Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:09, реферат
Трудовое право регулирует трудовые отношения. В недалеком прошлом они были трудовыми отношениями только рабочих и служащих, поскольку их труд базировался на государственной собственности, которая практически являлась единственной формой собственности. Кооперативно-колхозная собственность, закрепленная Конституцией 1977 г., очень близко примыкала к государственной собственности.
Введение
1. Предмет трудового права
2. Механизм правового регулирования общественного труда
3. Трудовое право и рынок труда
Заключение
Список литературы
В соответствии со ст. 24 (п. 12) Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Материальное обеспечение народных заседателей за время участия в осуществлении правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 17 ноября 1999 г.N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации 5. За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (п. 4 ст. 11).
Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ.
Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298. В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.
Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе.
B
соответствии со ст. 9 Закона РФ
"О коллективных договорах
и соглашениях" лица, участвующие
в переговорах в качестве
Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).
Коллективным договором может быть предусмотрено освобождение от работы тех лиц, которые по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед работодателем, в судах и иных государственных органах. В подобных случаях в коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и источник гарантийной выплаты.
Для выборных профсоюзных работников гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Применительно к членам комиссий по трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего заработка см. ст. 139 ТК.
Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
Гарантии выборным работникам, занятым в государственных органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе не называются. Их можно найти в первую очередь в федеральных законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", ст. 26 "Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы" и др., в которых подробно освещены гарантии и компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам.
Условия осуществления лицом, избранным в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ, депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ6.
В
соответствии со ст. 8 Федерального закона
от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
с последующими изменениями и дополнениями
статус и социальные гарантии депутатов,
членов других выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных
лиц местного самоуправления, основания
и порядок прекращения их полномочий,
гарантии прав должностных лиц местного
самоуправления определяются в Уставе
муниципального образования. Устав принимается
представительным органом местного самоуправления
или населением непосредственно7.
3.
Трудовое право
и рынок труда
Основополагающими положениями, регулирующими отношения граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов. Так в ст.37 Конституции РФ содержится:
1.
Труд свободен. Каждый имеет право
свободно распоряжаться своими
способностями к труду,
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4.
Признается право на
5.
Каждый имеет право на отдых.
Работающему по трудовому
Отсюда
видно, что среди прав, гарантируемых
Конституцией, нет действовавшего в
СССР права на труд, т.е. гарантированного
права на занятость. Какие же гарантии
в области занятости
Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам:
Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.
1.Государство
обеспечивает дополнительные
2.
Квота для приема на работу
инвалидов устанавливается в
соответствии с Федеральным
3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.
Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона.
1.
Государство гарантирует
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
В
условиях формирования рынка труда становится
правилом установление размера оплаты
труда на основе договорного регулирования
(коллективного и индивидуального), что
создает эффект полной свободы основных
партнеров на рынке труда и невмешательства
государства в регулирование заработной
платы (кроме нормирования оплаты труда
работников, занятых в бюджетной сфере).
Такое положение, казалось бы, дает повод
сделать концептуально важный вывод: рынок
труда и принцип равной оплаты за равный
труд - явления, взаимоисключающие друг
друга. Однако право на равное вознаграждение
за труд равной ценности без какого бы
то ни было различия последовательно закрепляется
в международных актах (во Всеобщей декларации
прав человека, Международном пакте об
экономических, социальных и культурных
правах) и в нормах российского законодательства.
Что же включается в содержание данного
права? Прежде всего это запрещение дискриминации
в оплате труда. Первоначально основанием
для дискриминации в оплате труда, запрещенной
международной конвенцией, стал признак
пола. Конвенция N 100 "Относительно равного
вознаграждения мужчин и женщин за труд
равной ценности" (1951 г.), ратифицированная
СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип
равного вознаграждения мужчин и женщин
за труд равной ценности как на основную
заработную плату, так и на всякие иные
вознаграждения, предоставляемые прямо
или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем
трудящемуся в силу выполнения последним
какой-либо работы. Она определяет равное
вознаграждение за труд равной ценности
как вознаграждение, определяемое без
дискриминации по признакам пола. Затем
перечень оснований, по которым запрещается
дискриминация в оплате труда, существенно
был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию
N 111 "Дискриминация в области труда
и занятий" (1958 г.), в которой дискриминация
определяется как "всякое различие,
недопущение или предпочтение, проводимое
по признаку расы, цвета кожи, пола, религии,
политических убеждений, иностранного
происхождения, социального происхождения
(или по любой другой причине, оговоренной
государством) и приводящее к уничтожению
или нарушению равенства возможностей
доступа к труду и к различным занятиям,
а также к профессиональному обучению".
Указанные основания дискриминации признаются
недопустимыми не только при решении проблем
"доступа к труду", но и для реализации
других прав человека в сфере труда, включая
право на равное вознаграждение за равный
труд.