Причины и обстоятельства трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:48, реферат

Краткое описание

Причинами, по которым возможны трудовые споры могут быть как виновные действия должностных лиц, отражающие их субъективные негативные черты, гак и негативные действия со стороны трудового коллектива или конкретного работника. Частными причинами индивидуальных трудовых споров являются стремления работников оспорить правомерные действия нанимателя или желание установления новых условий труда без должного на то основания.

Файлы: 1 файл

тп11.docx

— 63.68 Кб (Скачать)

Предмет, стороны и виды коллективных трудовых споров

Предметом коллективных трудовых споров являются права и интересы работников, касающиеся социально-экономических условий их труда и быта.

Под социально-экономическими условиями труда и быта, в связи с установлением или изменением которых могут возникнуть коллективные трудовые споры, понимаются положения:

  • -организации труда и повышения эффективности производства;
  • -нормирования, форм, систем оплаты труда, иных  видов доходов работников;
  • -размеров тарифных ставок и служебных окладов, доплат и надбавок к ним;
  • -индексации заработной платы (доходов);
  • -создания здоровых и безопасных условий труда, улучшения охраны здоровья, гарантий медицинского страхования членов трудового коллектива и их семей, охраны . окружающей среды;
  • -заключения и расторжения трудовых договоров;
  • -обеспечения занятости, подготовки, повышения квалификации, переподготовки, трудоустройства высвобожденных работников;
  • -регулирования внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
  • -строительства, содержания и распределения жилья, объектов социально-культурного назначения;
  • -организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
  • -создания условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников и др.

По признаку субъекта следует отличать коллективный трудовой спор от индивидуального трудового  спора. Несколько одинаковых по содержанию (предмету) индивидуальных трудовых споров, даже если они вытекают из коллективного договора, соглашения, в сумме не составляют коллективного и должны рассматриваться в порядке, установленном главой 17 ТК. Например, претензия группы работников по поводу задержки заработной платы должна рассматриваться в порядке разрешения индивидуального трудового спора.

Однако, если сроки выплаты заработной платы  определены локальным нормативным актом, т.е. коллективным договором, спор о соблюдении обязательств нанимателем может принять коллективный характер, при условии, что стороной спора выступит сторона, подписавшая указанный акт.

Коллективные  трудовые споры об установлении, изменении или прекращении социально-экономических условий труда и быта работников принято называть спорами интересов.

Коллективные трудовые споры о невыполнении либо толковании коллективных договоров, соглашений именуются спорами о применении коллективных договоров, соглашений.

Наряду с  указанными видами споров существует деление коллективных трудовых споров на споры материального и споры процедурного характера.

Коллективные  трудовые споры материального характера предполагают разногласия по содержанию трудовых прав и интересов работников.

К процедурным  спорам относятся коллективные трудовые споры, связанные с нарушением правовых норм, регламентирующих участие профсоюзов в решении вопросов установления коллективных условий труда и порядка разрешения коллективных трудовых споров.

Разрешение коллективных трудовых споров

Порядок разрешения

Порядок разрешения коллективных трудовых споров указан в Трудовом Кодексе Республики Беларусь.

В случае возникновения  разногласий между нанимателем и работниками возбуждению спора должна предшествовать процедура их обсуждения на общем собрании членов профсоюза или работников не членов профсоюза.

В соответствии со ст. 379 Трудового Кодекса, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины его участников, а конференция — при участии не менее двух третей избранных делегатов. На собрании (конференции) ведется протокол. Требования нанимателю утверждаются большинством голосов работников, присутствующих на собрании (конференции), излагаются в письменной форме, подписываются председателем и секретарем собрания (конференции) и направляются нанимателю.

Наниматель  обязан рассмотреть требования и  в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня их получения уведомить о своём решении представительный орган работников и в трёхдневный срок Республиканский трудовой арбитраж о возникшем споре.

Отказ нанимателя удовлетворить требования работников служит основанием для проведения примирительных процедур.

День, в который  наниматель сообщает решение об отклонении всех или части требований работников, или день истечения установленного срока для уведомления профсоюза  о своем решении считается  началом коллективного трудового спора.

Нарушение нанимателем  установленного 10-дневного срока для  уведомления представительного  органа работников о своём решении  следует рассматривать как получение  отрицательного ответа.

В соответствии с Положением об обязательной регистрации коллективных трудовых споров (конфликтов), утверждённым постановлением Министерства труда Республики Беларусь и Республиканского трудового арбитража от 30 мая 1996г. №34/2, наниматель обязан в течении трёх дней с момента возникновения спора заполнить и направить в Республиканский трудовой арбитраж карточку установленного образца.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, примирительные процедуры и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Установленный порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) можно разделить на несколько стадий:

  • - рассмотрение спора примирительной комиссией;
  • - посредничество;
  • - рассмотрение спора трудовым арбитражем;
  • - использование работниками права на забастовку.

Примирительные процедуры, направленные на разрешение коллективного трудового спора, должны проводиться в сроки, установленные законодательством. В случае необходимости эти сроки могут быть продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Примирительная комиссия

Основной и обязательной стадией разрешения коллективного трудового спора является рассмотрение его примирительной комиссией. (Статья380. Трудовой кодекс Республики Беларусь)

На этой стадии примирения стороны спора стремятся, сами выработать согласованное решение  путем взаимных уступок и компромиссов. Обязательность рассмотрения спора примирительной комиссией предопределяется тем, что после рассмотрения спора примирительной комиссией стороны спора вправе перейти к использованию других форм разрешения спора.

Примирительная  комиссия создаётся сторонами спора  на паритетной основе в трёхдневный  срок после возникновения спора. Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

Члены примирительной комиссии – представители сторон спора в течение трёх дней большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена комиссии, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя. Способ избрания нейтрального члена определяется примирительной комиссией. Размер и порядок выплаты вознаграждения нейтральному члену определяется соглашением между нейтральным членом и сторонами спора.

При недостижении решения о выборе нейтрального члена  примирительной комиссии он назначается  в пятидневный срок Правительством Республики Беларусь или уполномоченным органом.

Наниматель  обязан создавать необходимые условия  для работы примирительной комиссии. На рассмотрение примирительной комиссии выносятся требования работников, которые не были удовлетворены нанимателем.

Коллективный  трудовой спор должен быть рассмотрен в срок до пяти дней с момента  избрания нейтрального члена комиссии. В случае, когда комиссия не смогла в установленный срок принять предложения по разрешению спора, стороны вправе по договоренности между собой продлить срок работы комиссии. В противном случае считается, что стороны не согласны с предложениями комиссии, и они вправе перейти к другим процедурам.

Примирительная комиссия имеет право проводить необходимые консультации с нанимателем, профсоюзом, с органами государственного управления, другими заинтересованными организациями, экспертами.

Законодательно  не урегулирован порядок деятельности примирительной комиссии. Это позволяет сделать вывод, что регламент работы комиссии определяется на ее первом заседании, при условии, если указанные вопросы не были оговорены в коллективном договоре, соглашении. В протоколах заседаний примирительной комиссии следует отражать присутствие членов комиссии, избрание председательствующего, обсуждаемые вопросы, мнения сторон, результаты голосования, содержание решений по каждому требованию коллектива.

Предложения примирительной комиссии по разрешению спора носят рекомендательный характер. Они принимаются большинством голосов ее членов, подписываются председателем и направляются сторонами для принятия решения по спору.

Если стороны  в течение пяти дней письменно  не выразили согласия с предложениями  комиссии, считается, что они не согласны с этими предложениями. При согласии сторон спор прекращается.

Посредничество

При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны спора по взаимной договоренности могут прибегнуть к проведению примирительной процедуры с участием посредника.

Посредничество - это процедура примирения сторон коллективного трудового спора  с участием независимого эксперта-посредника.

Поскольку посредничество как самостоятельная стадия разрешения коллективного трудового спора не является обязательной для сторон, Закон не ограничивает их сроками по достижении соглашения об этом.

Соглашение  о посредничестве стороны вправе заключить до возникновения разногласий между ними, предусмотрев эти вопросы в коллективном договоре, соглашении.

Обращение к  посреднику следует оформлять письменным заявлением, подписанным сторонами спора. Взаимоотношения с посредником, включая вознаграждение за оказание услуг, определяются соглашением между ним и сторонами спора.

В целях оказания помощи сторонам коллективных трудовых споров в проведении примирительной процедуры с участием посредника объединения нанимателей и профсоюзов, иные субъекты хозяйствования могут создавать службы посредничества

Посредник имеет  право запрашивать и получать от нанимателя необходимую информацию, касающуюся коллективного трудового спора, проводить со сторонами консультации (в том числе конфиденциальные), а также совершать другие правомерные действия, направленные на урегулирование спора.

Рассмотрение  спора с участием посредника осуществляется в срок до пяти дней с момента его приглашения и завершается внесением предложений по разрешению спора. Мнение посредника не является обязательным для сторон. Однако, если стороны спора выразили свое согласие с предложениями посредника, спор прекращается.

Трудовой арбитраж

При несогласии сторон спора с предложениями посредника коллективный трудовой спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража. Стороны спора могут создать свой трудовой арбитраж на добровольной основе в срок не позднее пяти дней с момента окончания его рассмотрения примирительной комиссией или посредником.

Таким образом, трудовой арбитраж может быть временным, т.е. для разрешения конкретного спора, или постоянными - для рассмотрения всех споров, возникающих у нанимателя, в отрасли, регионе и т.д.

Количественный  и персональный состав трудового  арбитража определяется сторонами.

Если арбитры  определены в коллективном договоре, соглашении, то целесообразно предусмотреть возможность их замены при наличии уважительных причин.

Законодательство  не устанавливает критерии подбора  арбитров трудового арбитража. Ими  могут быть любые дееспособные лица, в том числе работающие у данного  нанимателя.

Если стороны предусмотрели в трудовом арбитраже два арбитра и более, то целесообразно регламентировать порядок избрания председателя арбитра и правила принятия решений.

При разработке положений о трудовом арбитраже  стороны могут использовать нормы, регламентирующие деятельность Республиканского трудового арбитража.

Трудовой  арбитраж в пятидневный срок рассматривает разногласия сторон, получает необходимые документы и сведения, проводит консультации и встречи сторон с компетентными органами, принимает решение по спору, которое, как правило, носит рекомендательный характер. Однако стороны могут договориться об обязательности решения арбитража как до обращения в арбитраж, так и после вынесения им решения. Решение трудового арбитража подписывается арбитром (арбитрами) и направляется сторонам спора.

Трудовые арбитры

Трудовой арбитр – должностное  лицо, наделённое правом в установленном  порядке разрешать коллективные трудовые споры. Трудовыми арбитрами  могут быть совершеннолетние дееспособные физические лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование  и опыт работы по специальности не менее 3-х лет. При этом приоритет отдаётся научным работникам, общественным деятелям, высококвалифицированным авторитетным работникам органов государственного правления и других организаций.

Информация о работе Причины и обстоятельства трудовых споров