Предмет, метод и источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 05:18, реферат

Краткое описание

Трудовое право - это отрасль, которая регулирует отношения в процессе совместной трудовой деятельности.
Предмет:
1) трудовые отношения - между работником и работодателем, независимо от формы собственности
2) иные (непосредственно связанные с трудовыми) ст.1 - по организации и управлении трудом; по трудоустройству; по материальной ответственности; по разрешению трудовых споров и т.д.а.

Файлы: 1 файл

осн права.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

Раздел VIII. Заключительные положения

Помимо СК РФ, в отдельных случаях для  регулирования семейных отношений  применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации: ст. 17 и 21 — для определения понятий  семейной правоспособности и дееспособности; ст. 198—200 и 202—205 — при применении исковой давности к семейным отношениям; ст. 450, 451, 453 — при изменении и  расторжении брачного договора; ст. 169, 176—179 — при признании брачного договора недействительным; ст. 31—40 — при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и другие. Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

семейные  отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением  сторон;

применение  норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Другие федеральные  законы, регулирующие семейные отношения. К их числу, в частности, относится  Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации”. Завершают первую группу источников семейного права законы субъектов  Российской Федерации. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции  РФ, а также п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Причем в отдельных статьях СК РФ специально оговаривается возможность решения конкретного вопроса законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и условия, при наличие которых может быть разрешено вступление в брак до достижения шестнадцати лет. При этом субъектам Российской Федерации следует учитывать, что такие случаи должны быть обусловлены особыми обстоятельствами и носить исключительный характер.

Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые  принимаются во исполнение и в  соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 “О перечне видов  заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание  алиментов на несовершеннолетних детей” определены виды заработной платы и  дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, а также виды иных доходов, из которых взыскиваются алименты с родителей на содержание их несовершеннолетних детей. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 утверждено положение “О приемной семье”. Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, которые тем не менее не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права. Среди постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, принятых после введения в действие СК РФ, следует назвать постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 “О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов”, от 4 июля 1997 г. № 9 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления”, от 27 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, от 5 ноября 1998 г. № 15 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью правовой системы Российской Федерации. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., в Конвенции ООН “О правах ребенка” от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

В судебной практике при рассмотрении споров, вытекающих из семейных отношений, применяются  двусторонние международные договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Российская Федерация является участницей двусторонних международных договоров с Албанией, Алжиром, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираком, Йеменом, Италией, Китаем, Кубой, Кипром, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Монголией, Молдовой, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Швейцарией, Эстонией, Югославией. При применении международно-правовых норм действует следующее правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.

Брак  в семейном праве

Прежде всего необходимо отметить, что брак (брачные отношения) является одним из главных институтов семейного права Российской Федерации, поскольку брак это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей. Иными словами брак (брачные отношения) являются основополагающим началом правовых отношений между лицами, заключившими брак.

Однако, понятие брака не установлено (закреплено) в действующем Семейном кодексе Российской Федерации. Данный факт является следствием отрицательного подхода к нормативному закреплению понятия брака ранее действующим семейным законодательством. В теории семейного права Российской Федерации понятие брака вытекает из нормативных правовых актов, регулирующих брачные отношения, которые в первую очередь стоит рассмотреть.

Брачные отношения  это отношения между мужчиной и женщиной, заключившими брак (брачный  союз), в законодательстве Российской Федерации такие отношения именуются  семейными, семейно-брачными, брачно-семейными  отношениями.

Основополагающим  документом, регулирующим брачные отношения  в России, является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., (далее – Конституция  РФ).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Конституции  РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно  подпункту «ж» статьи 72 Конституции  РФ защита семьи, материнства, отцовства  и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. Следовательно, семейное законодательство находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Семейное  законодательство в Российской Федерации  состоит из Семейного кодекса  Российской Федерации (далее – Семейный кодекс РФ) и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее – законы), а также законов  субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации  регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным к ведению субъектов  Российской Федерации Семейным кодексом, и по вопросам, непосредственно не урегулированным Семейным кодексом. Следует отметить, что нормы семейного  права, содержащиеся в законах субъектов  Российской Федерации, должны соответствовать  настоящему Кодексу.

Так же на основании  и во исполнение Семейного кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные  правовые акты в случаях, непосредственно  предусмотренных Семейным кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Семейное  законодательство исходит из необходимости  укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви  и уважения, взаимопомощи и ответственности  перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи  своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Семейное  законодательство РФ устанавливает  условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и  признания его недействительным, регулирует личные неимущественные  и имущественные отношения между  членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и  иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в  семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Семейный  кодекс не содержит понятие брака. Принимая во внимание нормы Семейного законодательства, к юридически значимым признакам  брака следует отнести следующие  характерные черты:

• союз мужчины и женщины, поскольку в России признается и охраняется государством союз только брачный союз между мужчиной и женщиной;

• добровольный союз, для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

на волеизъявление лиц, вступающих в брак, не должны оказывать  давление иные лица;

• равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;

• союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Таким образом, брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный  с соблюдением порядка и условий, установленных законодательством  Российской Федерации, имеющий целью  создание семьи и порождающий  между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Каждый заключенный  брак в установленном законом  порядке порождает у супругов субъективные права и обязанности  личного и имущественного характера.

Законодательство  Российской Федерации придает юридическое  значение только зарегистрированному  браку.

Незарегистрированный  брак не порождает никаких правовых последствий, а также брак, заключенный по религиозному обряду или в соответствии с обычаями той или иной народности, не имеет правового значения.

Статья 163. Права и обязанности родителей  и детей

[Семейный  кодекс РФ] [Статья 163]

Права и обязанности  родителей и детей, в том числе  обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством  государства, на территории которого они  имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места  жительства родителей и детей  права и обязанности родителей  и детей определяются законодательством  государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца  к алиментным обязательствам и к  другим отношениям между родителями и детьми может быть применено  законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Комментарий  к статье 121 кодекса

1. Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими  родителями, всегда

относились  к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны

государства. В наше время официальное признание  получил термин "дети, оставшиеся

без попечения  родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь

специально  говорится в п.1 ст.20 Конвенции  о правах ребенка.

     Утрата детьми попечения родителей  может вызываться разными причинами.

Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст.121

СК определяет лишь основные из них. Начинаются они  с очевидных событий и завершаются

теми, существование  которых еще нужно доказать. С  другой стороны, приходится

иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К

первым относится: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной

заботу о  ребенке, защиту его прав; признание  родителей недееспособными; ограничение

или лишение  родителей родительских прав.

     Остальные из перечисленных в  п.1 ст.121 СК причин утраты родительского

попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем

из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском

учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда,

такое нежелание  в свою очередь может объясняться  как немотивированным уклонением

от выполнения родительских обязанностей, так и  стечением обстоятельств (новая

семья, проживание в другой местности и т.п.).

     Одной из форм проявления безразличия  к ребенку со стороны родителей  является

отказ взять  его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое

медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний

попадает  в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое

можно сказать  о ситуациях, когда ребенок находится  в воспитательном учреждении,

учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении,

куда он был  помещен родителями на время. Нежелание  взять ребенка домой в соответствии

с п.1 ст.121 СК может рассматриваться как основание  для последующего его устройства

в качестве утратившего попечение родителей. При этом не имеет значения, какими

соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего

ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать

ребенка без  уважительных к тому причин (см. ст.69 СК и комментарий к ней).

     Не исключается возникновение  какой-то другой жизненной ситуации, способной

повлечь за собой прекращение попечения  о ребенке со стороны его родителей.

Информация о работе Предмет, метод и источники трудового права