Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года1 определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления государство. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие трудовых споров………………………………………………….5
Глава 2.Рассмотрение трудовых споров в КТС…………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………….25
Список источников и литературы…………………………………………………27
В ряде случаев индивидуальные трудовые споры возникают вследствие недобросовестного отношения некоторых работников к исполнению своих трудовых обязанностей и предъявления ими незаконных требовании, а также вследствие сознательного нарушения отдельными работодателями законодательства о труде.
Дальнейшее
совершенствование трудового
Законодательство
о труде предусматривает
1)
между работником и
2)
между работником и
3)
между профсоюзным комитетом
и работодателем по поводу
установления новых или
Предметом
индивидуального трудового
Предметом индивидуальных трудовых споров между администрацией и работником может быть обязанность возмещения материального ущерба организации неправомерным поведением работника. В таких случаях заявление (иск) подается администрацией организации.
Несколько
слов о компетенции и
Компетенция – это совокупность полномочий (прав и обязанностей) органа в определенной сфере деятельности. При этом полномочия органа одновременно являются его обязанностями. В частности, рассмотрение трудового спора есть право и одновременно обязанность соответствующих органов , если к ним обратились с надлежащим заявлением. Органы по рассмотрению трудовых споров не вправе отказать в приеме заявления или в рассмотрении спора6.
Подведомственность – это определенная компетенция определенных органов по рассмотрению тех или иных видов трудовых споров. Подведомственность определяется видом трудового спора по субъектам (индивидуальный или коллективный) и по содержанию (по установлению условий труда или по их применению). Каждый из органов рассматривает споры, ему подведомственные. Следовательно, прежде чем обратиться за решением трудового спора, надо знать куда, в какой именно орган следует подать заявление (иск).
Подведомственность юрисдикционного органа определяется законодательным актом (Трудовым кодексом и Гражданским процессуальным кодексом) как круг трудовых споров о праве, на рассмотрение и разрешение которых правомочен орган. Именно по кругу тех трудовых споров, которые каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать и разрешать, проводится разграничение подведомственности каждого органа в области рассмотрения споров. Решение органа по трудовому спору только тогда имеет юридическую силу, когда оно вынесено по подведомственному ему вопросу.
Поэтому необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и в вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия, но различным порядком.
Подведомственность определяется в зависимости от участников спора. Индивидуальные трудовые споры в соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ7 рассматриваются КТС и судами. Однако сегодня Трудовой кодекс РФ предполагает возможность обращения работника с жалобой (просьбой разрешить возникшую проблему) в государственную инспекцию труда субъекта федерации. Однако такая инспекция не является основным органом для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
Термин подведомственность обычно определяют как круг споров, круг дел, разрешение которых отнесено к ведению того или иного органа либо должностного лица. Термин подведомственность применяется по виду спора либо по виду органа, который рассматривает спор. В первом случае мы говорим о праве органов рассматривать те или иные споры. Например, споры о восстановлении на работе работников подлежат рассмотрению только в судебном порядке.
Трудовой кодекс РФ в ряде статей прямо предусматривает обжалование отдельных решений работодателя в Рострудинспекцию, например, ст. 193 Трудового кодекса РФ. Ст. 291 Трудового кодекса РФ8 предусматривает возможность при расследовании несчастных случаев на производстве обжаловать решение в суды или Рострудинспекцию. Таким образом, можно сказать, что государственная инспекция труда наделена полномочиями по решению трудовых споров (коллективных и индивидуальных) между работниками и работодателем.
Компетенция специализированных органов по разрешению трудовых споров – их Трудовой кодекс РФ называет в ст. 382 (КТС и суд). Сейчас никто не вправе отменить решение КТС, и прокурор может обратиться с жалобой либо в суд, либо в КТС.
КТС
подведомственны все
Споры,
связанные с трудовыми
Главным вопросом является вопрос оплаты труда. Определение подведомственности таких споров сомнений не вызывает.
Общие вопросы оплаты труда: по ст. 133 Трудового кодекса РФ12 месячная зарплата работника отработавшего за месяц выполненную норму труда и отработавшего норму времени не может быть ниже МРОТ. Также базовая тарифная ставка не должна быть меньше МРОТ.
Вопрос премий. КТС могут рассматриваться споры связанные с премиями, которые входят в состав зарплаты работника, вопросы премирования по другим основаниям не относятся к компетенции КТС (например, премии по результатам соревнования, связанные с юбилейными датами, за рационалистическую деятельность). Есть такая формула, КТС как правило рассматривает споры связанные с премиями, если право на получение этой премии возникает у всех работников выполнивших условия положения о премировании. Нередко отдельные вопросы стимулирования труда работника решаются в коллективном договоре, напр., в него может быть включено обязательство о выплате премий не с учетом, а по согласованию с профсоюзом. Премиальное положение становится локальным нормативным актом, а соответственно работодатель не может в одностороннем порядке отступить от условий положения и работник может обжаловать данные действия работодателя. Может существовать фонд начальника цеха, мастера, премии из этого фонда могут выплачиваться с согласованием с профгрупоргом. Потребовать выплаты такой премии через КТС практически невозможно. Т.к. эти премии – чистый субъективизм. Однако КТС отказать в приеме такого заявления по причине неподведомственности не в праве. Но они могут работнику объяснить бесполезность такого разбирательства.
Оплата
труда при отклонении от норм труда
(за сверхурочную работу и т.д.). Т.к.
это споры связанные с
Удержание из зарплаты – это значительная доля проходящих через КТС вопросов оплаты труда. В общем виде их подведомственность можно определить так – все споры связанные с удержанием зарплаты предусмотренной в трудовом законодательстве могут быть рассмотрены КТС. Т.е. споры об удержании, которые попадают под действие других отраслей права, напр., споры об удержании алиментов, КТС рассматриваться не могут. Напр., если подоходный налог удержан в большем размере, чем кажется работнику, то такие споры должны решаться через налоговые органы и действия налоговых органов обжалуются в суд, а не КТС.
Гарантийные компенсационные выплаты. Во всех случаях, когда такие выплаты не произведены или их размер меньше чем должен быть, то работник вправе обратиться в КТС. Но, напр., споры о взыскании средней зарплаты при задержке выдачи трудовой книжке подлежат рассмотрению в общем порядке, т.е. и КТС может их разрешать.
Спор по рабочему времени и времени отдыха. Например, лица, работающие по гибкому графику, могут при нарушении переводиться на жесткий график до трех месяцев, при повторном нарушении до двух лет, споры в таких случаях также подведомственны КТС.
Помимо обжалования взысканий, работники могут обжаловать применение других мер правового воздействия, например, если работник считает, что дисциплинарное взыскание возложено на него неправомерно или он не согласен с размером меры взыскания или ее вида. Кроме того, в КТС может быть оспорено такое взыскание, как устное замечание. Требования по досрочному снятию дисциплинарного взыскания в КТС не рассматриваются.
Судебная подведомственность индивидуальных трудовых споров. С одной стороны определяется круг споров подлежащих судебному разбирательству, с другой стороны определяется компетенция суда по рассмотрению трудовых дел.
Поскольку КТС является органом досудебного рассмотрения трудовых споров, значит, любой вопрос подведомственный КТС может рассматриваться в судебном порядке. Ст. 391 Трудового кодекса РФ13 предусматривает возможность работника решать вопрос о том, где рассматривать его трудовой спор. Однако есть группа споров, где усмотрение работника сужено только до одного органа – суда. Ст. 391 называет случаи, исключительной подведомственности судам индивидуальных трудовых споров: