Трудовые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Тема «трудовые правоотношения, не является новой для трудового законодательства. Эта тема имеет одну особенность она изучает непосредственно связь норм права с трудовыми отношениями субъектов рассматриваемой отрасли права.
В связи с отмеченными положениями цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть следующие аспекты:
- трудовые отношения регулируются нормами трудового права и в реальной жизни выступают (существуют) в форме трудовых правоотношений;
- трудовые правоотношения — результат воздействия норм трудового права на отношения субъектов в сфере применения труда;

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…..…………………….……………………………………………...3
Глава 1. Понятие трудового правоотношения…………………………………..4
Глава 2. Субъекты трудового правоотношения: основание его возникновения, изменения, прекращения и его юридическое содержание……………………12
2.1. Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотно-шений……………………………………………………………………………..12
2.2. Содержание трудового правоотношения……..…………………….14
Глава 3. Отношения непосредственно связанные с трудовыми…………..….17
3.1 Организационно-управленческие правоотношения……………..…17
3.2. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве ……………………………………………..19
3.3. Правоотношения по трудоустройству…………………..………..…20
3.4. Отношения ответственности сторон трудового договора……....…25
3.5. Правоотношения по рассмотрению трудовых споров………..……26
3.6. Правоотношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства………………………..……….…………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...………………...31

Файлы: 1 файл

Трудовые правоотношения.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

       Возникают рассматриваемые отношения на основе специального срочного договора, заключаемого либо между еще не работающим гражданином, либо работником, с одной стороны, и работодателем – с другой. Основанием их возникновения могут быть и особые условия, включенные в трудовой договор (контракт) о прохождении учебы и приобретении соответствующей профессии или повышения квалификации на предприятии. Эти условия (или отдельный договор об ученичестве), не могут не отразиться на содержании правоотношения, которое включает в связи с этим дополнительные права и обязанности, как для работника, так и для администрации.

       После прохождения обучения ученик сдает  квалификационные экзамены и становится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же он уже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудового договора, его содержание. 
 
 
 
 
 
 

3.3. Правоотношения по  трудоустройству

     Провозглашенное в  ст. 37 Конституции РФ право на труд составляет необходимый элемент правового статуса гражданина. Осуществление этого права обеспечивается комплексом общих и специальных юридических гарантий. Одной из разновидностей гарантий права граждан на труд выступает система трудоустройства, осуществляемая государственной службой занятости. В настоящее время Федеральная государственная служба занятости в системе Минтруда РФ является организационно самостоятельной и состоит из: Государственного комитета РФ по занятости населения; департаментов субъектов РФ по занятости населения; центров занятости населения в районах и городах. Совместными решениями представительных и исполнительных органов власти с участием вышестоящих органов службы занятости могут создаваться межтерриториальные службы занятости. Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на соответствующие центры занятости, которые и выступают официальными органами трудоустройства.

Правоотношения  по трудоустройству возникают в  связи с подысканием гражданином подходящей работы и представляют собой единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений:

   а) между органом трудоустройства  и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу;

   б) между органом трудоустройства  и организацией, нуждающейся в кадрах; в) между гражданином и организацией, куда он направлен на работу органом трудоустройства.

     Между органом трудоустройства и гражданином  правоотношения возникают на основании единственного юридического факта — обращения гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина. При отсутствии возможности предоставления подходящей работы при обращении в орган трудоустройства гражданин вправе требовать постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством.

     Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении  подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого — выплатить пособие из государственного фонда занятости.

     Притязания  гражданина на трудоустройство не могут  быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача — подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации, с учетом способностей гражданина. Сроки трудоустройства законом не установлены. Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Сроки устанавливаются для выплаты пособия по безработице. Период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. По истечении этого периода, а также с момента трудоустройства безработного выплата пособия прекращается. В случае непредоставления подходящей работы по истечении установленного срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства.

     Исходя  из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

     Довольно  детальную регламентацию получили в настоящее время правоотношения между органом трудоустройства и организациями, нуждающимися в кадрах. При этом законодательство преследует цель максимально сократить текучесть кадров и до предела уменьшить время на подыскание подходящей для граждан работы. Важнейшей правовой обязанностью работодателя является сообщение органам трудоустройства информации о предполагаемом высвобождении работников, а также о потребности в рабочей силе с разбивкой на профессии, специальности, квалификацию.

     Органы  трудоустройства, находящиеся в ведении государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти и местного самоуправления устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т. п.).

     Акт направления на работу, принятый органом  трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) — порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт). Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядк1. При отказе в приеме на работу заключивших договоры (контракты) выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений работодатель обязан производить целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

     Правоотношения  между органом трудоустройства и работодателем в условиях перехода к рыночной экономике строятся на использовании не только рекомендательно-принудительных методов регулирования, но и методов поощрения. Так, например, работодатели, создающие дополнительные (сверх установленной квоты) рабочие места для трудоустройства указанных выше лиц, имеют право на частичное возмещение понесенных расходов в виде дополнительных льгот по налогам и другим компенсациям. Государственная служба занятости может компенсировать работодателям затраты на организацию обучения рабочих, высвобождаемых из других организаций.

     Завершение  процесса трудоустройства связывается  с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем. Эти правоотношения непосредственно предшествуют трудовым правоотношениям и как бы заранее предопределяют их содержание и характер. Возникают указанные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.

     Направление органа трудоустройства здесь следует рассматривать не только как правовой акт, адресованный работодателю, но и как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой (ученический) договор (контракт) с конкретным работодателем. При этом, как указывалось выше, направление предоставляет трудоустраиваемому в определенных случаях право требовать заключения трудового или ученического договора. Направление, следовательно, конкретизирует право на труд и придает ему притязательный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении.

     Акт направления на работу (профессиональное обучение) во многом предопределяет содержание правоотношений гражданина с работодателем  в процессе трудоустройства. В нем  не только отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу, но и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. Таким образом, для гражданина и работодателя направление строго очерчивает объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству.

     Прекращение правоотношений по трудоустройству, как  отмечалось выше, обычно связывается  с заключением трудового либо ученического договора, т. е. с возникновением трудовых либо ученических правоотношений. Однако не исключено прекращение таких правоотношений и до заключения указанных договоров. Это всегда может иметь место по инициативе трудоустраиваемого, а в отдельных случаях и администрации (например, при обнаружении, что по деловым качествам или по состоянию здоровья трудоустраиваемый не подходит для работы, указанной в направлении, а предоставить ему другую работу нет возможности или он не желает получить другую работу). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Отношения ответственности  сторон трудового  договора

       При нарушении своих трудовых обязанностей субъекты трудового правоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в зависимости от характера совершенного правонарушения. Административные и уголовно-правовые отношения возникают у них с соответствующими органами государства и являются предметом других отраслей права. Совершение же дисциплинарного проступка работником или имущественного правонарушения каждой из сторон трудового договора влечет за собой применение санкций, содержащихся в трудовом законодательстве. Это может быть причинение как ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровью работника или нарушение иных его имущественных интересов. Выделение этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них базируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Охранительные возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут8.

       Таким образом,  основанием возникновения  всех этих правоотношений является совершение правонарушения одной из сторон трудового  договора. 
 
 
 
 
 
 

3.5. Правоотношения по  рассмотрению трудовых  споров 

     В связи с рассмотрением в компетентных органах индивидуальных и коллективных трудовых споров между сторонами спора и указанными органами складываются правовые отношения, носящие процессуальный характер. Согласно ст. 382 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора, соглашения, а также условий трудового договора, рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами. Законодательство о коллективных трудовых спорах (ст. 398 ТК РФ) предусматривает их последовательное рассмотрение примирительной комиссией, создаваемой для каждого коллективного трудового спора, посредником или трудовым арбитражем.

     Юридическим фактом, с которым связывается  возникновение правоотношений по рассмотрению трудовых споров, служит обращение заинтересованной стороны спора (обычно работника — в КТС, суд; представителя трудового коллектива — в примирительную комиссию, к посреднику, в трудовой арбитраж) с заявлением о защите нарушенного права. Данное заявление (иск) побуждает орган по рассмотрению трудовых споров произвести процессуальные действия по предварительному выяснению обстоятельств спора и его разрешению. Например, если работник обратился в народный суд с требованием (иском) признать увольнение незаконным и восстановить его в прежней должности, то суд обязан принять заявление, собрать необходимые документы, выявить свидетелей и т. п., а в судебном заседании рассмотреть спор по существу9.

     Содержание  и характер процессуального правоотношения по рассмотрению трудовых споров различаются главным образом в зависимости от того, какой рассматривается спор — индивидуальный или коллективный, а также от вида органа, рассматривающего спор.

     Правоотношения  по рассмотрению трудовых споров относятся  к длящимся, их продолжительность  определяется временем нахождения спора в производстве компетентных юрисдикционных органов, включая и исполнительное производство. Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношений по рассмотрению трудовых споров, является обычно вступление в законную силу решения органа, разрешившего спор (например, решение суда, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор), либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора в примирительной комиссии или арбитраже. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Трудовые правоотношения