Заключение………………………………………………………. 32
Литература ………………………………………….……………... 33
Приложение ……………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Курсовой проект!.doc

— 193.50 Кб (Скачать)


 

 

                                                                                                             

Российская Международная Академия Туризма

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

 

По дисциплине Туристские агентства

На тему:

«Анализ современных тенденций туристского рынка и перспективы развития агентского предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

                                                                                                  Группы В-41   

Никифорова-Гордеева Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химки, микр. Сходня

 

 

                 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение  ……………………………………………………………

3

1. Современное состояние и тенденции развития туризма в мире...

5

2. Существующее состояние  сферы туризма в Российской Федерации ……………………………………………………………..

 

13

3. Подготовка кадров для сферы туризма…………………………

16

4. Состояние международного сотрудничества в сфере туризма. 

19

5. Сегментация туристов……………………………………………

22

6. Перспективы развития туризма…………………………………

24

7. Заключение……………………………………………………….   

32

Литература ………………………………………….……………...

33

Приложение ………………………………………………………..

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

     

 

 

Введение.

 

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Рынок — это сфера обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий досуга, организаторов путешествий и др.) по удовлетворению путешественников в различного рода услугах. Анализируя рынок туристских услуг, мы сознательно ограничиваем сферу нашего исследования системой экономических отношений лишь в одном, но очень важном сегменте туристской индустрии — деятельности туристических фирм. По определению туристические фирмы как организаторы путешествий и обслуживания туристов представляют собой стержневое звено в системе рыночных экономических отношений в туристской индустрии. Следует также отметить, что, несмотря на свою очевидную значимость, именно эта сфера рыночных отношений в индустрии туризма до настоящего времени остается недостаточно освещенной.

Актуальность темы определяется высокими темпами развития туристической индустрии и происходящими изменениями в ее организации. По данным мировой статистики, более 80% объема туристского продукта реализуют мелкие агентства. Как показывает опыт функционирования туристской отрасли за рубежом, оптимальный числом турагентств в стране является одно агентство в расчете на 10 тыс. чел. В России этот показатель значительно ниже, что свидетельствует о необходимости развития агентской сети.

Динамичные темпы развития туристского рынка обуславливают необходимость применения новых методов конкурентной борьбы. Конкурентоспособность туристских фирм основывается на совершенствовании процесса организации туров и увеличении ассортимента предоставляемых потребителям услуг. Резервы роста конкурентоспособности состоят во внедрении информационных технологий, повышении качества предоставляемых туристских услуг и их дифференциации, сокращении управленческих расходов и внедрении систем сервисного обслуживания потребителей, основанных на взаимодействии с другими участниками туристского рынка и организациями из смежных или родственных отраслей экономики. В настоящее время многие туристские фирмы стремятся поддержать свою конкурентоспособность на основе выработки новых комплексных подходов к управлению, предусматривающих создание гибких, экономически эффективных структур, что позволяет адаптироваться к непрерывным изменениям и успешно взаимодействовать как с потребителями, так и с внешней средой. В качестве основы построения таких структур может рассматриваться стратегическое управление, направленное на формирование агентских сетей, создание которых становится основной тенденцией развития рынка туристских услуг как в нашей стране, так и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  И ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ  

 

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.

Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов 20-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.

Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира.

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку. Динамично  развивается также Азиатско-Тихоокеанский  регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

         Основными целями международных туристических прибытий в 2008 году являлись следующие: более половины – 430 миллионов, или 51%, составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и пр.        

        Прибытия воздушным транспортом составили 46%, автомобильным -43%, железнодорожным – 4%, водными путями – 7%. При этом, исходя из трех последних лет, следует отметить тенденцию к превалирующему росту туристских прибытий с использованием авиатранспорта. 

      

       Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития.

        Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, набравшая в целом 51% от общемировых туристских поступлений.

        Приведенные данные не включают поступления от международного пассажирского транспорта, получаемые компаниями, находящимися за пределами постоянного места жительства путешественников, которые выделяются ЮНВТО в самостоятельную категорию, именуемую «международный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих международных  поступлений от туризма и пассажирского транспорта.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются  диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных  авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.

В последние годы  в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты  связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие – с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и  социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий.  Таким образом, усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

                    Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих факторов:

                       появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

                       достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

  попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;

  осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;

  предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

  обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран  к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования. Эти  факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы и животного мира и др. Этому способствует  высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что  способствует привлечению особого внимания правительств европейских стран к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.

                   Еще одна тенденция связана с тем, что большинство европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет  более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Информация о работе Анализ современных тенденций туристского рынка и перспективы развития агентского предпринимательства