Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:47, реферат
Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление со стороны не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 гг.) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор.
Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом
См.: Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права: Автореф. докт. дис. М., 1988. С. 6-7.
Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558.
95
регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.
Так, проекты законодательных
актов, затрагивающих социально-
Все нормативные условия
социально-партнерских
Первичный профсоюзный орган в организации (профком) в соответствии с Кодексом принимает участие в правоприменении.
На практике до сих пор почти во всех организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве. Различие между трудовым коллективом и профсоюзной организацией в том, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т. е. правами, в процессе управления социальными делами организации.
Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например профсоюзный орган организации, защищая интересы работника, принимает обязательное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 ТК).
Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.
Право профсоюзов на участие
в нормотворческой и
96
Профсоюзы, согласно ст. 11 (п. 1) Закона о них, вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Права профсоюзного органа организации по его участию в применении работодателем многих норм трудового права предусмотрены в различных главах Трудового кодекса.
Права профсоюзов в сфере
трудовых отношений можно
1) по степени обязанности;
2) по степени их
самостоятельности;
3) по содержанию;
4) по кругу лиц, т. е. чьи права и интересы он вправе представлять и защищать.
Рассматривая классификацию прав профсоюзов по степени их самостоятельности, следует выделить три группы прав:
а) самостоятельные права в области профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы самостоятельно выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров;
б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем (его представителем), органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (управлением трудом). Так, например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в случаях, предусмотренных законодательством;
в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных началах заключаются соответствующие соглашения между объединениями работодателей, объединениями профсоюзов и органами исполнительной власти.
Права профсоюзов можно классифицировать по их содержанию. Такая классификация имеет место в зависимости от вопросов, в решении которых профсоюзы принимают участие. Сюда можно отнести вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем отдыха 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров и т. д.
При классификации прав профсоюзов по кругу лиц, в защиту которых они выступают, можно выделить две группы прав: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от пребывания в профсоюзе.
Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Они:
принимают участие в разработке государственной политики занятости;
97
защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных;
предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства;
осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости;
имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.
Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.
Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 21 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
1. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право:
вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников;
содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Массовое увольнение
работников может осуществляться
лишь при условии
4. Органы исполнительной
власти, работодатели проводят по
предложению профессиональных
98
По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.
5. Профессиональные
союзы, иные представительные
органы работников вправе
6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке* •
Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.
Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально-партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением (см. подробнее гл. 7 учебника).
Права профсоюзов по социальной защите работников предусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников) и соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.
Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 году Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам.
Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в разработке нормативных правовых актов.
При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные ин-
99
спекции действуют на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц работодателя, виновных в трудовых правонарушениях.
Права профсоюзов по контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профсоюзный орган организации осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и соответствующим образом реагирует на них, совместно с работодателем разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.
§ 3. Гарантии прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников
Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гарантии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд для профсоюзных выборных работников.
Материальные и юридические гарантии прав профсоюзов и их деятельности предусматриваются в гл. III (ст. 24—28) Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 374—378 ТК.
Эти гарантии заключаются в следующем.
1. Все работодатели,
администрация,
2. Организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу среди работников.
3. Работодатель
обязан предоставить
в соответствии со
ст. 377 ТК соответствующему выборному
профсоюзному органу
100
4. Работодатель предоставляет профсоюзному органу бесплатно транспортные средства и средства связи.
5. Здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей, а также детские лагеря находятся на балансе организации, но передаются профсоюзному органу в бесплатное пользование (включая аренду). Хозяйственное их содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование производятся за счет организации. В собственности профсоюзов могут также находиться земельные участки, научные и образовательные учреждения, издательства? типографии, ценные бумаги и иное имущество для их уставной деятельности.