Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:25, реферат
Формирование кадрового резерва является составной частью развития персонала и планирования карьеры. Работа с кадровым резервом тесно взаимосвязана с другими технологиями управления персоналом.
Выделяют несколько видов кадрового резерва. Т. А. Комиссарова и Т. Ю. Базаров различают кадровые резервы по виду деятельности и по времени назначения.
К первой группе относятся резерв развития и резерв функционирования.
мотивация
труда — интерес к
профессионализм
и компетентность —
личностные
качества и потенциальные
Фактически при
формировании кадрового резерва
основной целью является выявление
из внутренних кадровых ресурсов компании
людей, способных стать эффективными
руководителями. Необходимо создать
обстановку, в которой потенциальные
лидеры проявят свои таланты.
Деятельность
по выявлению лиц с прирожденными
и (или) сформировавшимися лидерскими
качествами может исходить как из
тезиса «лидерами рождаются», так
и из признания возможности целенаправленного
воспитания лидеров. В первом случае
речь идет об обнаружении лидерских
способностей у сотрудников, работающих
в компании, во втором — о привлечении
уже сформировавшихся и проявивших
себя лидеров.
Эффективное управление
персоналом и развитие организации
во многом определяются личностными
и профессиональными качествами самого
руководителя организации, степенью осознания
им необходимости учиться самому
и способствовать обучению других,
чтобы соответствовать
Новым критерием
определения ценности руководителя
является управленческая компетенция.
Если раньше организацию интересовало,
что сам руководитель знает и
может сделать, то теперь ее заботит
его умение заставить работать других.
Немногие специалисты готовы или
подготовлены своей организацией к
такому радикальному изменению характера
своей работы и обязанностей.
Однако принципам
управления может научиться и
успешно применять их любой человек,
обладающий нормальным интеллектом и
умственными способностями, конструктивно
и критически относящийся к
себе и к своей работе. Он должен
иметь желание руководить, не придерживаться
пассивной позиции и сделать
все необходимое для достижения
желаемых результатов, не ждать, пока они
возникнут сами собой, а своими усилиями
добиваться появления нужных результатов
на деле.
В. Р. Веснин разделяет
качества, которые необходимы руководителю,
на профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным качествам
относятся те, которые характеризуют
любого грамотного специалиста, и
обладание которыми является лишь необходимой
предпосылкой для выполнения им обязанностей
руководителя. Ими являются: высокий
уровень образования, опыт работы, компетентность;
широта взглядов, эрудиция, глубокие
знания как своей, так и смежных
сфер деятельности; стремление к
постоянному
К личным качествам
относятся высокие моральные
стандар-физическое и психологическое
здоровье, высокий уровень внутренней
культуры, отзывчивость, доброжелательное
отношение к людям, оптимизм, уверенность
в себе.
Однако для
руководителя наиболее важны деловые
качества, которые состоят в знании
организации, способности обеспечить
ее деятельность, умении распределить
задачи среди подчиненных, координировать
и контролировать их осуществление.
К ним также относятся
Таким образом,
существует широкий набор характеристик
идеального руководителя, и каждая
организация должна составить свой
портрет идеального руководителя, который
соответствовал бы ее особенностям,
целям и специфике
Следует заметить,
что продвижение по службе зависит
не только от личных, профессиональных
и деловых качеств работника,
но и от объективных условий, к
числу которых относятся:
высшая
точка карьеры — высший пост,
существующий в конкретной
длина
карьеры — количество позиций
на пути от первой позиции,
занимаемой индивидуумом в
показатель
уровня позиции — отношение
числа лиц, занятых на
показатель
потенциальной мобильности —
отношение (в некоторый
Таким образом,
на этапе формирования кадрового
резерва работники организации
оцениваются по всем основным параметрам
с помощью различных методов.
Наиболее перспективные кандидаты, соответствующие
требованиям, которые составляют
портрет идеального кандидата на
конкретную резервируемую должность,
включаются в кадровый резерв. Руководство
организации и служба персонала
составляет списки резервистов, являющиеся
основой для выдвижения кандидатов
на вакантную должность. Включенные
в кадровый резерв работники проходят
необходимую подготовку для занятия
потенциальной вакантной
4. Организация
работы с кадровым резервом
Для достижения
конечной цели системы кадрового
резервирования, а именно назначения
кандидата на вакантную должность
руководителя, недостаточно отобрать
способных к продвижению сотрудников
— важно правильно подготовить их к должности
и организовать продвижение.
Подготовка кандидатов
(преемников) является особым видом профессионального
развития, поскольку имеет целевой
характер (подготовка к занятию
определенной должности), но в то же
время может включать развитие самых
разнообразных качеств, навыков
и умений (комплексная подготовка
будущего руководителя). Для подготовки
преемников могут использоваться любые
средства профессионального развития,
однако, по возможности, особый акцент
делается на практическую работу в
целевой руководящей должности:
стажировки, временное замещение,
ученичество.
Подготовка кадрового
резерва состоит в обучении и
воспитании работников, зачисленных
в резерв, систематическом и все
Для улучшения
подготовки кандидата к руководящей
работе и контроля за его деятельностью
в период нахождения в резерве
для каждого зачисленного в резерв
специалиста составляется индивидуальный
план повышения квалификации.
Кандидат, состоящий
в резерве кадров, является стажером.
Для каждого стажера
Следует отметить,
что подготовка планов производится
на основе сопоставления характеристик
каждого резервиста с портретом
идеального работника для конкретной
должности. Результатом сопоставления
характеристик преемника и
Таким образом,
в индивидуальных планах предусматриваются
конкретные мероприятия, обеспечивающие
приобретение специалистом необходимых
теоретических и практических знаний,
более глубокое освоение им навыков
предстоящей деятельности.
Реализация планов
подготовки преемников требует участия
трех сторон: самого кандидата, службы
управления персоналом и руководителя
стажировки, а также высшего руководства
организации. Руководство организации
должно хорошо представлять, что реализация
плана требует от преемника значительных
дополнительных (по сравнению с «нормальной»
работой в должности) затрат времени,
интеллектуальных и физических усилий,
поэтому необходимо мотивировать его
на активное участие в программе
развития. Как правило, наиболее сильным
фактором мотивации является возможность
занять в перспективе одну из ключевых
должностей, однако отделу профессиональной
подготовки не следует забывать
и о других интересах и потребностях
сотрудника, особенно в том случае,
если организация не информирует преемников
о включении в резерв. Потенциальными
факторами мотивации могут
От руководства
организации, включая непосредственного
начальника преемника, также зависит
успех реализации индивидуального
плана. Во-первых, руководители распоряжаются
необходимыми для этого ресурсами:
принимают решения о на
Роль отдела
профессиональной подготовки и руководителей
стажировки состоит прежде всего
в осуществлении общего контроля
над функционированием процесса
подготовки преемников и привлечении
внимания высших руководителей к
этому стратегически важному для
организации процессу.
Таким образом,
индивидуальный план является основным
ориентиром при прохождении резервистом
подготовки, в котором учитываются
основные мероприятия по теоретической
и практической деятельности работника
для освоения основных функций в
резервируемой должности. Данный план
в течение всего периода
Выделяют три
основных формы подготовки резервистов:
индивидуальная подготовка под руководством наставника;
стажировка в должности на своем или другом предприятии;
повышение
квалификации в зависимости от
планируемой Должности.
Очень часто
подготовка в резерве совмещается
с таким инструментом
Следует отметить,
что Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина
помимо рофессиональной выделяют социально-психологическую
подготовку, т. е. социально-психологическую
адаптацию кандидата, детальное
ознакомление с правилами и технологиями
коммуникации и принятия решений
на новом уровне управления, введение
кандидата в трудовой коллектив
уже в новом качестве1.
Информация о работе Работа с резервом кадров на выдвижении, цели и задачи