Субъекты трудового права, их правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить субъекты трудового права и их правой статус.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить понятие и классификацию субъектов трудового права, их правовой статус.
2. Изучить понятия юридические и физические лица.
3.Изучить понятия трудовой коллектив и профессиональные союзы как субъекты трудового права.
4.Рассмотреть органы государственной службы занятости, надзора и контроля и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и классификация субъектов трудового права, их правовой статус…………………………………………………………….
2 Юридические и физические лица………………………………………
3 Трудовой коллектив и профессиональные союзы как субъекты трудового права……………………………………………………………….
4 Органы государственной службы занятости, надзора и контроля….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 62.12 Кб (Скачать)

Каждый из вышеперечисленных  органов осуществляет свою деятельность в конкретной сфере в четко  ограниченных пределах, что позволяет  им действовать наиболее эффективно, не дублируя друг друга.

Особое место в системе  органов государственного надзора и контроля занимает департамент государственной инспекции труда — государственный орган с правами юридического лица, являющийся структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде[2].

Одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей  стране является деятельность системы  государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового  законодательства и наличие общественного  контроля в этой области.

Различие между государственным  надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в  том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции  наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными  полномочиями - правом давать работодателям  обязательные для исполнения предписания  по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в  условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т. д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности.

Профессиональные союзы  в лице их соответствующих органов  и иные уполномоченные работниками  представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

- проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечения безопасности работников  данного юридического лица;

- принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, а также осуществлять  их самостоятельное расследование;

- получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц юридического лица об условиях  и охране труда, а также обо  всех несчастных случаях, произошедших  на производстве, и профессиональных  заболеваниях;

- предъявлять требования  о приостановлении работ в  случаях возникновения угрозы  жизни и здоровью работников;

- осуществлять выдачу  работодателям обязательных к  рассмотрению представлений об  устранении выявленных нарушений  требований охраны труда;

- осуществлять проверку  условий и охраны труда, выполнения  обязательств работодателей по  охране труда, предусмотренных  условиями коллективных договоров  и соглашений;

- принимать участие в  разработке проектов подзаконных  нормативных актов об охране  труда, а также согласовывать  их в порядке, установленном  Правительством РБ;

- обращаться в соответствующие  органы с требованиями о привлечении  к ответственности лиц, виновных  в нарушении требований охраны  труда, сокрытии фактов несчастных  случаев на производстве;

- принимать участие в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками  представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях, в организациях, учреждениях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения соответствующими должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда с указанием сроков[9].

При организации общественного  контроля за условиями и охраной  труда следует иметь в виду, что успешное выполнение уполномоченными  лицами поставленных перед ними задач  и функций возможно при условии  оказания им необходимой помощи и  поддержки со стороны администрации  юридического лица, профсоюзных и  иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые основания такого взаимодействия в целях выполнения требований охраны труда определяются соответствующими нормами законодательства о труде и охране труда, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность указанных общественных органов.

В зависимости от конкретных условий деятельности в структурном  подразделении юридического лица может  быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и  сроки полномочий могут быть согласованы  условиями коллективного договора или другим совместным решением работодателя и представительного органа работников. Уполномоченные могут избираться как  в структурных подразделениях, так  и в целом по предприятию, организации, учреждению, на общем собрании работников на срок не менее двух лет. Уполномоченные могут быть избраны также из числа  специалистов, не являющихся работниками  данного юридического лица, при условии  согласования такого действия с работодателями. Как правило, уполномоченные включаются в состав комитета (комиссии) по охране труда данного предприятия, организации, учреждения. Избирать уполномоченными  лицами тех работников, которые в  силу своих служебных обязанностей (занимаемой должности) несут ответственность за состояние охраны труда, является нецелесообразным.

В обязанности работодателя входит обеспечение уполномоченных нормативными и справочными материалами  по охране труда за счет средств  юридического лица (работодателя). Уполномоченным лицам должны выдаваться соответствующие  удостоверения и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется  предоставлять им необходимое время  в течение рабочего дня, устанавливать  дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительных органов  работников юридического лица.

Законодательство о труде.

Законодательство о труде – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Законодательство о труде устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности, регулирует трудовые отношения работников, обеспечивает охрану их прав. Трудовое законодательство устанавливает основные трудовые права и обязанности  рабочих и служащих, трудовую дисциплину, гарантии приема на работу, обязанности администрации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, проведение инструктажей по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам охраны труда[9].

Кроме трудовых отношений  предметом законодательства о труде  выступают иные общественные отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, обеспечением занятости населения, контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, государственным социальным страхованием, рассмотрением трудовых споров.

Целями законодательства о труде являются установление государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий  труда, защита прав и интересов работников и нанимателей.

Источниками законодательства о труде Республики Беларусь являются:

1.    Конституция Республики Беларусь. Гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. А также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), а лицам, работающим по найму, справедливую долю вознаграждения  (ст. 42).

2.    Трудовой кодекс Республики Беларусь. Является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим сферу трудовых и связанных с ними отношений. Задачами Трудового кодекса Республики Беларусь являются: регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей (Гл. 16, ст. 221-232 Трудового кодекса Республики Беларусь).

3.    Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г.   Этот правовой акт на законодательном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регулирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития. Данным законом установлено право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по иным основаниям. Установление этих норм значительно расширило круг лиц, имеющих гарантии права на охрану труда.

Согласно ст.462-465 Трудового  кодекса Республики Беларусь контроль за соблюдением  законодательства о труде и правил по охране труда осуществляет[12]:

1.     Специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

2.     Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы.

К специальным органам  и инспекциям относятся:

1.     Государственный комитет  по энергосбережению и энергетическому надзору.

2.     Министерство труда и социальной защиты.

3.     Государственный санитарный надзор.

4.     Государственный пожарный надзор.

5.     Государственный технический надзор и др.

Министерства и ведомства  осуществляют внутриведомственный  контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Статьями 198 и 465 Трудового  Кодекса Республики Беларусь установлена  дисциплинарная, административная и  уголовная ответственность за нарушение  законодательства о труде и правил по охране труда. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении соглашений и коллективных договоров или препятствующие деятельности профсоюзов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Дисциплинарная ответственность. Это ответственность, устанавливаемая в соответствии с трудовым законодательством за противоправное или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок). На виновных администрацией (оформлено приказом руководителя) применяются следующие виды взысканий: замечание (постановка на вид), выговор, увольнение (ст. 198 ТК РБ). Право выбора меры дисциплинарной ответственности работников принадлежит нанимателю и определяются правилами внутреннего трудового распорядка.

Административная ответственность. Это разновидность юридической ответственности, выражающаяся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться различные административные взыскания, например письменное предупреждение, штраф, лишение специальных прав, предоставленных данному гражданину (водительское удостоверение, охотничий билет и др.), исправительные работы (Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь). Уголовная ответственность. Предусматривается за нарушение правил ТБ, производственной санитарии и трудового законодательства, если нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастный случай или другие тяжкие последствия. Мера наказания определяется в зависимости от тяжести преступления решением суда (Уголовный кодекс Республики Беларусь)[12].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Круг субъектов трудового  права в основном предопределяется составом участников тех общественных отношений, которые составляют его  предмет. Именно их права и обязанности  в сфере социально-трудовых отношений  закрепляются в действующем законодательстве, локальных нормативных правовых актах. Следовательно, субъекты трудового  права это лица, наделенные трудовой правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью), правами и обязанностями, предусмотренные законами о труде.

Работник и работодатель являются основными субъектами трудового  права. Основной правовой статус фиксирует  в полном объеме права, свободы и  обязанности человека и гражданина в РБ .

Указанные права и обязанности, в отличие от иных, принято именовать  «статутными», они получают свое развитие и детализацию в субъективных правах и обязанностях, составляющих содержание конкретных трудовых правоотношений. С возникновением трудового правоотношения правовой статус физического лица как  бы сливается с правовым статусом субъекта данного правоотношения –  работника.

В целом правовое положение  субъектов определяется трудовой правосубъектностью, совокупностью признанных Конституцией РБ и законами о труде исходных (статутных) прав и обязанностей, ответственностью за неисполнение возложенных обязанностей. Применительно к работникам и их представителям необходимо подчеркнуть и существование юридических гарантий трудовых прав. Трудовая правосубъектность представляет собой особое свойство субъектов трудового права, их способность иметь права и обязанности (правоспособность), способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (дееспособность)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Важенкова, Т.В. Трудовое право: учеб. пособие / Т.В. Важенкова. – Мн.: Амалфея, 2008. – 432 с.
  2. Конституция РБ
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь для профессионалов в 40 выпусках. Вып. 1. / В. И. Кривой. – Могилев, 2007.
  4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. М. Куренной [и др.]. – М., 2007.
  5. Гражданский кодекс РБ
  6. Лушникова, М.В. Работодатель как субъект трудового права / М.В. Лушникова // Очерки по трудовому праву. Вып. 3.– Ярославль, 1996.
  7. Лушникова, М. В. Курс трудового права: учебник в 2 томах. Т. 2. Трудовые права в системе прав человека. Индивидуальное трудовое право / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – М., 2004.
  8. Лушникова, М. В.  Очерки   теории   трудового   права  / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – СПб., 2006.
  9. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / под ред. Г.А. Василевича; редкол.: В.Г. Голованов [и др.]. – Мн., 2008.
  10. Скобелкин, В.Н. Трудовые правоотношения / В. Н. Скобелкин. – М., 1999.
  11. Трудовое право: учебник / В. И. Семенков [и др.]; под общ. ред. В. И. Семенкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн., 2006.
  12. Трудовой кодекс РБ

Информация о работе Субъекты трудового права, их правовой статус