Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:34, курсовая работа
Из известных на данный момент факторов производства, одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
Обязательным условием процесса труда является соединение работник
Введение……………………………………………………………………2
Понятие, структура и показатели трудового потенциала….4
Эволюция взглядов на понятие "трудовой потенциал"………..4
Подходы к понятию "трудовой потенциал"…………………….6
Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура……………………………………………………………….....10
Трудовые ресурсы общества……………………………….15
Понятие трудовых ресурсов…………………………………...15
Возрастные границы трудовых ресурсов……………………..16
Измерение трудовых ресурсов………………………………...17
Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность
труда……………………………………………………………………...18
Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в Узбекистане……………………………………………………………...21
3.1. Качество жизни…………………………………………………….…21
3.2. Особенности рынка труда в Узбекистане ………………………….23
3.3. Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель Узбекистана)…………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………...30
Введение…………………………………………………………
труда…………………………………………………
3.1. Качество жизни…………………………………………………….…21
3.2. Особенности рынка труда в Узбекистане ………………………….23
3.3. Социальная политика и социальная
защита населения (национальная модель
Узбекистана)…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Из известных на данный момент факторов производства, одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.
Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
Целью данной работы является, изучение понятий «трудовой потенциал» и «трудоспособное население», выявление резервов трудовых ресурсов и повышение эффективности их использования.
Для достижения поставленной цели, мною были решены следующие задачи:
Сложность и многогранность проблем повышения эффективности использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.
Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.
Данный анализ служит исходной базой для планирования использования трудовых ресурсов, определения темпов роста производительности труда, развития сфер и отраслей народного хозяйства.
Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.
Объект исследования – понятия «трудоспособное население» и «трудовой потенциал». Предмет исследования – эффективность их использования.
Для
написания курсовой работы были
использованы следующие методы
исследования: аналитический, сравнительный,
изучение монографических публикаций
и статей, обобщения.
Глава 1.
Понятие, структура и показатели трудового потенциала
1.1.Эволюция взглядов на понятие "трудовой потенциал"
Для определения сущности категории "трудовой потенциал" прежде всего необходимо проследить эволюцию взглядов на понятие "трудовой потенциал".
В нашей стране довольно давно стали затрагиваться вопросы о роли человека в социально-экономическом развитии страны. В связи с этим в научный оборот стали вводиться такие понятия, как "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал". Эти термины часто отождествлялись, поэтому необходимо выяснить различия и особенности каждой из них для комплексного изучения сущности категории "трудовой потенциал".
Появление в российской социально-экономической литературе в конце 70-х - начале 80-х годов ХХ в. термина "трудовой потенциал" существенно потеснило традиционную категорию "трудовые ресурсы", которая впервые была введена в научный оборот и практику планово-учетной работы в 1922 г. академиком С.Г. Струмилиным 1и рассматривалась как рабочая сила данной страны или народа в возрасте 16 - 49 лет.
Трудовые
ресурсы первоначально
Введение в 20 - 30-е годы в научный оборот понятия "трудовые ресурсы" не было случайным и было обусловлено ходом социально-экономического строительства, когда большие массы населения перемещались в города и районы нового экономического освоения. При этом трудовые ресурсы рассматривались преимущественно с количественной точки зрения как один из видов естественных ресурсов, необходимых для общественного производства.
В 70-е годы многие экономисты стали пользоваться термином "трудовой потенциал", которые первоначально служил синонимом "трудовых ресурсов". Одна из первых попыток разграничить указанные понятия принадлежит В.Г. Костакову2. Он предложил следующую трактовку понятия трудовой потенциал: "Трудовой потенциал - это запасы труда. Они зависят от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, уровня занятости по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности (территориальной и профессиональной)".
Для начального этапа исследования трудового потенциала характерной была следующая ситуация - стремление более объемно выразить категорию "трудовые ресурсы" как единство их количественных и качественных параметров при ведущей роли последних, учитывающих образовательный уровень, профессионально - квалификационную подготовку и мобильность контингентов трудовых ресурсов. Это стремление привело к тому, что некоторые авторы стали включать в число социально-экономических параметров неограниченное количество факторов, характеризующих всю совокупность социально-экономических и организационно-управленческих возможностей, определяющих условия трудовой деятельности. Подобное понимание трудового потенциала было изложено как интегральная форма, количественно и качественно характеризующая способность общества в динамике обеспечить человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития.
Наряду с этими понятиями существовала категория рабочая сила, которая представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует для производства материальных благ и услуг.
В
связи с этим, трудовой
потенциал - это персонифицированная
рабочая сила, рассматриваемая в совокупности
своих качественных характеристик.
1.2. Подходы к понятию "трудовой потенциал"
На современном этапе развития представлений о потенциале сложились три направления.
Сторонники первого считают, что потенциал - это совокупность необходимых для функционирования или развития системы различных ресурсов, главным образом экономических, непосредственно связанных с функционированием производства и ускорением научно - технического прогресса.
Сторонники второго представляют потенциал как систему материальных и трудовых факторов (условий, составляющих), обеспечивающих достижение целей производства.
Сторонники
третьего рассматривают потенциал
как способность комплекса
Представление о сущности потенциала предопределяет подход к его оценке, измерению и управлению. Действительно, когда потенциал рассматривается как совокупность ресурсов, его оценка заключается в установлении качественных и количественных характеристик отдельных видов ресурсов, причем их взаимное влияние не учитывается и не измеряется. Когда речь идет о системе ресурсов, то характеристики ее отдельных составляющих должны дополняться показателями, описывающими систему в целом.
Рассматривая
потенциал как способность
Потребность в резервах — идея не новая. К ней постоянно обращено внимание экономистов, правомерно считающих, что сознательно устанавливаемые обществом пропорции лишь в том случае обеспечивают действительно планомерное развитие, если общество располагает достаточными резервами.
Различие между понятиями «потенциал» и «резервы» заключается в том, что «потенциал» содержит как сущее, так и потенциальное, а «резервы» — только потенциальное, неиспользованное. Используемые резервы, таким образом, есть существенная часть потенциала. При этом уместно напомнить, что функции резервов шире, чем сглаживание стихийных бедствий или учет изменений международной обстановки. Важнейшей функцией резервов является предотвращение нарушений хода воспроизводства вследствие ускорения научно-технического прогресса, внедрения инноваций. Чтобы добиться полного и рационального использования резервов, каждый коллектив должен хорошо знать свой потенциал, иметь необходимое представление о его уровне.
В каждом определенном периоде на предприятии или в его подразделениях образуются отклонения между созданными возможностями и их действительным использованием. Принимая форму неиспользованных возможностей, они выступают в виде производственных резервов, которые, в конечном счете, отражают степень использования производственного и трудового потенциала.
«Резерв» — термин французского происхождения, означающий «запас». В словаре русского языка отмечается, что резерв — это запас, откуда черпают новые силы, ресурсы. Но чтобы иметь резервы, необходимо их создавать. В этом и состоит принципиальный вопрос формирования производственного и трудового потенциала.