Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:34, курсовая работа
Из известных на данный момент факторов производства, одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
Обязательным условием процесса труда является соединение работник
Введение……………………………………………………………………2
Понятие, структура и показатели трудового потенциала….4
Эволюция взглядов на понятие "трудовой потенциал"………..4
Подходы к понятию "трудовой потенциал"…………………….6
Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура……………………………………………………………….....10
Трудовые ресурсы общества……………………………….15
Понятие трудовых ресурсов…………………………………...15
Возрастные границы трудовых ресурсов……………………..16
Измерение трудовых ресурсов………………………………...17
Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность
труда……………………………………………………………………...18
Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в Узбекистане……………………………………………………………...21
3.1. Качество жизни…………………………………………………….…21
3.2. Особенности рынка труда в Узбекистане ………………………….23
3.3. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель Узбекистана)…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………...30
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
во-первых, отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее способность к функционированию и развитию. В этом плане понятие «потенциал» фактически принимает значение понятия «ресурс»;
во-вторых, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей. Это позволяет провести различие между реализованной и нереализованной возможностями.
В этой своей функции понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв». Рассматривая структуру потенциала с этих позиций, следует учитывать, что в первом случае оставшиеся в нереализованном виде структурные элементы потенциала ведут к снижению эффективности его функционирования (например, неиспользуемые в работе трудовые навыки утрачиваются, нереализованные личностные способности разрушаются), а во втором случае «избыточный» запас сил и способностей работника обеспечивает гибкость и маневренность развития системы по отношению к меняющимся условиям труда; в-третьих, ориентирован на развитие (будущее): в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои наличные способности, но и приобретает новые силы и способности. Представляя собой единство устойчивого и изменчивого состояний, потенциал содержит в себе в качестве «потенции» элементы будущего развития.
Уровень потенциала, характеризуя наличное состояние системы, обусловлен тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний, что и отличает его от таких, на первый взгляд, близких ему понятий, как «ресурс» и «резерв».
Подход к рабочей силе как к ресурсу означает, во-первых, отказ от представлений о рабочей силе как «даровом богатстве», освоение которого не требует денежных средств и организационных усилий со стороны государства и предприятий, и, во-вторых, признание проблемы нехватки отдельных категорий квалифицированных работников по сравнению с потребностями производства, что делает необходимым управление процессом использования наиболее важных и дефицитных их категорий. Таким образом, отличие концепции «трудовой потенциал» от концепции «рабочая сила» состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением на производство лучшей по качеству рабочей силы, ее обучением, поддержанием в трудоспособном состоянии и созданием условий для ее дальнейшего совершенствования.
1.3. Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура
Слово «потенциал» означает средство, закон, источники, которые могут быть использованы в экономике как «ресурсный потенциал». Понятие «трудовой потенциал» появилось в науке (экономической литературе) и средствах массовой информации в 70-е годы, а в научный оборот вошло в 80-е годы. В 90-х годах термин «трудовой потенциал» стал использоваться в государственных и правительственных документах. Так, в 1994 году было принято постановление «О целевом проекте “Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства” », нацеленное на поддержание и развитие космической отрасли промышленности. Во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы человека. «Человеческий потенциал» получил признание как главный капитал рыночного хозяйства.
Наряду с количественной, может быть дана и качественная оценка трудового потенциала, по степени его соответствия характеру и уровню решаемых субъектом управления задач. Величина отклонения от нормального состояния, принимаемого за 100 % (когда имеющиеся в наличии трудовые ресурсы точно соответствуют потребности в них), может быть определена следующим образом:
где Rlr — имеющиеся в наличии трудовые ресурсы, человек;
Nlr — трудовые ресурсы, необходимые для решения данных задач, человек;
D — величина отклонения от идеального состояния, в процентах, с соответствующим знаком; знак “плюс” свидетельствует о дефиците работников требуемого качества (трудонедостаточности), “минус” — об их избытке (трудоизбыточности); если D = 0, то качество трудового потенциала является оптимальным.
Качественная сторона трудового потенциала включает степень физической дееспособности персонала их образовательный и квалификационный уровень.
Существует 4 уровня:
– физический – это показатель эффективной работоспособности, состояния здоровья;
– интеллектуальный – это показатель системы знаний и опыта подготовки квалифицированных кадров (образовательный и квалификационный состав трудовых ресурсов);
– социальный – это показатель социального, психологического и нравственного состояния общества (социальная среда, справедливость и защищенность);
– технико-технологический – этот показатель зависит от технической вооруженности.
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов, выраженная в статистических данных по отдельным регионам или в целом по стране, составляет основу развития региональной статистики. Носителями этой информации являются:
Анализ данных
характеристик позволяет
Качества, определяющие трудоспособность людей:
Трудовой потенциал – это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность, или возможное количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны. Трудовой потенциал человека (как отдельного лица) – совокупность его различных качеств: состояние здоровья, выносливость, тип нервной системы, т. е. его физические, умственные и интеллектуальные возможности.
Трудовой потенциал предприятия – предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал поколения, страны – сводная экономико-географическая характеристика трудовой активности людей (чел.-лет).Трудовой потенциал – это ресурсная категория. Он включает в себя источники, средства, ресурсы труда. В качестве главного показателя объема применяется численность, а показателя использования – человеко-год. Однако ряд исследователей в качестве общего показателя предлагают использовать человеко-час, т. к. среднесписочная численность предприятий при неполной занятости не может быть эталоном при оценке величины потенциала (15% – величина отработанных человеко-часов среднесписочной численности). При этом можно выделить суммарную величину используемого рабочего времени, в которое входит три показателя:
– число часов, на которое сокращается продолжительность рабочего дня;– число дней дополнительных отпусков;
–
число дней по общей заболеваемости.
Применительно к обществу трудовой потенциал определяется:
, где Фп.общ – потенциальный фонд рабочего времени общества. Он определяется: – численность населения, способного участвовать в общественном производстве, по группам;
Тр – законодательно установленная величина времени работы по графику работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную задолженность рабочего дня в часах.
В 1990 году в международной лексике появилось новое определение – ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), или сокращенно ИЧР (индекс человеческого развития). Среди ведущих показателей, определяющих ИРЧП, выделяют три:
Пж – ожидаемая продолжительность жизни (годы жизни);
Уобр – уровень образования (годы обучения);
ВВП – реальный душевой внутренний валовой продукт (ВВП).
Они отражают три главных качества: а) здоровую жизнь;б) уровень знаний;в) уровень жизни.Таким образом, трудовой потенциал можно определить как трудовые ресурсы в качественном измерении.
Глава 2. Трудовые ресурсы общества
2.1. Понятие трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности (рис. 2). В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.
Трудовые
ресурсы — это трудоспособная часть
населения, которая, обладая физическими
и интеллектуальными возможностями, способна
производить материальные блага или оказывать
услуги.
3
Рис.
2. Структура трудовых
ресурсов
В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.
2.2. Возрастные границы трудовых ресурсов
Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.
Возрастные
границы устанавливаются в