Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 04:08, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования в работе является анализ правового статуса субъектов трудового права. Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи: 1. Изучить понятие субъектов трудового права. 2.Проанализировать классификацию субъектов трудового права. 3. Рассмотреть правовой статус работодателя как субъекта трудового права. 4.Охарактеризовать правовой статус работника как субъекта трудового права. 5.Исследовать правовое положение профсоюзов в сфере труда.
Оглавление
Введение……………………………………………………………......................3 Глава 1.Правовые основы субъектов трудового законодательства.............5 1.1.Понятие и классификация субъектов трудового права……………………...5 1.2.Работник как субъект трудового права………………………………………7 1.3.Работодатель как субъект трудового права……………………………...…13 1.4.Работники(объединения работников)как субъекты трудового права…….18 Глава 2.Правовое положение профсоюзов в сфере труда…………………23 2.1.Правовые основы деятельности российских профсоюзов……………...…23 2.2.Понятие,задачи и функции профсоюзов……………………………………26 2.3.Основные права профсоюзов……………………………………………..…28 2.4.Ответсвенность за нарушение профсоюзов………………………………..30 Заключение.……………………………………………………………………..32 Список используемой литературы……………………
3) получение от работодателя
информации по вопросам, непосредственно
затрагивающим интересы работников;
4) обсуждение с работодателем
вопросов о работе организации,
внесение предложений по ее
совершенствованию;
5) участие в разработке и
принятии коллективных договоров;
6) иные формы, определенные
ТК РФ[4;95].
Представители
работников имеют право получать от работодателя
информацию по вопросам:
1) реорганизации или ликвидации
организации;
2) введения технологических
изменений, влекущих за собой
изменение условий труда работников;
3) профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
работников;
4) и другим, предусмотренным
ТК РФ, иными ФЗ, учредительными
документами организации, коллективным
договором.
Представители работников
имеют право также вносить по этим вопросам
в органы управления организацией соответствующие
предложения и участвовать в заседаниях
указанных органов при их рассмотрении.
В соответствии с
ТК РФ учет мнения представительного органа
работников требуется относительно следующих
решений:
1) об отмене режима
неполного рабочего времени (ст.
73 ТК РФ);
2) о привлечении работников
к сверхурочным работам в случаях,
не предусмотренных ч. 3 ст. 99 ТК
РФ;
3) о разделении рабочего
дня на части (ст. 105 ТК РФ);
4) о привлечении к работам
в праздничные дни в случаях,
не предусмотренных ст. 113 ТК РФ;
5) о стимулирующих выплатах
(ст. 144 ТК РФ); [2;114].
Право представительных
органов на получение от работодателя
информации по вопросам, непосредственно
затрагивающим интересы работников, является
важным при реализации не только права
на участие работников в управлении организаций,
но и при коллективно-договорном регулировании
трудовых отношений.[4;96]
Таким образом, объединения
работников-это скопления людей по специально-трудовому
статусу.Эти профсоюзы и коллективы имеют
место быть в сегодняшней системе развития
трудовых отношений.
Таким образом,можно сделать
вывод,что субъектами трудового права
являются участники общественных отношений,составляющих
предмет трудового права.Круг субъектов
трудового права очень велик и каждый
из них имеет свои характерные особенности,которые
обусловлены характеристикой тех отношений,субъектами
которых они в свою очередь являются.
Глава 2.Правовое
положение профсоюзов в сфере труда
2.1.Правовые основы
деятельности российских профсоюзов
Профессиональные союзы возникли
как добровольные объединения рабочих
и служащих по профессиям.
Появление наемного
труда при зарождении классового общества
привело к разделению общества на две
части: наемных работников и работодателя.
Тяжелые и вредные условия труда, в которых
оказывались рабочие, неизбежно вызывали
возмущение и сопротивление работников.
Вопрос о формах сопротивления молодого
рабочего класса стал представлять острую
проблему. Сами работники не в состоянии
были противостоять работодателю и защитить
свои интересы. Объединения работников
в большей или меньшей степени в состоянии
это сделать. Появление профсоюзов вызвало
сопротивление работодателей и государства.
С целью подавления профсоюзов стали вводиться
уголовная ответственность для организаторов
профсоюзов и другое антирабочее законодательство,
которым объединение в профсоюз рассматривалось
как преступный заговор, и деятельность
профсоюзов запрещалась на протяжении
большей части XIX в. [4;98].
Свой исторический путь
прошли и профсоюзы России. После победы
социалистической революции в 1917 г. профсоюзы,
естественно, утратили роль антипода государственной
власти. Они стали исполнять роль ее активного
союзника. Был выдвинут и реализован лозунг:
"Профсоюзы - лицом к производству".
Декларировалось, что профсоюзы выполняют
две функции: производственную и защитную,
но фактически производственная функция
возобладала. Профсоюзы становились частью
государственного аппарата, о чем свидетельствует
переход к ним ряда государственных функций,
таких как охрана труда, государственное
социальное страхование, руководство
соревнования и др. Переход этих функций
означал усиление государственных начал
в деятельности профсоюзов.
В современных условиях
роль профсоюзов существенно меняется.
Прежде всего профсоюзы декларируют твердую
приверженность защите интересов трудящихся
и отказ от выполнения производственных
функций. В новых условиях профсоюзы перешли
от организационного монизма, обусловленного
однопартийной системой, к плюрализму:
в стране возникли и функционируют профсоюзы
различных направлений.
Правовая основа деятельности
профсоюзов в России заключается в закреплении
права граждан на объединение в профсоюзы
для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции
РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон о профсоюзах,
в котором дана достаточно полная и подробная
регламентация прав и обязанностей этих
общественной организации.
До принятия указанного
Закона важную роль в определении правового
статуса профсоюзов Российской Федерации
выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября
1991 г. "Об обеспечении прав профессиональных
союзов в условиях перехода к рыночной
экономике". В настоящее время в России
действуют Конвенции МОТ N 11 "О праве
на организацию и объединение трудящихся
в сельском хозяйстве" (1921) и N 87 "О
свободе ассоциаций и защите права на
организацию" (1948), согласно которым
трудящиеся имеют право создавать по своему
выбору организации и вступать в них для
защиты своих интересов. Такое же право
имеют и предприниматели.
С 1 февраля 2002 г. с момента
вступления в силу ТК РФ, в статьях гл.
58 и других закреплены права профессиональных
союзов, гарантии этих прав и ответственность
за их нарушения, именно поэтому нормы
Закона о профсоюзах следует применять
в соответствии их ТК РФ[2;291].
Правовая регламентация
деятельности профсоюзов представляла
и представляет определенные сложности.
Не все стороны деятельности профсоюзов
подлежат законодательному регулированию.
Внутрисоюзные отношения государством
не регулируются, оно не вмешивается во
внутреннюю деятельность профсоюзов,
подобное вмешательство запрещено законом.
Внутрипрофсоюзные отношения регулируются
исключительно нормами, принимаемыми
самими профсоюзами, прежде всего их уставами.
Эти нормы часто именуются корпоративными,
которые не могут быть отнесены к законодательству,
поскольку государство не участвует в
их разработке и принятии [4;101].
Таким образом, правовые
основы деятельности российских профсоюзов
закреплены в Законе о профсоюзах, который
был принят
12 января 1996 г.; в конвенциях МОТ: № 11 «О
праве на организацию и объединение трудящихся
в сельском хозяйстве» (1921) и № 87 «О свободе
ассоциаций и защите права на организацию»
(1948), согласно которым трудящиеся имеют
право создавать по своему выбору организации
и вступать в них для защиты своих интересов.
2.2.Понятие,задачи
и функции профсоюзов
Профсоюз - добровольное
общественное объединение граждан, связанных
общими производственными, профессиональными
интересами по роду их деятельности, создаваемое
в целях представительства и защиты их
социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший
16-летнего возраста и осуществляющий трудовую
(профессиональную) деятельность, имеет
право по своему усмотрению создавать
профсоюзы для защиты своих интересов,
вступать в них, заниматься профсоюзной
деятельностью и выходить из профсоюзов.
В российских профсоюзах могут состоять
не только граждане Российской Федерации,
проживающие как на территории России,
так и вне ее территории, но также иностранные
граждане и лица без гражданства, проживающие
на территории России.
Профсоюзы могут создавать
свои объединения по отраслевому, территориальному
или иному учитывающему профессиональную
специфику признаку .
Профсоюзы независимы
в своей деятельности от органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления,
работодателя, их объединений, политических
партий и других общественных объединений,
им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается
вмешательство органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и их должностных лиц в деятельность профсоюзов,
которое может повлечь за собой ограничение
прав профсоюзов или воспрепятствовать
законному осуществлению их уставной
деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).[4;102]
Профсоюзы, их объединения
самостоятельно разрабатывают и утверждают
свои уставы, свою структуру, организуют
свою деятельность.
Правосубъектность
профсоюза как юридического лица возникает
с момента их государственной регистрации
в Министерстве юстиции РФ или его территориальном
органе в субъекте РФ по месту нахождения
соответствующего профсоюзного органа.
Но профсоюзы вправе и не регистрироваться,
тогда они не приобретают прав юридического
лица
Реорганизация или прекращение
деятельности профсоюза или первичной
профсоюзной организации может осуществляться
только по решению их членов в порядке,
определяемом уставом профсоюза, положением
о первичной профсоюзной организации,
а их ликвидация как юридического лица
в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельность профсоюза
противоречит Конституции РФ, Конституциям
(уставам) субъектов Федерации, федеральным
законам, она может быть приостановлена
на срок до шести месяцев или запрещена
решением Верховного Суда Российской
Федерации.
Функции профсоюзов - это
направления их деятельности. Так как
профсоюзы возникли для защиты прав и
интересов работающих, поэтому их главная
функция - защитная. Потребность защиты
прав и интересов работников в сфере труда
особенно актуальна в современный период,
обнаживший социально-экономические противоречия.
Функции представительства
работников прямо закреплены в ст. 29 ТК
РФ, согласно которой представителями
работников в социальном партнерстве
являются профессиональные союзы и их
объединения [19].
Таким образом, профсоюзы
входят в политическую систему общества
как специфическая общественная организация
со своими задачами и функциями, определяемыми
их уставами. Основные задачи профсоюзов
связаны с осуществлением их функций -
защиты прав и интересов работников в
сфере труда и иных, непосредственно связанных
с ним отношений.
2.3.Основные права
профсоюзов.
Современное законодательство
позволяет профессиональным союзам сосредоточиться
на выполнении основной задачи - представлять
и защищать социально-экономические интересы
работников, эти права характеризуют отношения
профсоюзов с государственными и хозяйственными
органами решений в сфере труда. Полномочия
профсоюзов принято характеризовать как
права-обязанности: права по отношению
к государственным и хозяйственным органам
и обязанности перед трудящимися.
Основные права и обязанности
профсоюзов перечислены в гл. II Законе
о профсоюзах, согласно которых профсоюзы
вносят предложения и высказывают свое
мнение по проектам законодательных и
других нормативных актов, затрагивающих
социально-трудовые права работников.
Профсоюзы участвуют в разработке государственных
программ занятости.
Профсоюзы ведут коллективные
переговоры и заключают от имени работников
коллективные договоры и соглашения. Профсоюзы
имеют право участвовать в урегулировании
коллективных трудовых споров, в соответствии
с законом проводить забастовки и другие
коллективные действия. Для осуществления
своей уставной деятельности профсоюзы
вправе бесплатно и беспрепятственно
получать от государственных и хозяйственных
органов информацию по социально-трудовым
вопросам [4;105].
Профсоюзные инспекторы
труда, уполномоченные лица по охране
труда профессиональных союзов имеют
право:
1) осуществлять контроль
за соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового
права;
2) проводить независимую
экспертизу условий труда и
обеспечение безопасности работников
организации;
3) принимать участие в
расследовании несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний;
4) получать информацию
от руководителей и иных должностных
лиц организаций о состоянии
условий и охраны труда, а также
о всех несчастных случаях
на производстве и профессиональных
заболеваниях;
5) защищать права и
интересы членов профессионального
союза по вопросам возмещения
вреда, причиненного их здоровью
на производстве (работе);
6) предъявлять работодателям
требования о приостановке работ
в случаях непосредственной угрозы
жизни и здоровью работников;
7) направлять работодателям
представления об устранении
выявленных нарушений законов
и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового
права, обязательные для рассмотрения;
8) осуществлять проверку
состояния условий и охраны
труда, выполнения обязательств
работодателей, предусмотренных коллективными
договорами и соглашениями;
Профессиональные союзы,
их инспекции труда при осуществлении
указанных полномочий взаимодействуют
с государственными органами надзора
и контроля за соблюдением законов и иных
актов, содержащих нормы трудового права.Полномочия
профсоюзов обладают различной юридической
силой. Юридическую силу характеризует
степень обязательности предложений профсоюзов
для государственных и хозяйственных
органов. Одни полномочия носят совещательный
характер,а другие полномочия профсоюзов
носят паритетный характер[18].
Таким образом, профсоюзы имеют довольно широкие
права. Профсоюзы обладают различные полномочиями.
2.4.Ответственность
за нарушение профсоюзов
Лица, нарушающие права
и гарантии деятельности профессиональных
союзов, несут ответственность в соответствии
с федеральным законом. Законодательством
устанавливается судебная защита прав
профессиональных союзов. Дела о нарушениях
прав профсоюзов рассматриваются судом
по заявлению прокурора либо по исковому
заявлению или жалобе соответствующего
органа профсоюза, первичной профсоюзной
организации. За нарушение законодательства
о профсоюзах должностные лица государственных
органов, органов местного самоуправления
несут дисциплинарную, административную,
уголовную ответственность в соответствии
с федеральными законами.
Органы общероссийских
профсоюзов, объединений (ассоциаций)
профсоюзов, первичных профсоюзных организаций
вправе требовать привлечения к дисциплинарной
ответственности вплоть до увольнения
должностных лиц, нарушающих законодательство
о профсоюзах.
Российское законодательство
предусматривает административную ответственность
за нарушение законодательства о труде
и об охране труда. КоАП РФ предусматривает
санкции в виде наложения административного
штрафа на должностных лиц[20].