Предмет, метод и источники трудового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 05:18, реферат

Краткое описание

Трудовое право - это отрасль, которая регулирует отношения в процессе совместной трудовой деятельности.
Предмет:
1) трудовые отношения - между работником и работодателем, независимо от формы собственности
2) иные (непосредственно связанные с трудовыми) ст.1 - по организации и управлении трудом; по трудоустройству; по материальной ответственности; по разрешению трудовых споров и т.д.а.

Файлы: 1 файл

осн права.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

- Право на  социальное обеспечение

- Право на  жилище

- Право на  охрану здоровья и медицинскую  помощь

- Право на  справедливое взимание налогов

- Право на  восьмичасовой рабочий день, на  справедливые условия труда, равную  оплату за труд равной ценности  и т.д.

Культурные  права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

- Право на  образование

- Свобода  творчества (свобода литературного,  научного и других видов творчества  и преподавания)

- Право на  участие в культурной жизни

- Академические  свободы

- Право на  благоприятную окружающую среду

Обязанности человека, закрепленные в конституции:

1. соблюдать  конституцию и законы РФ

2. платить  законно установленные налоги

3. сохранять  природу и окружающую среду

4. беречь  памятники и природные ценности

5. воинская  обязанность

6. получить  основное общее образование

Документы в  области прав человека:

- Всеобщая  декларация прав и свобод человека (Ген.Ассамблея, 1948 г.)

- 2 конвенции:  о соц.-эконом.правах; о гражданских и политических правах, 1966 г.

- о защите  прав и свобод, 1950 г.

Президент РФ: конституционно-правовой статус

Глава 4, статья 80 Конституции

1. занимает  особое место, не входит ни  в одну ветвь власти, является  главой государства

2. представляет  страну внутри и на международной  арене

3. гарант  конституции

4. определяет  основные направления внутренней  и внешней политики

5. координирует  работу всех ветвей власти

Компетенция президента:

1. В сфере  законодательства (ст 84):

· Назначает  выборы в Гос.думу и рефередум

· Распускает гос.думу

· Вносит законопроекты  в гос.думу

· Подписывает  и обнародует законы

· Имеет право  отлагательного вето.

2. в военной  сфере(ст.87):

· является верховным главнокомандующим

· вводит военное  и чрезвычайное положение

3. в области  внешней политики (ст.86):

· осуществляет руководство внешней политикой

· ведет переговоры и подписывает международные  договоры

· назначает  послов

4. по отношению  к гражданам (ст.89)

· решает вопросы  гражданства

· предоставляет  политическое убежище

· осуществляет помилование

· награждает гос.грамотами

5. в сфере  исполнительной власти (ст.83):

· назначает  председателя Правительства с согласия Думы и всех других членов Правительства

· принимает  решение об отставке

· может председательствовать.

Требования  к президенту (Статья 81)

1. Президент  РФ избирается сроком на 6 лет  всеобщими выборами (мажоритарная  система) большинства - более 50%.

2. Президентом  РФ может быть избран гражданин  РФ не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в РФ не менее  5 лет.

3. Одно и  то же лицо не может занимать  должность Президента Российской  Федерации более двух сроков  подряд.

4. Президентство  в Кремле

5. Президент  принимает присягу

6. Прекращает  президентство при присяге нового  президента

Досрочное прекращение (ст.82):

1. Добровольная  отставка

2. стойкая  неспособность по состоянию здоровья

3. отрешение  от должности (импичмент) на  основе обвинения Президента в измене или в других страшных преступлениях.

Статья 93

1. Президент  РФ может быть отрешен от  должности Советом Федерации  только на основании выдвинутого  Гос.Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение  Гос.Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Гос.Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Гос.Думой.

3. Решение  Совета Федерации об отрешении  Президента РФ от должности  должно быть принято не позднее  чем в трехмесячный срок после  выдвижения Гос.Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Федеральное Собрание: состав и полномочия

Федеральное Собрание - это представительный и  законодательный орган, орган профессиональный, постоянно действующий (ст.94)

Федеральное Собрание состоит из 2х палат: Совет  Федерации и ГосДума.

Совет Федерации  выражает интересы субъектов. В него входят по 2 представителя от каждого субъекта: один от законодательного, один от исполнительного органа (ст.95).

Компетенция Совета Федерации (ст.102):

1. утверждение  изменения границ между субъектами  РФ

2. утверждение  указа Президента РФ о введении  военного и чрезвычайного положений

3. назначение  выборов Президента РФ

4. отрешение  Президента о должности

5. назначение  на должность судей, ген.прокурора и его освобождение от должности.

Госдума состоит  из 450 депутатов (ст.95,96), которые избираются на 5 лет.

Депутатом может  быть гражданин, достигший 21 года. Избираются по пропорциональной системе (7% - проходной  барьер)

Компетенция Госдумы (ст.103):

1. дача согласия  Президенту РФ на назначение  Председателя Правительства РФ.

2. решение  вопроса о доверии Правительству  РФ

3. объявление  амнистии

4. выдвижение  обвинения против Президента  РФ для отрешения его от  должности

Обычные законы принимаются Госдумой большинством голосов, а Совет Федерации одобряет их или не одобряет. Госдума назначает  Уполномоченного по правам человека, Председателя ЦБ, председателя счетной  палаты.

Госдума может  быть распущена в 3х случаях (ст.111,117):

1. если Госдума  трижды отклонила кандидатуру  председателя Правительства

2. если госдума дважды выражает недоверие Правительству в течение 3х месяцев

3. председатель  Правительства ставит вопрос  о доверии перед госдумой и дума отказывает.

В последних  двух случаях Президент решает: либо распустить госдуму, либо отправить в отставку Правительство.

Судебная  власть

Судебная  власть - осуществляет правосудие.

Особенности:

- осуществляется  только судом;

- судьями  могут быть только граждане  РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее  юридическое образование и имеющие  стаж работы 5 лет, а также квалификационный  экзамен.

- судьи независимы;

- финансирование  судей из федерального бюджета;

- судьи несминяемые;

-судьи неприкосновенны,  но лишить судью неприкосновенности  с согласия судебной коллегии;

- судебные  разбирательства открытые, основанные  на состязательстве и равноправии сторон.

Состоит:

-конституционный  суд (ст.121), состоит из 19 судей  назначаемых на 12 лет; судьей этого  суда можно быть только один  раз.

Компетенция (ст.125)

1. Он решает  вопросы о соответствии Конституции  нормативных актов (законов).

2. Решает  вопросы о компетенции между  высшими органами государственной  власти.

3. Он толкует  Конституцию.

Граждане  могут обратиться в него с жалобой  на нарушение конституционных прав.

- Суды общей  юрисдикции -рассматривают дела между гражданами и организациями:

1. В рамках гражданского судопроизводства (семейные и т.д.).

2. В рамках  уголовного.

3. Административного  (жалобы и действия органов  власти).

4. Конституционные.

Состоят из 3 звеньев:

1. Городские  и районные суды.2. Суды субъекта (областные суды, рассматривают тяжкие, особо тяжкие, жалобы на городские  и районные суды - кассационные  жалобы).

3. Верховный  суд - надзорные функции по  отношению к другим судам.

Принято считать, что созданные мировые судья  и мировые суды считаются 4-м звеном, более мелкие дела рассматривают они, являются судами субъектов. Федеральные судьи назначаются пожизненно, а мировые на 5 лет.

- арбитражные суды, которые состоят из:

1. арбитражный  суд субъекта

2. окружной  арбитражный суд

3. высший  арбитражный суд (в Москве).

В России действуют  суды присяжных заседателей, их 12, присяжный  не может быть профессиональным юристом.

Присяжные выносят  вердикт или обвинительный, или  оправдательный, а само решение выносит  судья.

Правоохранительные  органы - прокуратура осуществляет надзор за законностью, адвокатура, нотариат, министерство внутренних дел - полиция.

1.Понятие  права, сущность.

Со-отношение права и морали.

Право (в  обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование общественных отношений. В субъект. смысле право – мера юридически возможного поведения субъекта призванная удовлетвор. собственные инте- ресы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Нормы выражают содержание права. Ф-ции права: (основные направления правового воздей-ствия на общественные отношения) 1. общесоциальные:  экономическая, политическая, воспитательная; 2. специально юридические: регулятивная,охра- нительная. До XIVв. мораль как бы включалась в право.  По Канту мораль – сфера внутренней свободы человека, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значительные различия. Общее: они оба явл. основными социальными регуляторами, тесно взаимодействуют м/у собой в упорядочении обществ-х отношений. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регулирования.

Россия - федеративное государство

Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. В состав РФ входят 21 республика, 49 областей, 6 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.

Хотя субъекты Федерации имеют различные названия, все они созданы и действуют  по единым принципам. Основными принципами российского федерализма являются принципы равноправия субъектов  Федерации, государственной целостности, разграничения предметов ведения  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации и другие.

Фед. Собрание РФ - законодательный орган власти и т.д.

Федеральное собрание РФ - это наш парламент  высший законодательный орган. Состоит  из двух палат: верхняя палата (гл.5) совет федерации, нижняя палата государственная  дума. Современный российский парламент - Федеральное Собрание РФ ~ был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом РФ. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и  формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя  от законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (туда входит наш  губернатор Михальчук) Нижняя палата - Государственная Дума - избирается гражданами Р Ф путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре гада и состоит из 450 депутатов. Основной функцией палат Федерального Собрания

является  принятие законов. Конституция РФ предусматривает  возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных  конституционных.

Органы  исполнительной власти (органы гос. управления): понятие, виды, характеристика, полномочия

Правительство РФ является высш. органом фед. исполнительной власти, осущ. общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отд. отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и образующих вместе с ним систему фед. органов исп. власти. В систему фед. органов исп. власти входят: фед. министерства, госуд. комитеты, фед. комиссии, российские агентства и фед. надзоры.

Министерство  РФ - это фед. орган исп. власти, проводящий госуд. политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит определенной отраслью. Во главе стоит министр, который назначается и смещается с должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Гос. комитет РФ и федеральная комиссия России - это фед. органы исп. власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Создание, ликвидация и реорганизация гос. комитетов и фед. комиссий входит в компетенцию Президента РФ, а назначение на должность и освобождение от должности глав этих ведомств осуществляется Правительством РФ. Во главе государственного комитета состоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии - председатель федеральной комиссии.

Фед. служба России, российское агентство, федеральный надзор России - это фед. органы исп. власти, осуществляющие специальные функции (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферах ведения. Федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляется Правительством РФ, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

52. Порядок  обращения с жалобами на акты  или действия органов государственного  управления и должностных лиц

Жалобы - обращения  с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями гос. органов, должностных лиц (т.е. лиц, занимающих должность в госуд. органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями. Порядок обращения - письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению. Сроки до 1 месяца со дня поступления в соответствующий органы власти и регистрации, сокращенные не познее15 дней если не требует дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. Общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения. Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия [бездействие] обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается. Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов. Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность. Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Информация о работе Предмет, метод и источники трудового права