Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 00:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить субъекты трудового права и их правой статус.
В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить понятие и классификацию субъектов трудового права, их правовой статус.
2. Изучить понятия юридические и физические лица.
3.Изучить понятия трудовой коллектив и профессиональные союзы как субъекты трудового права.
4.Рассмотреть органы государственной службы занятости, надзора и контроля и др.
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и классификация субъектов трудового права, их правовой статус…………………………………………………………….
2 Юридические и физические лица………………………………………
3 Трудовой коллектив и профессиональные союзы как субъекты трудового права……………………………………………………………….
4 Органы государственной службы занятости, надзора и контроля….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Каждый из вышеперечисленных органов осуществляет свою деятельность в конкретной сфере в четко ограниченных пределах, что позволяет им действовать наиболее эффективно, не дублируя друг друга.
Особое место в системе органов государственного надзора и контроля занимает департамент государственной инспекции труда — государственный орган с правами юридического лица, являющийся структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде[2].
Одной из гарантий соблюдения
трудовых прав граждан в нашей
стране является деятельность системы
государственных органов
Различие между
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
- проводить независимую
экспертизу условий труда и
обеспечения безопасности
- принимать участие в
расследовании несчастных
- получать информацию
от руководителей и иных
- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях возникновения угрозы жизни и здоровью работников;
- осуществлять выдачу
работодателям обязательных к
рассмотрению представлений об
устранении выявленных
- осуществлять проверку
условий и охраны труда,
- принимать участие в
разработке проектов
- обращаться в соответствующие
органы с требованиями о
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях, в организациях, учреждениях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения соответствующими должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда с указанием сроков[9].
При организации общественного контроля за условиями и охраной труда следует иметь в виду, что успешное выполнение уполномоченными лицами поставленных перед ними задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации юридического лица, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые основания такого взаимодействия в целях выполнения требований охраны труда определяются соответствующими нормами законодательства о труде и охране труда, а также других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность указанных общественных органов.
В зависимости от конкретных
условий деятельности в структурном
подразделении юридического лица может
быть избрано несколько
В обязанности работодателя входит обеспечение уполномоченных нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств юридического лица (работодателя). Уполномоченным лицам должны выдаваться соответствующие удостоверения и для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или иным совместным решением работодателя и представительных органов работников юридического лица.
Законодательство о труде.
Законодательство о труде – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Законодательство о труде устанавливает нормы трудовых процессов, тесно связанных с вопросами техники безопасности, регулирует трудовые отношения работников, обеспечивает охрану их прав. Трудовое законодательство устанавливает основные трудовые права и обязанности рабочих и служащих, трудовую дисциплину, гарантии приема на работу, обязанности администрации по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, проведение инструктажей по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам охраны труда[9]. Кроме трудовых отношений предметом законодательства о труде выступают иные общественные отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, обеспечением занятости населения, контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, государственным социальным страхованием, рассмотрением трудовых споров. Целями законодательства о труде являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и нанимателей. Источниками законодательства о труде Республики Беларусь являются: 1. Конституция Республики Беларусь. Гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей. А также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41), а лицам, работающим по найму, справедливую долю вознаграждения (ст. 42). 2. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим сферу трудовых и связанных с ними отношений. Задачами Трудового кодекса Республики Беларусь являются: регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей (Гл. 16, ст. 221-232 Трудового кодекса Республики Беларусь). 3. Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г. Этот правовой акт на законодательном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регулирования общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития. Данным законом установлено право на охрану труда не только граждан, работающих по трудовым договорам, но и граждан, привлекаемых к труду по иным основаниям. Установление этих норм значительно расширило круг лиц, имеющих гарантии права на охрану труда. Согласно ст.462-465 Трудового кодекса Республики Беларусь контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляет[12]: 1. Специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. 2. Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы. К специальным органам и инспекциям относятся: 1. Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору. 2. Министерство труда и социальной защиты. 3. Государственный санитарный надзор. 4. Государственный пожарный надзор. 5. Государственный технический надзор и др. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Статьями 198 и 465 Трудового Кодекса Республики Беларусь установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении соглашений и коллективных договоров или препятствующие деятельности профсоюзов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. Дисциплинарная Административная
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Круг субъектов трудового
права в основном предопределяется
составом участников тех общественных
отношений, которые составляют его
предмет. Именно их права и обязанности
в сфере социально-трудовых отношений
закрепляются в действующем Работник и работодатель являются основными субъектами трудового права. Основной правовой статус фиксирует в полном объеме права, свободы и обязанности человека и гражданина в РБ . Указанные права и обязанности, в отличие от иных, принято именовать «статутными», они получают свое развитие и детализацию в субъективных правах и обязанностях, составляющих содержание конкретных трудовых правоотношений. С возникновением трудового правоотношения правовой статус физического лица как бы сливается с правовым статусом субъекта данного правоотношения – работника. В целом правовое положение субъектов определяется трудовой правосубъектностью, совокупностью признанных Конституцией РБ и законами о труде исходных (статутных) прав и обязанностей, ответственностью за неисполнение возложенных обязанностей. Применительно к работникам и их представителям необходимо подчеркнуть и существование юридических гарантий трудовых прав. Трудовая правосубъектность представляет собой особое свойство субъектов трудового права, их способность иметь права и обязанности (правоспособность), способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (дееспособность) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
Информация о работе Субъекты трудового права, их правовой статус